В нашей школе бал – это не только танцы, но и своеобразный спектакль со своим сюжетом, сценарием, героями. Итог бала не только эмоциональный подъем и праздничное настроение, фильмы, компьютерные проекты и презентации, статьи и фотографии, но и новые творческие достижения детей и взрослых на пути к профессиональному мастерству.
Бал – это всегда немножко чудо, немного колдовство. Он всегда приоткрывает тайны какой-нибудь эпохи, какого-нибудь характера. Поэтому все балы в нашей школе тематические, каждый из них посвящен какому-нибудь композитору, писателю, литературному герою. В течение последних нескольких лет ученики были участниками пушкинского бала, бала у Наташи Ростовой, бала-маскарада, бала, посвященного 130-летию со дня рождения венгерского композитора Имре Кальмана, рождественского и сказочного балов.Бал нового года был посвящен 195-летию со дня рождения Иоганна Штрауса (сына). Вместе с детьми педагоги в течение двух месяцев погружались в эпоху XIX века. Перенесемся и мы туда на несколько мгновений…Сложно представить более стройный образно-синонимичный ряд, чем этот: Вена, дворцы, музыка, вальсы. Вена XVIII и XIX веков – невообразимая, феерическая столица Музыки. От имен, туда стремившихся и завоевавших всемирную неблекнущую славу, кружится голова. Там жили и творили Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт… Целое направление величайших в истории композиторов названо «венские классики». За любовь Вены буквально сражались все мало-мальски талантливые сочинители дворцовых полек и менуэтов, коих в те времена было ох как немало. Добившись признания в Вене, музыкант «бронзовел» и обретал славу на всю Европу! Именно такая слава по праву досталась Иоганну Штраусу. Этот композитор действительно имел все данные, как теперь говорят, поп-идола. Вальсы в ту пору были сравнимы с современными хитами наиболее популярных эстрадных исполнителей, они звучали повсюду. Композитор, который задумал писать не симфонии и квартеты, а – о боже! – вальсы, польки, марши! Да разве достоин он внимания?! Ведь практически в то же самое время Рихард Вагнер издавал гневные, а порой бесчеловечные по своему духу статьи, проклинавшие… оперетту. Дескать, несерьезный жанр, не достоин внимания слушателей. Из истории музыки мы знаем, что Бетховен всегда ходил с записной книжкой, куда вносил посещавшие его музыкальные мысли… Он гулял, предпочитая одиночество. А Иоганн Штраус, бывало, записывал свои музыкальные идеи, будущие шедевры на манжетах! Благодаря его уникальному дарованию вальсы приобрели доселе невиданный блеск и великолепие. Композитор был известен и другими своими блестящими творениями: буквально каждый может вспомнить хотя бы одну музыкальную фразу из его оперетты «Летучая мышь», а другая его оперетта, «Цыганский барон», не сходит с подмостков театров. Будучи также выдающимся дирижером и скрипачом, Иоганн Штраус вел настолько активную концертную жизнь, что порой его концерты проходили одновременно в нескольких местах! В этом ему изрядно помогали его два талантливых брата, которые также были музыкантами. Но если и существует музыка, способная передать нам подлинный дух Вены XIX века, то это, конечно, вальсы. Вальсы Иоганна Штрауса, стоит им только зазвучать, уносят слушателей в атмосферу балов, пышных платьев прекрасных дам, галантных кавалеров, зеркально-золотых зал пышных венских дворцов… Так было век назад, так есть и сейчас. Так будет всегда.В этом учебном году удивительная, манящая музыка вечно молодой Вены зазвучала и в нашем школьном зале. Главными героями нашего бала стали три брата: Йозеф, Иоганн, Эдуард. Музыка у Штраусов легкая, танцевальная, поэтому и сценарий мы постарались сделать таким же ярким, искрометным, включив в него различные истории и курьезы из жизни братьев Штраусов. На балу этих братьев играли ученики 9-го и 10-го классов Игорь Васильев, Дмитрий Шарников, Александр Новиков. С ребятами, игравшими главные роли, режиссер-постановщик Владимир Ющенко подробно обсуждал сцены будущего бала, педагоги-хореографы репетировали танцевальные номера, хормейстеры и педагоги по вокалу разучивали хоровых партии из оперетт И.Штрауса с учениками, учителями и родителями.Бал начинался с того, что все поздравляли И. Штрауса с днем его рождения. Звучали знаменитые вальсы Штрауса, его марши, польки, галопы, кадрили, вокальные номера. Тост Орловского прозвучал от брата Йозефа в исполнении Дмитрия Шарникова. Куплеты Адели из оперетты «Летучая мышь» Марина Денисова разыграла с Игорем Васильевым (Иоганн Штраус). Перед выходом на сцену она очень волновалась, но, выйдя к зрителям, погрузилась в эту яркую и праздничную атмосферу, волнение растаяло, как дым. В результате образ получился незабываемый и гармоничный.Бал – это не просто развлечение. Танцы – один из гармоничных и изящных видов искусства. В них заложен огромный потенциал для раскрытия возможностей человека. Танцы способствуют гармоничному и творческому развитию личности, поддержанию физического и психологического здоровья. У танцующего человека походка становится легкой и плавной, движения грациозными и пластичными. Танцы способствуют выработке правильной осанки. Бал – это не только праздник музыки и танцев, он дает возможность участникам расширить кругозор, прививает навыки общения. Это стимул для изучения истории и этикета, еще одна возможность творческим ребятам из разных классов собраться вместе.В нашей школе бал – яркий пример сотворчества учителей, учащихся и родителей, символ содружества музыки, истории, искусства, через которые в наш технологический, суетливый век протягиваются незримые нити, соединяющие прошлое, настоящее и будущее.Дмитрий ВОЛОБУЕВ, Наталья ОСАДЧАЯ, педагоги дополнительного образования школы №324 «Жар-птица»Мнения по поводуВарвара ТОПОЛЕНКО, 11-й класс:- Бал – один из самых ожидаемых праздников! Несколько недель репетиций, выбор наряда, прически… А затем сам бал как будто переносит тебя на несколько часов либо в другую эпоху, либо в другую страну, но всегда в сказку! Удивительное чувство: готовишься, готовишься, а тут как будто по щелчку – раз, и все закончилось! Ты идешь домой, падает снег, понимаешь, что сказка, которую создал волшебный бал, – это и есть жизнь! Такая красочная, музыкальная и волшебная! Несмотря на то что в этом году я учусь в 11-м классе, все равно обязательно буду приходить на бал, чтобы перенестись в другую реальность, совершить небольшое путешествие и вновь вспомнить о всей прелести жизни!Игорь ВАСИЛЬЕВ, 10-й класс:- В нашей школе уже который год проходит бал. Это стало любимой традицией. Балы всегда посвящают самым разнообразным темам (эпохам, людям, событиям и произведениям искусства). В этом году бал был посвящен юбилею австрийского композитора И.Штрауса, включал в себя не только танцы и музыку, но и рассказ о биографии композитора, интересные факты и случаи из его жизни. Это был не просто бал, а погружение в эпоху волшебных и прекрасных вальсов Штрауса… Знакомство с творчеством Штрауса и его биографией, сопровождаемое музыкой, танцами, шутками и динамичным действием, проходило легко и доступно, а самое главное – интересно и захватывающе! Не только участники, но и зрители были полностью погружены в это событие.Дмитрий ШАРНИКОВ, 9-й класс:- Пожалуй, одной из самых важных и долгих частей бала была та, которую зрители не могли увидеть, – подготовка к нему. Репетиции не занимали много времени, но они были достаточно часты и проходили после всех уроков. Однако для меня они не были чем-то тяжелым и скучным, скорее наоборот, это была возможность получить новые впечатления, интересно провести время с хорошими людьми и научиться лучше танцевать, кстати, я научился, несмотря ни на что. За это благодарность нашим педагогам-хореографам: Елене Алексеевне и Игорю Измайловичу. Сам бал настал неожиданно. Тогда я впервые прочувствовал суету перед выступлением: девушки делали прически, красились, где-то находили веера и перчатки, пока кто-то искал пиджак или просто сидел без дела. Воистину не так страшен бал, как его ожидание. Но и в нем есть своя прелесть. Ожидание – самая эмоциональная часть, самая напряженная, в этот момент все сплачиваются в стремлении сделать что-то действительно хорошее. Но вот все волосы закручены, галстуки завязаны, музыка… и бал начинается. Сейчас для меня сам бал как в тумане. Конечно, я помню, что было, просто куда более яркий отпечаток оставили чувства. Просто восторг! Я осознал, какие молодцы все участники и организаторы, как я им благодарен просто за то, насколько все было красиво и как все хорошо получилось.Марина ДЕНИСОВА, 10-й класс:- До сих пор у меня замирает дыхание, как вспомню, какой получился бал! Мы потратили много сил, нервов, чтобы показать его достойно. Пойти на бал могли все желающие. Единственное условие – это белое платье у девушек и черный костюм у юношей. Открывал бал полонез. Как только вышли девушки, все без исключения увидели, как это красиво смотрится! Глаз не мог нарадоваться даже у выступающих! Организаторы постарались сделать настоящий венский бал. Когда с костюмами разобрались, начали разбираться со стульями. Выступающих на балу было так много (и старшеклассники, и учащиеся начальной школы, и родители), что всем пришлось стоять, ведь и на балах в XIX веке могли сидеть только приглашенные гости. Нарядные платья и костюмы, чарующая музыка помогли окунуться в чудесную атмосферу торжества, и время пролетело незаметно! На репетициях нам казалось, что бал продлится сорок минут или час, но мы никак не рассчитывали на полтора часа! Зато каких полтора часа! И у выступающих, и у зрителей впечатлений останется еще на год вперед!
Комментарии