К одному из приоритетных направлений формирования глобального информационного общества относится информатизация образования. И поскольку образование становится открытым и непрерывным, ученики должны быть подготовленными к пониманию смысла компьютеризированной реальности.
Реформа отечественной школы продолжается уже не одно десятилетие. Однако информатизация при этом до сих пор не рассматривается как сущность реформы. Компьютерные технологии существуют как бы отдельно от общих проблем содержания и методов обучения, от организационных форм управления учебным процессом.
Современная школа, каковы бы ни были ее концепция и авторская программа, должна соответствовать информационному обществу. При этом у нее должны быть не только собственная модель информатизации, специфическая информационно-образовательная среда в образовательном пространстве региона, но и коллектив, владеющий ИКТ и информационной культурой, объединенный общими педагогическими целями и задачами.
В нашей гимназии разработана и внедрена модель информационно-компьютерного центра, отражающая основные направления компьютеризации образовательного учреждения. Центр стал условием комплексного подхода к образовательной деятельности гимназии, позволяя раскрыть содержание и организацию использования новых технологий в различных звеньях учебно-воспитательного процесса. Это касается как преподавания учебных предметов, работы медиатеки, управленческой, прогностической и аналитической деятельности, так и развития телекоммуникационных связей.
Комплексная информатизация предполагает целый ряд важных моментов:
создание материально-технической базы для информатизации школы;
наличие выделенной линии Интернета;
повышение квалификации, переподготовки учителей в соответствии с новыми целями, структурой и содержанием образования по информатике в школе;
организация и методическое обеспечение самостоятельной работы школьников;
увеличение времени их индивидуального общения с преподавателями;
совершенствование организации учебного процесса с использованием ИКТ;
обучение информатике в школе в соответствии с новой структурой обучения этому предмету;
создание информационного образовательного пространства школы и вхождение в единое информационное пространство региона, страны, мира.
При этом если взять каждый из этих пунктов, то его, в свою очередь, также можно разбить на целый ряд направлений. Так, к примеру, создание материально-технической базы подразумевает наличие в образовательном учреждении:
– кабинетов информатики для учеников старших классов и среднего звена, а также отдельно – для начальных классов;
– кабинета компьютерных технологий;
– медиатеки;
– автоматизированной системы школы Easy School (модулей «Автоматизированное рабочее место завуча» и «Кадры»), а также автоматизированного бухгалтерского учета;
– оборудованного компьютерной техникой кабинета школьного психолога;
– мультимедийных проекторов;
– внутришкольной интегрированной информационной среды на базе локальной компьютерной сети, которая обеспечивала бы доступ к школьному серверу из дома, из медиатеки и других мест;
– электронной почты;
– школьного сайта и так далее.
На конец 2005-2006 учебного года в гимназии оснащенность компьютерной техникой составляла один компьютер на десять учеников, что достаточно высокий показатель.
Мы разработали разноуровневую подготовку учителей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности. Было выделено 4 уровня подготовленности учителей исходя из дисциплин, которые они преподают: гуманитарные; естественно-математические; смежные с информатикой, а также собственно информатика. Также отмечены элементы системы подготовки (уровневость, цикличность, этапность, преемственность) и определены педагогические условия, обеспечивающие процесс ее формирования у учителей на основе выделения базового и вариативного компонентов компьютерного образования (наличие вычислительной техники, программа курса, комплексы педагогических средств и так далее).
Исследуя проблему повышения квалификации учителей для использования ИКТ в образовательном процессе, мы создали специальную программу, включающую три этапа:
осознание педагогами роли информационных технологий в современном мире и современном образовании, изучение теоретических положений, определяющих цели, содержание, формы, средства и методы повышения квалификации учителей с учетом различной их базовой подготовки;
изучение техники и программно-методических комплексов, свободное владение средствами информатики и вычислительной техники;
творческое использование технических средств, восприятие компьютера как индивидуального средства обучения, новой формы организации учебного процесса.
Постоянная работа с педагогическим коллективом по развитию профессиональных навыков дала положительные результаты: если в 1985 году этот показатель составлял лишь полпроцента, то в 2006 году уже 80 процентов учителей владели компьютерными технологиями и применяли их во время учебного процесса.
Обновление содержания образования на современном этапе связано прежде всего с появлением предмета «Информатика». Теоретическая компонента концепции базового курса включает в себя научное содержание, обеспечивающее решение первой задачи общего образования – формирование основ научного мировоззрения школьников. То есть речь идет о получении учениками знаний об основах научного подхода к информационной области действительности.
Следовательно, можно выделить и цели изучения образовательной области предмета «Информатика»:
формирование научного мировоззрения;
развитие у школьников теоретического мышления и формирование нового, так называемого операционного мышления;
подготовка школьников к жизни и труду в информационном обществе.
В соответствии с новой структурой обучения информатике в школе выделяются три основных этапа обучения данному предмету:
1-й этап (1-6-й класс) – пропедевтический. Здесь происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры;
2-й этап (7-9-й класс) – базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике;
3-й этап (10-11-й класс) – продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов, склонностей и направленности допрофессиональной подготовки учеников.
Преподавание информатики в школе имеет огромное значение для формирования системно-информационного мировоззрения личности и информатизации образования. С 1985 года в школе началось преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники» в старших классах. С 1991 года по дополнительному образованию был введен соответствующий курс в 5-9-х классах. А в течение последних лет изучение информатики в гимназии ведется с пропедевтического курса, то есть непосредственно с первого класса. Это позволяет высвободить время для последующего более глубокого изучения курса и применения ИКТ при конструировании, моделировании, развитии системного мышления. К сожалению, далеко не в каждой школе преподавание этого предмета ведется в соответствии с новой структурой обучения информатике.
Хочу сказать, что коллектив гимназии проделал большую работу по созданию информационного пространства школы и объединению его с другими пространствами. Вряд ли мы добились бы таких результатов, если бы не сформировали в учебном заведении мощную материальную базу, которая включает компьютерную технику и программно-педагогические средства обеспечения образовательного процесса и управления гимназией. Дальнейшее развитие информатизации создает предпосылки для более глубокого внедрения технологий обучения и форм организации учебного процесса, основанных на комплексном применении информационных технологий.
Да, можно сказать, что ИКТ в учебном процессе школы применяются все-таки достаточно фрагментарно. По большей части отсутствуют единое направление и системный подход к планированию, разработке, внедрению и организации постоянного использования программно-педагогических средств на основе новых информационных технологий.
При этом мы имеем полное право утверждать: комплексная информатизация – необходимое условие развития системы образования и достижения ее главных целей. Поэтому для дальнейшего совершенствования системы образования в учебном заведении необходимо серьезное улучшение организационной работы по его комплексной информатизации.
Комментарии