Если школа хочет работать по-настоящему, статус юридического лица ей необходим как воздух. Особенно когда деньги выделяются только на зарплату. Приходится, что называется, “крутиться”, и в такой ситуации лучше, если школа может решать свои финансовые проблемы без оглядки на органы управления образованием.
Совсем не потому, что последние могут чинить какие-то препятствия. Но сама особенность централизованной бухгалтерии такова, что, если проводить все документы через нее, оперативность заметно снижается. Ведь сначала надо отнести в районный отдел образования счет, затем он должен дождаться своей очереди – школа же в районе не одна и т.д. Наша гимназия имеет статус юридического лица уже почти восемь лет, и решать многие вопросы нам куда легче. В конце концов на счете отдела образования может просто не быть необходимой суммы, у него могут возникнуть более важные с его точки зрения расходы. Имея свой счет, я всегда точно знаю, какой конкретной суммой располагаю, и всегда могу четко распределить эти деньги. А значит, тверже (насколько это, конечно, сегодня возможно) стою на ногах. Плюс – мне не нужно никому предварительно объяснять целесообразность той или иной затраты. Нет, конечно, это не значит, что школа – моя вотчина и я распоряжаюсь ее деньгами, как мне вздумается. Мы отчитываемся за каждую потраченную копейку, и если она ушла не по назначению, это чревато для ответственных за это людей, и в первую очередь для меня, огромными неприятностями. Но если отчитываться только постфактум, экономится и время, и здоровье. Если я уверен, что трачу школьные деньги по назначению, уверен, что их нужно израсходовать именно на то, на что мы решили, и располагаю необходимой суммой, мне не нужно переживать по поводу того, что я могу не получить последнюю. К тому же если нам нужны наличные – за них приобретать что-либо порой выгодней, чем безналичным путем, я без проблем могу взять эти деньги в банке – лишь бы остаток на счете позволял. Главное – потом отчитаться, документально подтвердить, что я не переложил эти деньги в свой карман.
Понятно, что чем больше самостоятельности, тем больше ответственности. Если все деньги идут через централизованную бухгалтерию отдела образования, то он за них и отвечает, а не школа. А потому до того, как наша гимназия обрела статус юридического лица, проверяли не нас, а отдел. Конечно, проверяющие появлялись и в школах, но не больше, чем на день, и опять же переживать в этом случае приходилось не столько их администрации, сколько районным чиновникам от образования. Теперь у нас, понятно, иначе. Поскольку мы самостоятельное юридическое лицо, проверяют именно нас, и когда появляется очередная комиссия, проводит в гимназии порядка двух-трех месяцев. Однако мы стараемся ничего не нарушать, поэтому особых проблем с проверяющими у нас пока что не было.
Добавлю, что у нас контроль двойной. Не так давно при гимназии был создан попечительский совет, который не только нам помогает, но и проверяет, как мы распоряжаемся полученной от него помощью – в особенности финансовой.
Работать с попечительским советом, имея статус юридического лица, нам удобнее – оформить надлежащим образом каждый его взнос в материальную базу гимназии опять же намного проще и быстрее. Впрочем, не буду категоричен – работать с попечительским советом можно и не имея статуса юридического лица: путей решения этой проблемы существует немало.
Безусловно, не следует забывать о проблеме кадров. Ставка школьного бухгалтера по 13-му разряду составляет 760 рублей. Понятно, что и во властных структурах, и в особенности в коммерческих, оклады у них выше. И все же сегодня у нас в гимназии бухгалтерских вакансий нет. Куда большая проблема – недостаток учителей, аховая ситуация с техническим персоналом – даже в самом бедном регионе, полагаю, немного найдется желающих зарабатывать 200, а то и меньше рублей в месяц. И все же люди работают, учебный процесс продолжается, претензий к качеству знаний, которые гимназия дает школьникам, нет ни у родителей, ни у вышестоящих инстанций. Проблемы с материальной базой, как можем, решаем, и в этом статус юридического лица нам только помогает.
Юрий ГРЕБЕННИКОВ,
директор гимназии N 1 г. Белгорода,
депутат Белгородской городской Думы
Комментарии