search
main
0

Ненавязчивое знакомство

Принято считать, что лексикология – самый простой раздел науки о языке как для восприятия ребенка и понимания, так и для подачи материала. Действительно, разве трудно запомнить, что «черный» и «белый» – это антонимы, а «красный» и «алый» – синонимы? С лексикой мы начинаем знакомить детей в пятом классе, а возвращаемся к этой теме только в десятом. И вот тогда начинаем понимать, что знание теории по данному разделу не предполагает наличие элементарных навыков, например, по подбору синонимов, по отличию омонимов от многозначных слов и так далее. Зато речь современного ученика изобилует жаргонизмами, просторечиями и вульгарными словами, которые он подчас не может даже правильно связать между собой. Язык в опасности, что же делать?

Огромную роль в расширении словарного запаса учеников, на мой взгляд, также играет речь учителя. Я намеренно стараюсь включать в свою речь априори неизвестные детям слова уже с пятого класса: «менталитет», «форс-мажор», «аккумуляция опыта» и так далее. Ребенка такое слово напрягает, и он старается узнать его значение. А если не старается, я все равно заостряю на этом внимание и объясняю. Такой метод называется «ненавязчивое знакомство с новым словом», обычно, кстати, это иноязычные слова. Также большую роль в обогащении лексикона играют уроки литературы, особенно в пятых-седьмых классах, потому что каждый урок мы начинаем со словарной работы. Ребенок при этом не просто читает текст, а подчеркивает и выписывает непонятные ему слова, толкование которых мы или даем вместе на уроке, или я прошу каждого это сделать дома самостоятельно, используя соответствующий словарь. Благодатной почвой для работы со словом являются, безусловно, уроки развития речи, написание изложений и сочинений. Есть и дополнительные хитрости. Например, в среднем звене мы при описании картины всегда подбираем синонимический ряд, учимся заменять слово описательным оборотом: не «снег», а «пушистое покрывало». В старших классах важным моментом являются уроки по анализу сочинений, где мы обязательно работаем над речевыми ошибками. Кстати, ошибки из сочинений я использую и в десятом классе при изучении темы «Нарушение лексических норм». Тем не менее, как бы мы ни старались, единственный путь спасения нашей молодежи и расширения ее лексического запаса – это, конечно, чтение. Научить говорить и обогатить словарный запас человека насильственным путем никак нельзя. ​Наталья ШАДРИНА, учитель русского языка и литературы школы №51, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте