При всем внимании, которое уделяют экономике политики и ученые, одним из наименее изученных вопросов остается роль экономического образования и воспитания в достижении реформаторского успеха. Подобное игнорирование по меньшей мере несправедливо! Что бы ни происходило в сфере власти и собственности, как бы ни перестраивалось производство и распределение, главным фактором экономики были и будут люди. Не понятая и не принятая экономика обречена на неуспех, а потому вопрос экономического образования и воспитания для реформы так же важен, как налоговое законодательство и проблема продажи земли.
Экономическое образование не просто важно. В нынешней ситуации, когда первые шаги реформы совершены, оно выходит на первый план и становится главной заботой общества.
Кроме своевременности, импульсу экономических знаний способствует и следующий факт. За десять лет реформы опробованы и проверены все возможные варианты содержания и методики преподавания экономики. “Дала течь” марксистская политэкономия, не оправдала иллюзий рыночная экономическая теория, отошло все скороспелое и наносное. Пришло время основательных национальных учебников, программ и содержания преподавания.
С 1998 года в школу пришли дети, не знающие, что такое денежная реформа, командная экономика, и готовые к восприятию неидеологических истин. Потерять это поколение – значит обескровить будущее российской экономики!
Обозначив актуальность системы экономического образования и воспитания в начале ХХI века, хотелось бы остановиться на главных моментах содержания этой системы. Важно понимать, что экономика как учебная дисциплина должна строиться на принципах:
. гуманитарности (приоритет экономического мышления над знанием);
. объективности (главенство истины над эмоциями);
. внеидеологичности (экономические знания не могут быть политаргументом);
. этнических особенностей (сочетание мирового опыта и национальных особенностей);
. психологосообразности (учет возрастных особенностей психики);
. актуализации (опора на связь теории и реальности);
. интегративности (связь с общешкольными учебными предметами).
Сочетание всех этих принципов позволяет превратить преподавание экономики в интересную, своевременную и основную учебную дисциплину.
На этапе начального образования (1-4-е классы) главными возрастными реалиями ребенка являются доверительные отношения со взрослым миром. Приоритет воображения над анализом и некритическое отношение к себе и миру. Эти особенности могут быть учтены в патриархально-традиционалистическом воспитании экономических ценностей: бережливость и уважение к труду, соотношения запросов и возможности семьи, единство государственных, семейных и индивидуальных интересов и другое.
Подростка средних классов (5-9-х) отличает осознание своих прав и свобод вне представлений об ответственности. Это порождает конфликт со взрослым миром и оппозицию официальным ценностям. Экономическое воспитание может использовать эту сверханархичность подростков и опереться на систему либеральных ценностей: право и проблема выбора; экономическая активность и самостоятельность; опыт успеха и неудачи.
Юноши и девушки 10-11-х классов должны синтезировать противоположные установки традиционализма и либерализма. Эта противоположность разрешается в рамках патриотического экономического образования. Главным инструментом воспитания становится критический экономический анализ, сориентированный на ценности нравственности, решение проблемы уважительного сосуществования бедности и богатства, усвоения единства интересов личности и страны.
Начало ХХI века предоставляет нам возможность создания необходимых психологических и интеллектуальных условий для успеха экономической реформы, то есть создание системы экономического образования и воспитания. Это соответствует и интересам личности, и запросу общества. Важно не упустить эту возможность и закрепить существующий опыт в образовании.
Евгений ТРАВИН,
учитель истории и экономики средней школы N 2
Кириши,
Ленинградская область
Комментарии