«Хочешь быть певицей? Сначала получи нормальную профессию!» – подобные высказывания нередки среди родителей подростков. Творческие специальности зачастую не воспринимают всерьез. Однако профессионализм в сфере искусства никто не отменял. О том, каково это сегодня – готовить вокалистов, рассказала Наталия Куликова, педагог по вокалу Тверского колледжа культуры имени Н.А. Львова.
Наталия (она же – певица Любомира) воспитывалась в творческой семье профессиональных музыкантов. Папа – заслуженный работник культуры, лауреат премии Губернатора Тверской области Владимир Деревягин, великолепный баянист, аранжировщик, педагог. Писал стихи, музыку в разных жанрах, руководил народно-певческими коллективами, создал ансамбль народных инструментов. Мама Наталии – заслуженный работник культуры Людмила Деревягина, всю жизнь работала с детьми, обучала пению, одна из первых в Тверской области создала детский вокальный ансамбль «Колокольчик», в котором Наталия сама сделала свои первые шаги как вокалистка – с 7 лет. Людмила Петровна писала музыку для песен ансамбля.
Как предполагает Наталия Владимировна, именно родители повлияли на ее выбор профессии педагога. Сама она не сразу занялась обучением детей. После того, как окончила дирижерско-хоровое отделение Тверского музыкального училища по классу «Народный хор», начинала свой путь в ДК города Торжка, руководителем и автором песен вокальной шоу-группы «Ассоль», затем 7 лет работала бэк-вокалисткой в группе. Активно гастролировала, развивала свой проект в стиле этно-поп «Любомира», в котором песни писала сама, несколько композиций подарили друзья-музыканты.
К преподаванию Наталия пришла позднее, к настоящему времени она в этой профессии более 10 лет. Как признается педагог, поначалу было трудно, не хватало опыта, но помогло стремление учиться. Как педагог Наталия Владимировна стала лауреатом премии Губернатора Тверской области в сфере культуры и искусства в номинации «За достижения в области педагогической деятельности в сфере культуры и искусства», имеет благодарности от Центра культуры народов России, от главы города Твери. Наталия также известна как певица Любомира, выпустила 2 альбома. Вот что она рассказала сетевому изданию «Учительская газета» о своей работе.
– Какие особенности творческих специальностей Вы отметили, ведь музыка – это труд, а не просто развлечение?
– Конечно, в музыке, как и в любом другом направлении, важна трудоспособность. По своему опыту, знаю точно, даже самые посредственные вокальные данные можно развить до очень серьезного уровня. Главное, чтобы было желание развиваться, и, конечно, грамотный наставник!
– Дети в 13–16 лет требуют особого подхода. Как Вы его находите, должен ли педагог быть еще и психологом? Как замотивировать подростка заниматься регулярно, не бросать начатое?
– Педагог, в первую очередь, психолог, даже если нет специального образования. Ведь каждый ребенок требует особого подхода, не только подросток. При этом подростки – отдельная история. Я рада, что мне удается найти с ними общий язык, я сама мама и прошла вместе с сыном все трудности этого периода…
Необходимо стать наставником, чтобы ребенок мог верить и доверять, тогда и результаты не заставят себя ждать. А когда ученик добивается хороших результатов, будь то конкурсы, концерты или другие достижения, это и будет лучшей мотивацией. Я очень много разговариваю со своими учениками, объясняю, что их комплексы – это все временно, стараюсь научить избавляться от внутренних зажимов, любить свой голос, сцену, творчество. Вообще, все возможно только через любовь!
– Какие методики Вы используете в преподавании, есть ли необычные или авторские, например?
– За многие годы преподавания, конечно, своя методика выработалась. Но я постоянно ищу что-то новое, учусь, да и основы никто не отменял. Моя главная задача – дать детям базу, без которой невозможно развивать технически свой голос. Иногда я сама придумываю какие-то упражнения, очень многое использую из школы Рэйчел Портер и других именитых педагогов.
Хочу отметить, насколько важно для педагога самообразование и глубокие знания предмета. Много лет я руковожу педагогической практикой у студентов колледжа и наблюдаю такую картину: приходят студенты, у многих отношение «я преподавать не собираюсь, это не мое!» А потом, когда получают диплом, многие оказываются преподавателями в частных студиях. Хорошо, если их знаний хватает, чтобы хотя бы не испортить голос. Но бывает и хуже… Поэтому я сама им на уроках все подробно объясняю, что, зачем, как и для чего, ну и требую соответственно – так же максимально.
Конечно, педагог должен получить большой опыт, чтобы набраться профессионализма в работе, без этого никак. Я сама была студенткой и довольно ленивой. Я своих практикантов понимаю и все же не могу допустить дилетантства в этом направлении. Меня очень радует, что многие студенты с удовольствием ходят на мои занятия, задают вопросы, познают, саморазвиваются. За ними ведь будущее музыки и вокальной педагогики!
Поэтому я работаю в государственной структуре, а не в частной студии – потому как за оплату ученики ждут, что им будет позволено все, чего они хотят. А я педагог строгий и требовательный, могу похвалить, могу и поругать, задачи ставлю максимальные, и воспитательные в том числе. Да и работать в хорошем трудовом коллективе – удовольствие! Мне повезло и с администрацией колледжа, во всем помогают, поддерживают.
– Каковы Ваши ожидания как педагога и насколько они совпадают с реальностью?
– Я стараюсь не строить никаких ожиданий. На моем опыте, дети раскрываются на 2-3 году обучения; одаренные, конечно, раньше. Бывает, что ребенок сам петь не хочет, а хочет его мама, и заставляет его, бедного, проходить через это все. Это самый сложный случай, с родителями труднее, чем с детьми, практически невозможно убедить того, кто на своей волне. Дети же пока не «отформатированные», их еще можно научить чему-то хорошему, привить музыкальный вкус, культуру пения и поведения на сцене. Это я считаю своей главной задачей.
Мы много поем из этнического репертуара, в нем есть смысл, музыка, настроение. Конечно, и советские, и современные композиторы – все в репертуаре используем. Стилевое направление разнообразно: и джаз, и поп, и рок, но всегда внимательны к текстам, на всех языках, не допускаю пошлости и глупости.
– Расскажите, пожалуйста, о наиболее выдающихся успехах Ваших учеников.
– Мне очень приятно и радостно, что я продолжаюсь в своих детях. В прошлом году выпустилась Екатерина Шагина, она дважды становилась стипендиатом Губернатора Тверской области, многократно получала гран-при на конкурсах, обладатель национальной премии «Будущее России», именно она первой начала исполнять мои песни. Катя – одна из востребованных молодых исполнительниц в нашем городе, обладает ярким тембром голоса, на сцене проживает каждую песню, публика ее очень любит!
Не могу не сказать о моей радости за мою выпускницу 2020 года Лилию Петрову, сейчас она продолжает обучение у другого педагога. Лилия стала участницей ТВ-шоу «Ты – супер», очень ярко выступила! Лилия тоже исполняет мои песни, что не может не радовать меня, как автора. Многократный обладатель гран-при на всевозможных конкурсах, очень талантливая девушка с низким сочным тембром голоса!
Хочу отметить Анастасию Быкову, она два года была моей студенткой, получила стипендию Губернатора в 2021 году. Настя много лет является солисткой дуэта с братом Ильей «Витамин В», теперь это целая группа музыкантов, и все – выпускники нашего колледжа. Группу знают не только в Твери, но и за пределами области. С Настей работать было довольно легко, она музыкальная, схватывает «на лету». В 2022 году также стали стипендиатами Губернатора еще две мои «соловушки» – Кристина Аксенова и Полина Грознова, очень одаренные девочки! Так что я счастливая «многодетная мама».
– Расскажите, пожалуйста, о Вашей концертной деятельности, записи новых песен. Исполняют ли их ученики?
– В последнее время я крайне редко выхожу на сцену. Педагогическая работа отнимает много времени, и на все остальное остается крайне мало. Но я очень люблю работу в студии. Недавно вышла новая песня, у которой уже появился исполнитель, но пока я не буду раскрывать все карты. Песни пишу не часто, у меня слишком высокие требования к самой себе, поэтому не получается штамповать. Конечно, мои ученицы поют мои песни, это уже такая традиция у нас, да и свой авторский репертуар – это всегда некая изюминка!
Есть у меня еще одна профессия, я – аранжировщик, автор всех аранжировок к спектаклям Тверской школы-мюзикла и театра «Премьер» под руководством Андрея Корякова. За последние пять лет – точно. К своим песням основу тоже часто делаю сама.
Вообще это очень увлекательный процесс – создавать музыку. Иногда я своим ученикам пишу аранжировки, когда нет в интернете минуса или не устраивает качество, а песня хорошая. Много работаю в качестве студийной бэк-вокалистки, это тоже очень интересная работа – быть частью процесса создания песни. Много лет сотрудничаю с известными исполнителями в этом качестве, очень люблю работать с Михаилом Шуфутинским – потрясающий человек, музыкант высокого уровня!
С 2003 по 2010 годы была бэк-вокалисткой группы Михаила Круга «Попутчик». Объездили почти всю Россию, были в Латвии, Казахстане… В самом начале работы для меня шансон как жанр был непонятен и далеко не близок. Я росла на Аббе, Хьюстон, Керри, Цое, слушала рок-оперы, поэтому шансон не понимала. Но возможность работать на сцене, ездить с коллективом на гастроли меня привлекала всегда!
Поначалу было сложно, большой объем материала нужно было выучить практически за два дня, да и не очень понимала, как вести себя на сцене, как держаться. Бэк-вокалистка – это непростая роль в группе, тут важно знать весь материал, подхватывать в нужный момент, быть не просто частью команды, но и украшением, и «надежным плечом». Постепенно втянулась, стало нравиться, а потом уже не представляла свою жизнь без этого!
Конечно, трудностей было много: недосыпы, смена часовых поясов, долгие перелеты, переезды… Но зато какой колоссальный опыт я получила, работая с ребятами! Мы очень много ездили по самым дальним уголкам страны: Дальний Восток, Красноярский край, не говоря уже о центральной России. Бывали и за ее пределами. Почти каждый год – летний фестиваль в Юрмале, гостеприимные Казань и Казахстан, сейчас уже не смогу перечислить все. С огромным теплом вспоминаю то время, с ребятами до сих пор теплые, родные отношения. Много было спето хороших, добрых песен.
Более 15 лет я сотрудничаю с аранжировщиком, звукорежиссером, композитором и саундпродюсером Денисом Деревеницким – вместе создавали все аранжировки моих песен, он является автором песни «Два берега» из альбома «Ветры», автором текста к песне «Над землей» на музыку В. Терентьева. Человек творчески очень одаренный!
Именно в его студии я получила огромный опыт работы в профессии бэк-вокалистки и аранжировщика, он помогал мне в написании текстов к песням, указывал на ошибки, многому научил и в исполнительском мастерстве. Вообще, работа в студии – это особая атмосфера, кардинально отличающаяся от работы на сцене. Создавать или участвовать в создании песен для меня сейчас гораздо интересней, чем просто исполнять их.
«Оберег» Михаил Бессонов & Любомира
Сейчас я сотрудничаю с еще одним талантливым человеком – поэтом и композитором Михаилом Бессоновым. Недавно вышла наша совместная работа, романс «Оберег», который мы исполнили дуэтом. У нас в работе – другой дуэт с Михаилом, тоже романс. Жанр сложный, но очень интересный, да и песни у Михаила высоко художественные.
Есть у меня еще направление, помимо авторских песен: я попробовала сделать обработку фольклорной песни Тверской области «На синем море», на которую сняла клип. Он вышел в 2020 году, его крутят по каналу «Жар-птица».
Любомира. На синем море
– Куда после обучения идут работать Ваши выпускники? В какие вузы поступают?
– Моя выпускница детской школы искусств Анастасия Дубневская окончила колледж культуры, отделение «Музыкальное искусство эстрады». Другая выпускница той же школы – Изабелла Идигова – поступила в Тверской музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского, на вокальное отделение. В настоящее время готовлю еще одну свою выпускницу к поступлению в колледж культуры, на отделение музыкального искусства эстрады.
Выпускница колледжа культуры имени Н.А. Львова Анастасия Быкова, о которой я уже говорила, продолжила обучение в Тверском государственном университете (в Институте педагогического образования и социальных технологий, на кафедре музыкального и изобразительного искусства в образовании). Многие выпускники колледжа культуры (вокалисты) работают по специальности в Твери, в различных студиях.
Комментарии