search
main
0

Ненужная школа. Клуб оказался для села важнее, чем родная девятилетка

Все, как это часто бывает в газете, началось с письма нашего читателя, с письма, наполненного болью и обидой за свое небольшое село, в котором прожито более 30 лет. За эти годы наш автор вместе с односельчанами пережили три эпохи – социализм, перестройку, лихие 90-е, а сейчас оказались в четвертой, оценку и название которой еще предстоит дать, зато главные результаты у всех на виду.Александр Пищулин, директор Елизаветинской школы села Елизаветино Бутурлиновского района Воронежской области, приехал сюда работать сразу после института. И хотя сам родился в Острогожском районе, по прихоти судьбы и распоряжению начальства направлен был сразу директором в другой район и в незнакомую школу.

«Мне школа понравилась по своему проекту. Практически новая, типовая, двухэтажная. Правда, до села не было асфальта, не было приличного клуба, сама школа изнутри походила из-за покрашенных фиолетовых панелей на солдатскую казарму. Правда, была проблема подвоза детей из соседнего села, где существовала только начальная школа. К тому же этих ребятишек приходилось размещать в пришкольном интернате в здании школы. А их ни много ни мало было 36 человек. Зато с приходом молодых учителей в коллектив заметно преобразилась жизнь не только школы (а нас было ровно половина), но и села. Как-то само собой вышло, что художественная самодеятельность легла на наши плечи. Мы работали в поле, на току, на колхозном огороде, организовывали пионерский палаточный лагерь. Выпускники до сих пор вспоминают те благословенные времена.Наконец сделали подарок всему колхозу – открыли новенький двухэтажный клуб. Пригласили замечательных специалистов. Жизнь пошла веселее. Призовые места, подарки, сценические костюмы.Настала лихая перестройка. Колхозы охаяли, помаленьку разогнали. И никому с той поры нет дела до селян. Фермы по дешевке скупили местные власть имущие, технику забрали за долги, скотину отправили по тому же пути. С носом остались только колхозники.Затем с лица земли стали вдруг исчезать строения. Опять же за бесценок продали ток, склады, пекарню, кормоцех, дом престарелых. Даже само правление колхоза было продано втихую.Наш Дом культуры с его мягкой кровлей властям стал не нужен. Пока судили да рядили в течение нескольких лет, что с ним делать, он стал течь, как решето. Перестали топить (у власти нет денег). В конце концов продали опять же за бесценок. Клуб перевели временно в здание правления колхоза. Там же обретались и почта, и сберкасса, и медпункт, и библиотека.Но то ли кто подпустил красного петуха, то ли здание самовоспламенилось, но оно жарко отметило день 7 ноября в 2010 году»…Побывав в Елизаветине, я видела и сгоревшее здание правления, и брошенный клуб с черными дырами окон, и бывший детский садик (под стать клубу) – вместе они образуют «архитектурный ансамбль» главной площади села, сильно напоминающей сегодня окраину Чернобыля. Местные жители говорят, что никакого самовоспламенения не было, просто часть здания правления отдали то ли под кафе, то ли под магазин, да только не тому отдали – конкуренты решили отомстить.После пожара к Александру Авраамовичу пришли с просьбой пустить в школу библиотеку и медпункт. Школьная администрация в лице директора (завучей у него нет, последнюю ставку сократили в целях экономии и для оправдания подушевого финансирования) выразила полное понимание: медпункту отошел типовой класс химии и физики, а библиотеке – школьная сторожка, в которой, кстати, нашлось место и специалисту из сельской администрации. Потом, как в сказке про лису и зайца с ледяной и лубяной избушкой, районная администрация захотела большего: чтобы школьную мастерскую директор отдал под клуб, то есть под сгоревший Дом культуры. Директор к идее отнесся настороженно, но обещание администрации выделить для клуба дополнительные ставки техслужащих казалось очень привлекательным, особенно с учетом того, что в нынешнем учебном году школа едва не осталась без технички (опять же из-за экономии). Но тут пришли возмущенные мамы, сначала к директору, а потом и в районную администрацию (от села до райцентра – города Бутурлиновки – 20 километров) и заявили, что никакого клуба они в школьном здании не потерпят, потому что это сразу битые бутылки на школьном дворе, пьяные драки после дискотеки и жаркие объятия в весеннем школьном саду под каждой яблоней и на глазах у детей.