Использование метода проектов в учебном процессе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо знать педагогу, чтобы эффективно организовать проектную деятельность учащихся.
Ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется гораздо больше помощи от руководителя проекта.
1. Очень важно помочь осознать тему и ясно представить себе цель проекта.
2. Составить план, наметить сроки.
3. Подобрать материалы и источники.
4. Обсудить способы сбора и вид информации.
5. Решить, как лучше провести презентацию результатов.
6. Организовать группу из 2‑4 человек (более не надо).
Некоторое время назад трое ребят из нашей школы работали над проектом, посвященным «братьям» Деда Мороза. Ведь у многих народов есть или были такие зимние волшебники, которые так или иначе участвуют сейчас в новогодних праздниках. Речь о наших, российских, дедушках, а не о прославленных Санта-Клаусе или Пере Ноэле.
Разыскивая информацию о татарском, чувашском, удмуртском Дедушках Морозах, ребята узнали о культуре народов, населяющих нашу страну, немного ознакомились с этнографией и фольклористикой, а также историей религий. Лиза, Вика и Саша нашли в Интернете адреса резиденций национальных дедушек, отправили туда письма.
Правда, не к чести взрослых, переписка получилась с сотрудниками только четырех резиденций, остальные же не ответили ребятам. В Лету канули и все письма, отправленные в краеведческие музеи.
В письмах ребята расспрашивали о привычках дедушки, его спутниках и интересах. Часто ответы содержали захватывающие легенды, а также интересную информацию о культуре народов, придумавших этого волшебника (в большинстве случаев местный Дед Мороз – это не только коммерческий, но и культурный проект, направленный на сохранение и популяризацию народных традиций).
Ребята расспрашивали также, могут ли посетить резиденцию путешественники с детским церебральным параличом (поскольку наш интернат направлен на работу с учениками с нарушениями опорно-двигательного аппарата). А еще благодаря Интернету участникам проекта удалось вступить в переписку с ребятами из Удмуртии и Татарстана и провести среди них опрос о том, верят ли они в Деда Мороза и много ли знают о своем, местном, зимнем волшебнике.
Результатом работы стал «Семейный альбом Деда Мороза», преподнесенный затем в дар Почте Деда Мороза в Великом Устюге (на фото – рабочее место Деда Мороза на почте с нашим альбомом на столе), интерактивная игра, победа на городском конкурсе проектных и исследовательских работ и интерес ребят к этнографии.
Поэтому мы решили предложить продолжить работу и подготовить материал о спутницах национальных волшебников. Ребята с радостью согласились. Сейчас они работают над информацией о внучках, дочках, женах и невестах дедушек (ведь среди них есть и вечно молодой карельский волшебник Паккайне).
В прошлый раз ребята собирали информацию о легендах и местах, где живут дедушки, а теперь попробуют разработать маршруты поездок в гости, а легенды связать с особенностями географического положения республик и краев, а также с фольклором и верованиями народов.
Работа проходит дистанционно, таким же планируется и результат – интернет-ресурс для тех, кто хочет больше узнать о родной стране и особенностях населяющих ее народов. Мы верим, что внимание к чужой культуре поможет ребятам стать мудрее и терпимее к другим. А еще вызовет интерес и любовь к своим собственным традициям. Ведь любовь к своему и уважение к чужому – это созвучные качества.
Наталья ЕЛША, учитель географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №31; Елена САФОНОВА, учитель русского языка и литературы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №31
Комментарии