2023 год объявлен Годом педагога и наставника, человека, который непрерывно обучает, воспитывает, развивает и постоянно развивается сам. Педагогических специальностей множество, как и сфер жизни, в которых нам требуются наставники. Имеются дисциплины, которые развивают интеллект и физическую форму обучающихся. Но не менее важны и творческие предметы, которые формируют художественный вкус, фантазию и нестандартное мышление. Развиваться на этом пути во многом помогает дополнительное образование, так как здесь ребята могут получить знания и навыки по направлениям, не входящим в школьную программу. Например, погрузиться в изобразительное искусство, чтобы освоить и совершенствовать мастерство художника.
Важной отличительной чертой преподавателя является его опыт, как педагогический, так и жизненный. Наталья Анатольевна Акулина, руководитель изостудии «Юный художник» центра внешкольной работы «Синегория», педагог высшей квалификационной категории, преподает в объединениях по художественному и изобразительному творчеству на протяжении 18 лет. В 2022 году профессионализм Натальи Анатольевны был отмечен грамотой Департамента образования и науки города Москвы «За личные заслуги, способствующие реализации перспективных направлений в обучении и воспитании подрастающего поколения города Москвы».
В рабочем кабинете Натальи Анатольевны неизменно царит творческий дух, ребята пробуют и экспериментируют. Успехи юных художников могут оценить посетители «Синегории» на постоянной выставке в холле центра и, конечно, квалифицированное жюри во время различных конкурсов, на которых обучающиеся Натальи Анатольевны регулярно получают достойные награды.
Как опытный педагог и художник Наталья Анатольевна решила поделиться рекомендациями по организации рабочего пространства юного художника. Ведь, если ребенок выбрал творческий путь, его развитию должно способствовать и гармонично обустроенное пространство дома.
Как организовать свой рабочий уголок дома? Этот вопрос часто волнует моих учеников и их родителей. Наиболее актуально он звучал в период дистанционных занятий и у ребят на домашнем обучении. Кажется, что проблем с организацией рабочего места для юного художника быть не может, однако, когда реально берешься за это дело, возникает много вопросов. На самом деле задача важная. От правильной организации рабочего места во многом зависит успех выполнения работы. Каждому творцу необходима определенная обстановка, в которой он чувствует себя комфортно, ему хочется творить, и место, пробуждающее вдохновение. Что же могут сделать для этого родители?
Пространство для творчества лучше всего выбрать у окна, выходящего на север или северо-запад. Если такой возможности нет, то окно рекомендуется завесить тюлем с голубым оттенком или калькой. Это необходимо для того, чтобы солнечные лучи не ослепляли ребенка во время работы, и для того, чтобы цветность красок была одинаковой в любое время суток.
Для освещения в вечернее время нужно подобрать лампу дневного света. Нельзя писать картины в полутьме: глаза устают от постоянного напряжения. Кроме того, свет обязательно должен падать на работу слева (для правшей) или справа (для левшей), чтобы тень от руки не мешала видеть работу. Место для работы с красками должно хорошо проветриваться.
Для работы детей дошкольного и младшего школьного возраста необходим широкий устойчивый стол, возможно, с наклонной поверхностью. Для детей среднего и старшего школьного возраста комнату стоит оборудовать мольбертом или этюдником. Их нужно выбирать вместе с ребенком, ведь именно он будет ими пользоваться. Мольберт может быть этюдный, настольный, складной или планшетный. Обратите внимание на материал, из которого он будет выполнен: дерево, металл или пластик. Деревянный более популярен. Хорошо, если мольберт будет регулироваться по высоте, ведь ребенок постоянно растет, если у юного художника будет много пространства.
Пол комнаты под мольбертом можно застелить укрывной пленкой. Во время рисования нет мелочей, поэтому сразу придумайте доступное место, где постоянно будут лежать краски, кисти, палитра, ветошь, бумага, пастель, карандаши и ластики. Художники во время работы по памяти берут нужный предмет с привычного места, и все принадлежности должны находиться в одной и той же части комнаты, а потому вмешиваться в наведение порядка на рабочем месте родителям по своему усмотрению не стоит. То, что со стороны может показаться беспорядком, для творческого человека система, благодаря которой все нужное оказывается под рукой в любой момент работы над произведением.
Итак, рисунок завершен. Встает вопрос хранения работ. Вначале, конечно, работы часто размещают на стенах. Но с течением времени всегда наступает момент, когда места на стенах начинает не хватать. В таком случае можно приобрести или смастерить специальный ящик для хранения картин. Особых условий для хранения бумажных рисунков не требуется, поэтому материал здесь может быть различным. Здесь все зависит от ваших предпочтений и удобства.
И напоследок: постарайтесь вместе с ребенком сделать рабочий уголок не только удобным, но и красивым. Это будет дарить ребенку вдохновение для творческих свершений в атмосфере сотворчества и поддержки его начинаний.
Ксения ТИХОМИРОВА, специалист по связям с общественностью центра внешкольной работы «Синегория»;
Наталья АКУЛИНА, педагог дополнительного образования центра внешкольной работы «Синегория»
Комментарии