Александр Авраамович родительниц поддержал, а те обратились в инстанции с просьбами не устраивать из школы непонятно что. Надо особо отметить, что на их письма – в администрацию, в отдел по образованию и в Роспотребнадзор – отреагировал только последний. Именно Роспотребнадзор не дал согласия на передачу школьной мастерской под клуб. Ну и, конечно, директор. За что ему и было отвечено, что руководство района хотело помочь выжить школе, а теперь отказывается помогать.Думаю, самое время рассказать о том, как районные власти помогают школе выживать. Елизаветинская девятилетка очень похожа на множество других школ основного общего образования в Воронежской области. В ней 60 учащихся, 24 из которых на школьном автобусе подвозят из соседнего (расположенного в пяти километрах) села Патокино. Так как девятилетние школы признают малокомплектными (с обещанным финансированием по фактическим расходам), только если в них 40 и менее учеников, то Елизаветинскую школу финансируют исходя из нормативно-подушевого финансирования, да еще и по НСОТ. Но об этом чуть позже. Два слова о школьном здании. Было очень грустно обходить его вокруг и при этом думать, что сюда никогда не привезут ни губернатора, ни президента с премьером – им такие школы не показывают, наверное, берегут их нервы. Зато дети приходят сюда каждый день. Разница между внутренним состоянием школы и внешним, как между небом и землей! Снаружи облезлый фасад и окна с рассохшимися рамами, в торцевой стене здоровенная трещина (как раз над входом в мастерскую, чье помещение так хотели забрать под клуб). Пол в пищеблоке проваливается, при входе в столовую его тоже нужно перекрывать. Система отопления уже несколько лет «рыдает» по капитальному ремонту, и плач был услышан: завезли трубы, свалили их в мастерской и теперь потихоньку растаскивают на нужды других учреждений района. Школьная котельная топится углем, хотя по улице, на которой расположена школа, идет газовая труба и само село уже несколько лет живет с газом.А недавно было так. Путин объявил по телевизору, что денег на школы дают столько, сколько нужно, и вот – родительское собрание. Нужны деньги на косметический ремонт кабинета, а родители, они ведь тоже телевизор смотрят, возмутились: «Путин же сказал! Почему мы должны сдавать?!»Директор даже опешил: как объяснить, что денег как не было в школе, так и нет? Как разрыли в школьном дворе котлован под сливную яму, так и бросили – ни яму не сделали, ни котлован не засыпали, ни даже не огородили. И каждый день директор с учителями дежурят «в зоне прямой видимости», чтобы, если что, перехватить ребенка, который захочет сюда залезть.Другой пример. Дали школе по губернаторской программе автобус, каждый день возят на нем ребятишек из Патокина к себе в Елизаветино на учебу. А вот повезти ребят в райцентр, в Бутурлиновку, на занятия в детском ансамбле нельзя. Почему? Потому что придется из бюджета давать дополнительные деньги на горючее, что никак невозможно! Хотите ездить – берите с родителей, пусть они платят. А те: «Но Путин же сказал!..»Третий пример. Помните про угрозу терроризма? Правильно, чтобы ее избежать или хотя бы уменьшить, школа и школьный двор должны быть огорожены. В Воронеже директоров городских школ за отсутствие высокой металлической ограды прокуратура очень сильно ругает. Зато в селах, как видно на елизаветинском примере, ни о чем таком слыхом не слыхивали: как начали заваливаться остатки старого деревянного забора несколько лет назад, так до сих пор палками его и подпирают.Совершенно противоположные мысли появляются, когда заходишь внутрь школы. Светлые, чистые, отремонтированные кабинеты, большой ухоженный спортзал, тренажерный зал, учительская, компьютерный кабинет и самое интересное место – школьный музей. Все это сделано руками учителей, детей и родителей.Каково вознаграждение за труд? Например, за труд учителя начальных классов, у которой высшая категория и два класса – первый и третий? Ее зарплата в январе этого года составила 6721 рубль 92 копейки (из них еще надо вычесть 13 процентов налога). Почему так мало? Потому что в одном ее классе пять учеников, а в другом – двое. Еще срабатывает такое понятие, как стоимость одного ученико-часа, которая составляет у этого учителя 7 рублей 54 копейки (есть и те, у кого она 6 рублей 72 копейки). Рубли умножаются на количество часов и детей в классе, потом на коэффициенты за особенность предмета и квалификационную категорию, и получается зарплата, например, как у Галины Федоровны, – 4896 рублей 78 копеек. Дальше эта сумма умножается на таинственный коэффициент К, который равен 0,85 и который учителя между собой называют уменьшающим коэффициентом (им так его назвали в бухгалтерии), и зарплата становится меньше – уже 4163 рубля 12 копеек.Вот так, между делом, забирают у учителя 700 с лишком рублей, а остаток называют «базовая заработная плата учителя в месяц (по НСОТ)». Для сравнения прожиточный минимум для жителя Воронежской области составил 5391 рубль, а для трудоспособного населения, к которому относятся и наши учителя, – 5753 рубля.Два слова о директоре. Его специальность – филология, но от уроков и русского языка, и литературы он отказался уже давно. Не потому, что много получает (как известно, по НСОТ его заработок напрямую зависит от учительских зарплат и ненамного выше), а потому, чтобы не отбирать часы у более молодых учителей.P.S.  В областном Департаменте образования, науки и молодежной политики мне объяснили, что «недодать по НСОТ» денег школе не могут, так как финансируется она исходя из нормативно-подушевого финансирования. А таинственный коэффициент К – это на самом деле коэффициент урегулирования, который используется для точного расчета стоимости образовательной услуги. Кстати, с нынешнего года этот коэффициент использоваться не должен, так как создает негативное общественное мнение и вызывает возмущение педагогов. Жаль, что его отмена не повлечет за собой увеличения зарплат – суммы останутся те же, только считать их будут по-другому.- Обком профсоюза неоднократно обращался в Департамент образования, науки и молодежной политики области, в областное правительство с требованием пересмотреть Положение о малокомплектной школе, которое искусственно занижает фактическое количество школ этой категории. Почему если в начальной школе 10 детей, то она является малокомплектной и финансируется по нормативу, не зависящему от количества обучающихся, а если детей всего на одного человека больше, то финансирование сразу урезается в разы? По действующему Положению основной малокомплектной признается школа, в которой учатся 40 детей и меньше, средней малокомплектной – школа, в которой учатся 100 детей и меньше. У обкома профсоюза есть конкретные предложения – какие изменения должны быть внесены в Положение о малокомплектной школе. Но областные власти не хотят нас слышать. Чтобы факт чудовищного недофинансирования школ не был столь явным, власти изобрели так называемый понижающий коэффициент. Что такое понижающий коэффициент? В приказе Департамента образования, науки и молодежной политики от 22 июля 2010 года №681 «Об утверждении примерного положения об оплате труда и стимулировании работников общеобразовательных учреждений Воронежской области» понижающий коэффициент характеризуется как «индивидуальный коэффициент, закрепленный Положением об оплате труда для каждого образовательного учреждения с учетом месячного фонда оплаты труда, выделенного на текущий финансовый год». Вот такая хитрая формулировка. А если говорить простым языком, то индивидуальный коэффициент – это та величина, на которую умножается рассчитанная как полагается учительская зарплата, для того чтобы подогнать ее под объем имеющихся в реальности у образовательного учреждения средств. Поскольку величина индивидуального коэффициента всегда меньше единицы (0,85, 0,77 и так далее), он в учительской среде и получил название понижающего. Считаем, что свое слово о законности введения понижающего коэффициента должна сказать прокуратура.Бутурлиновский район, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте