search
main
0

Немецкая слобода. Первый курс студенты осваивают за два года

1 сентября 1934 года первая «экспериментальная десятка» глухих студентов приступила к занятиям в МГТУ имени Баумана (тогда еще одноименном Высшем техническом училище). Тогда их принимали без вступительных экзаменов для обучения в отдельном потоке. После первой сессии стало ясно, что инвалиды по слуху вовсе не являются инвалидами по разуму, и глухих абитуриентов начали принимать в университет на общих основаниях. Так Россия стала первой в мире страной, где появились регулярные программы высшего образования инвалидов в условиях интегрированного обучения. А в 1994 году был создан Головной учебно-исследовательский и методический центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху (ГУИМЦ МГТУ имени Баумана). Возглавил его кандидат технических наук Александр СТАНЕВСКИЙ. В этом году исполняется 75 лет высшему профессиональному образованию инвалидов в России.

Студенты-инвалиды обучаются в МГТУ имени Баумана по той же программе, что и обыкновенные студенты – у них те же преподаватели, те же учебники, те же предметы, те же практики и так далее. То есть они получают образование без скидок на инвалидность – в этом состоит суть так называемого интегрированного обучения. Хотя, конечно, существуют и некоторые нюансы. «Если студент-инвалид поступит в университет на общую программу, то он с этой программой просто не справится, – рассказывает заместитель директора ГУИМЦ Вячеслав КРИКУН. – В нашем университете учиться трудно даже обычным студентам: из тех тысяч студентов, которые поступают к нам на обучение, с программой не справляются около тысячи».

Обучение студентов-инвалидов в университете организовано особым образом: они осваивают науку по «образовательным реабилитационным программам». Это основная образовательная программа плюс комплексное реабилитационное сопровождение студентов-инвалидов. «Во-первых, наши студенты учатся не шесть, а семь лет, – перечисляет заместитель директора. – Наши студенты первые два самых сложных курса, на которые на общем потоке приходится больше всего отчислений, осваивают не за два года, а за три». Первые три года они учатся как раз в условиях этого центра. Тут ребята осваивают программу в щадящем режиме, с меньшими нагрузками, под предводительством самых лучших и квалифицированных преподавателей. При этом если в обычной группе 25-30 студентов, то тут всего 10-12 человек.

Кроме того, для слабослышащих студентов предусмотрены различные виды учебной поддержки: слуховые аппараты, сурдоперевод и, наверное, главное – это консультации тьюторов. «Для обычных студентов в университете индивидуальные консультации предусмотрены только на курсовых и дипломных работах, – уточняет Вячеслав Крикун. – Для наших студентов консультации идут по всем основным дисциплинам. По сути, это репетиторы, только очень квалифицированные, которые объясняют студентам то, что непонятно».

На первом семестре студенты учатся в отдельной группе. Во втором семестре одну лекцию в неделю они заслушивают в общем потоке. С каждым семестром таких, общих, занятий все больше. После трех лет обучения студенты-инвалиды переводятся полностью в общие потоки – по два-три студента в группу. «Мы их отслеживаем в электронном университете, даем им радиоклассы, сурдоперевод, если надо, при отставании в учебе, мы их вызываем для беседы, звоним родителям, – перечисляет Вячеслав Крикун. – Надо сказать, что процент отчисления у нас даже чуть-чуть ниже, чем в общем по университету».

Понятно, что все услуги для глухих студентов Бауманки бесплатны. Иногда это даже мешает. Дело в том, что второе высшее образование в МГТУ имени Баумана, как и во всех вузах, платное. Соответственно неслышащие студенты просто не могут получить второе высшее. Представляете, что начнется, если в прессе промелькнет заголовок вроде «Бауманка требует деньги с инвалидов». «В случае если студент настаивает на продолжении обучения, то мы их «подсоединяем» в другие потоки по тем специальностям, которые им интересны, где они слушают лекции, и если они успешно сдают экзамены, то вписываем специальность в приложение к диплому», – рассказывает Вячеслав Крикун.

«Место, где располагается МГТУ имени Баумана, раньше называлось Немецкой слободой», – делает широкий жест рукой директор ГУИМЦ Александр Станевский. – Немецкой в смысле «для немых», так при Екатерине называли людей, не способных говорить на русском языке, – «немцы». Иностранные гости – исполнительный директор Nippon Foundation Сюитчи Оно (Shuichi Ohno) и директор проекта PEN International Джеймс ДеКаро (James DeCaro) – несколько потрясенно кивают и рассматривают виды на парк Лефортово и Яузу, открывающиеся с четвертого этажа Бауманки.

PEN International (Postsecondary Education Network International) – сеть международных партнеров – университетов и колледжей, занимающихся обучением студентов с проблемами со слухом. Сеть была основана при поддержке Nippon Foundation в 2001 году в США и Японии. В Россию PEN International пришла в 2002 году. Надо сказать, что еще и до этого Бауманка поддерживала тесные отношения с одним из вузов-создателей системы PEN – американским Национальным техническим институтом для слабослышащих (NTID). С момента начала сотрудничества с PEN к Бауманке присоединился ряд ведущих университетов России во Владимире, Новосибирске, Казани и Челябинске.

«В последнее время произошло серьезное изменение государственной политики по отношению к инвалидам, – отметил Александр Станевский. – Причин несколько, но главная – это ратификация конвенции о правах инвалидов ООН». За последние три месяца только в Москве прошло пятьдесят шесть семинаров, конференций, совещаний и симпозиумов, посвященных так или иначе инклюзивному образованию инвалидов. В этой ситуации роль университетов, которые играют на этом поле, становится особенно важной.

«В настоящее время впервые осуществляется попытка открыть раздел в Федеральной целевой программе развития образования, который называется «Профессиональное образование инвалидов», – рассказал директор ГУИМЦ. – Нельзя сказать сейчас, насколько широкой будет эта программа и насколько объемным будет финансирование, но тем не менее оно будет и основной причиной, почему этот раздел в ФЦП появился – это деятельность, в том числе и Бауманского университета совместно с PEN International». Александр Станевский также напомнил, что седьмого апреля состоялось первое заседание Совета по делам инвалидов при Президенте РФ.

«Когда мы давали деньги на программу, мы даже не рассчитывали, что вы добьетесь таких успехов в столь короткие сроки, – отметил Сюитчи Оно. – Мы тратим более трехсот миллионов долларов на все проекты и программы в разных странах. Но мы считаем, что те деньги, которые вложены в эту программу, в особенности в ту, которая идет в России, вложены наиболее успешно». Исполнительный директор фонда также добавил, что их прерогатива состоит лишь в том, чтобы выделить деньги, а решение о том, как и на что эти деньги тратить, остается за руководителями программы в России. «Вы лучше можете использовать деньги, и потому мы не хотим диктовать вам условия», – подытожил он.

По словам ректора МГТУ имени Баумана Игоря ФЕДОРОВА, в планы университета входит дальнейшее развитие программы. «Мы очень ценим то, что к нам присоединились университеты по всей России, – отметил на встрече с гостями ректор. – Что касается того, почему эта работа началась именно в Бауманском университете, то есть такая шутка: «Если хочешь начать какое-нибудь дело, то начинай это дело в инженерном вузе».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте