search
main
0

Ненавижу! Это значит – мне плохо

Модернизация системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Вопрос модернизации системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, стоящий на контроле у Президента Российской Федерации, является одним из ключевых в современном обществе. В системе столичного образования в рамках проекта «Взаимообучение московских школ» весной и летом 2020 года прошли вебинары по обмену опытом эффективной профилактической работы с несовершеннолетними. К решению данного вопроса подключаются и другие субъекты системы профилактики на уровне регионов.

В сентябре 2020 года стартовал ряд межведомственных семинаров-совещаний для специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Цель, которая стояла перед специалистами данного семинара-совещания, – решить ключевую проблему ребенка путем взаимодействия субъектов. В ходе семинара-совещания было определено соотносить субъекты системы (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы внутренних дел) с конкретными функциями, которые они выполняют.

Добиться единого подхода всех функций к определению целей, задач, результата, ключевой проблемы и причин оказалось делом непростым. Для этого участники семинара-совещания работали сначала внутри своей функции, потом в команде с другими специалистами.

Начинать профилактическую работу с ребенком нужно прежде всего с определения маркеров первичного состояния – сигналов, которые помогут определить ключевую проблему ребенка, с которой он самостоятельно справиться не может. Маркеры первичного состояния можно группировать по общим признакам, например, маркеры тела, эмоционального состояния, речевые, маркеры, публикуемые в социальных сетях.

Маркеры могут отличаться друг о друга по степени выраженности. Например, отрешенный взгляд, заторможенная речь, нежелание общаться являются слабо выраженными (они могут быть признаками разных проявлений, в том числе какого-то заболевания), но, если ребенок открыто говорит: «Я себя убью», «Я себя ненавижу» (маркеры суицидального поведения) или «Я урод» (маркер, демонстрирующий ситуацию буллинга), – это уже сильно выраженные маркеры, которые буквально кричат о проблеме ребенка.

Чем более сильно выражение маркеров, тем легче можно определить ключевую проблему и тем быстрее ее необходимо решать.

Современный ребенок большую часть времени проводит в социальных сетях. Сколько взрослых людей (родителей, учителей, родственников) знает, какие контенты популярны среди несовершеннолетних? Кто умеет считывать маркеры первичного состояния с детской страницы? Вопросов, пожалуй, больше, чем ответов. Но эту работу нельзя игнорировать.

На семинаре-совещании часто возникали споры среди специалистов, наиболее жаркие были связаны с определением ключевой проблемы. В какой момент, например, переход в другую школу может стать для ребенка проблемой, а когда это всего лишь причина? В любой ключевой проблеме может быть несколько причин, которые можно устранить, закрепив ответственность за какой-то из функций. А проблема – это сложные жизненные обстоятельства, в которых оказался ребенок по ряду причин. Одномоментно проблему устранить невозможно, нужно начать работать с причинами. Для этого функция определяет цель своей работы и результат, который нужно достичь, формируются задачи, запускаются процессы, фиксируется временной отрезок.

Таким образом, составляется индивидуальная технологическая карта работы с несовершеннолетним, где прописаны маркеры первичного состояния, определены ключевая проблема и причины, которые способствовали ее возникновению. Здесь же определены цели, задачи, результаты работы конкретной функции по устранению причины в определенные сроки.

Думается, что, получив данную технологическую карту, специалисты системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних смогут в любом регионе выстроить свою работу эффективно и помочь ребенку.

Анастасия ВИНОГРАДОВА, заместитель директора по воспитательной работе школы №2114

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте