search
main
0

Немые стали говорить. Урок в 4-м классе о культуре Руси эпохи Кирилла и Мефодия

Выпускники начальной школы уже вполне готовы осознать, что прошлым своей страны и деяниями народов, населяющих огромную ее территорию, можно по праву гордиться. Четвероклассникам важно населять окружающий мир героями и узнавать о подвигах, совершенных даже в самом далеком прошлом. Особенно им становится интересно, когда сухие факты оживают в живописных интерпретациях, и их сопровождает нежное звучание музыки. Таким образом рождается мой интегрированный урок, формирующий навыки сравнения музыкальных, литературных, живописных произведений, призванный научить сопереживать и передавать свои впечатления об этом.

Учитель: Так отрок Константин оказался в византийской столице – Царьграде. Он стал помогать учителю в воспитании Спустя некоторое время Константин уехал в далекий монастырь к своему старшему брату Мефодию.Учитель: В русской православной церкви лишь четыре человека несут в истории самое высокое звание святости – равноапостольное. Это княгиня Ольга, великий князь Владимир и Кирилл и Мефодий. Великая заслуга солунских братьев в деле просвещения славянских народов заключается в том, что они дали возможность славянским народам читать на родном языке, способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе, их славный труд послужил фундаментом, на котором славянская культура заняла почетное место в мировой культуре.

Класс оформляется особо: репродукции икон, иллюстрации из книг по истории, славянские шрифты, рисунки учеников. Антураж сразу окунает ребят в атмосферу Древней Руси. На уроке дети выразительно читают стихи, поют поодиночке и хором. Под аккомпанемент фортепиано, в сопровождении магнитофонных, телевизионных записей. Словарный запас современных девчонок и мальчишек обогащается понятиями «летопись», «величание», «кириллица», «гимн», «равноапостольные», «святые», «монастырь».

Звучит «Русь называют святою».

Учитель: Сегодня мы поговорим о святых, которых прославила наша церковь. Это третий урок из раздела «Святые земли Русской». Что значит слово святой?

Чтец 1:

От рожденья и до смертного

порога

Мы бредем, блуждая

в темноте,

Ощупью находим мы дорогу

К счастью, и любви, и красоте.

Поэтому святому

и подвластны

Наши судьбы, мысли

и сердца:

Он духовным зреньем

видит ясно

Промысел небесного отца.

Звучит колокольный звон.

Учитель: А сейчас мы отправляемся в прошлое, в 330 год, в город Царьград.

Инсценировка. Действующие лица: учитель императорского сына и придворный.

Педагог:

Я отрока ищу,

Он должен быть умен

И благородным сердцем

одарен.

Пусть будет он помощником

усердным

Мне в воспитании

императорского сына.

Придворный:

Есть у меня ребенок

на примете.

В мою семью уже давно

он вхож.

Талантлив он, и весел,

и пригож.

Его все любят – взрослые

и дети,

И очень дружит с ним мой

младший сын.

Как отрок сей зовется?

Константин!

Хотелось на него бы мне взглянуть.

Ну что ж! Гонца за ним сейчас

отправлю в путь.

Сердечно услужить вам

буду рад.

Приедет скоро Константин

в Царьград.

Учитель: Так отрок Константин оказался в византийской столице – Царьграде. Он стал помогать учителю в воспитании императорского сына. Спустя некоторое время Константин уехал в далекий монастырь к своему старшему брату Мефодию.

Мефодий был военным, но не простым, а обличенным большой властью – он управлял целой областью. Мефодий решил оставить свой высокий пост. Принял монашество и стал жить в монастыре на горе Олимп.

Чтец 2:

Тихо тлеет огонек лампады,

Дремлет тишина в монастыре

Только слышно,

как звенят цикады

В зарослях колючих на горе.

Хорошо навек уединиться

Средь седых и величавых гор,

Размышлять о Боге

и молиться

И смотреть в сияющий

простор.

Учитель: В 862 году византийский император попросил братьев отправиться в Моравию и научить христианскому учению эти народы. Тогда Константин и стал горячо молиться перед иконою Богородицы, чтобы она помогла ему придумать для славян азбуку.

Чтец 3:

Богоматерь! Пречистая Дева!

Ты учила младенца Христа,

Вдохнови нас на доброе

дело –

Звуки букв нам пошли

на уста.

Просвети, Богоматерь,

народы,

У которых и книг еще нет.

Дай нам веру, любовь

и свободу,

И ученья христианского свет.

Учитель: О чем просит Константин у Богоматери?

Звучит «Утоли моя печали».

Учитель: После молебна братья приступили к созданию славянской азбуки. Все получалось у них легко. Азбука складывалась, как мозаичная картина, и наконец Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово».

Чтец 4:

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом

святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских

вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной всевышнею рукой.

И казалось, блеск небесных

звезд

Эта книга бережно хранит,

сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит!

Звучит «Услышь, о Господи, меня».

Учитель: Константин и Мефодий перевели на славянский язык Евангелие и другие богослужебные книги. Первые славянские книги были рукописными. Создавали их монахи. Они старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали красными чернилами.

Чтец 5:

Искусно предки книги

украшали

Камнями, позолотой

и эмалью.

И, словно драгоценные

венцы,

Евангелия старинные сияли.

Письма славянского

узорчатая вязь

Орнаментом цветочным

оплелась,

А силуэты лесных зверей

и птиц

Цветами, травами и

стеблями вились.

Учитель: Из каких источников мы узнаем историческое прошлое своей страны?

Дети: Из летописи.

В опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» создан образ православного монаха-летописца.

Звучит «Сцена в монастыре».

Учитель: В каком темпе написано произведение?

Дети: Неторопливо, с раздумьем.

Учитель: Летописец так написал о первом дне, когда в храмах Моравии прозвучало слово Божие на славянском наречии: «То было чудное мгновение!.. Глухие стали слышать, а немые говорить, ибо до того времени славяне были как бы глухи и немы». Славяне были счастливы и горды: у них была теперь собственная письменность.

Обращение к нотному тексту «Величание».

Учитель: Величание – это песнопение на утренней церковной службе, исполняемое в праздниках перед Евангелием.

Звучит «Величание».

Учитель: Кириллица – одна из древнейших славянских азбук. Создана в IX веке на основе греческого алфавита просветителем Кириллом (Константином Философом). Первоначально кириллица состояла из 38 букв. Позднее ученики Кирилла добавили еще 5 букв. Из 43 букв кириллицы 25 заимствованы из византийского устава (один из видов греческого шрифта), а 18 построены самостоятельно для передачи отсутствовавших в греческом языке звуков славянской речи. Буквы кириллической азбуки имели еще и числовое значение.

Учитель: «Вот, брат, были мы парой в одной упряжке и пахали одну борозду, и я на поле падаю, окончив день свой», – прошептал брату 14 февраля 869 года умирающий Константин. Почувствовав приближение смерти, он постригся в монахи и принял имя Кирилл, взяв напоследок с Мефодия слово продолжать просвещение славян.

Чтец 6:

Великий день Кирилловой кончины.

Каким приветствием сердечным

и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им!..

…Его воспомянув, воскликнем мы тогда:

«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым

их обманам,

И, как святой Кирилл, не покидай

Великого служения славянам»…

Звучит гимн «Мы благодарны просвещенью».

Учитель: Что такое гимн? Чем он отличается от величания?

Практическая работа – сравнение гимна

и величания

Учитель: В русской православной церкви лишь четыре человека несут в истории самое высокое звание святости – равноапостольное. Это княгиня Ольга, великий князь Владимир и Кирилл и Мефодий. Великая заслуга солунских братьев в деле просвещения славянских народов заключается в том, что они дали возможность славянским народам читать и молиться на родном языке, способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе, их славный труд послужил фундаментом, на котором славянская культура заняла почетное место в мировой культуре.

Важные даты

1574 г. – Иван Федоров издал первую печатную кириллическую азбуку.

1862 г. – 1000-летие начала правления династии Рюриковичей. Открытие в Великом Новгороде памятника «Тысячелетие России».

1869 г. – 1000-летие со дня кончины святого Константина – Кирилла.

1885 г. – 1000-летие со дня кончины святого Мефодия. Гимн святым Кириллу и Мефодию. Установление 11 мая (24 мая по новому стилю) общецерковной памяти святых Кирилла и Мефодия. Празднование Дня памяти святых Кирилла и Мефодия в учебных заведениях дореволюционной России.

1992 г. – установление в России Дня памяти святых Кирилла и Мефодия как общегосударственного праздника.

1992 г. – создание в Москве памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.

2007 г. – Президент России объявил его Годом памяти Кирилла и Мефодия. Праздничные торжества прошли по всей стране, а центром стал город Коломна.

Учитель: Святые братья Кирилл и Мефодий создали письменность, чтобы славянские народы стали грамотными, чтоб книжная мудрость стала основой письменности и культуры. Теперь древнерусский язык принадлежит истории России, а его первооснова – церковно-славянский язык – это язык вечности.

Звучит гимн «Слава вам, братья, славян просветители».

просветители,

Церкви славянской Святые Отцы!

Слава вам, правды Христовой учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые – Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил!

Ольга ЧУБ, учитель музыки каменской школы №2, лауреат Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», Дмитровский район, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте