search
main
0

Нельзя отрывать экономику от подготовки кадров

Александр САМСОНОВ, член Совета старейшин при мэре Москвы:

– Есть один вопрос: как просить у предприятий средства для того, чтобы они помогали развитию колледжей по подготовке рабочих кадров? В недалекую старину, когда не было закона о предприятии, о том, чтобы предприятия помогали школам и ПТУ, был такой маленький орган, как райком партии, который просил тебя помочь средствами, и после этой просьбы все бежали и помогали. Сегодня сделать такое практически невозможно, все ограничится лишь разговорами.

Первый вице-премьер Сергей Иванов на одном из совещаний с руководителями предприятий так ответил на их вопрос о том, что делать без кадров: «Ну чем я вам могу помочь? Вы – хозяйствующие субъекты. Вам нужны кадры? Вы и выделяйте деньги на подготовку кадров и готовьте их вместо того, чтобы отдать дивиденды на какие-то прочие вещи». Но и с такой идеологией мы далеко не уйдем.

Для решения кадровых проблем должна быть государственная система управления в подготовке кадров, и ничего другого взамен предложить невозможно. В Москве нужно инициировать принятие такого закона, а то ведь как просто и быстро убрали или изменили первый закон РФ «Об образовании», где фактически были записаны пункты о том, что предприятия должны финансировать подготовку кадров. Убрали все моментально, приняв новый Налоговый кодекс.

Что касается работы с колледжами, то, как нам кажется, нужно ввести договорную систему набора учащихся в колледжи с непосредственным участием предприятий. Можно говорить о каких-то ярмарках, где можно один раз в год проводить всю эту работу и приглашать туда из всех регионов России желающих поступить в колледжи. Там должны заключаться договора о подготовке кадров, в которых нужно оговаривать все вопросы, связанные непосредственно с улучшенной подготовкой кадров, решение которых необходимо поручить предприятию после окончания обучения. Если колледж не имеет возможности (а сейчас зачастую так и есть) установить необходимое оборудование, предприятие должно предоставить участки, где бы готовили кадры для него. Весь процесс подготовки рабочих кадров должен идти при непосредственном участии предприятия, оно должно отслеживать все это дело.

Как закрепить рабочие кадры на производстве после окончания колледжа? Учащемуся при поступлении промышленное предприятие должно предоставить проект контракта о приеме на работу. В этом контракте должна быть одна-единственная позиция: после окончания срока контракта учащиеся (вернее, уже рабочие), поступившие на предприятие, получат 10-15% общей суммы своей заработной платы за срок контракта. Это создаст определенные условия для закрепления и повышения квалификации в дальнейшем, а также для повышения производительности труда на предприятии.

Мы оторвали экономику от подготовки кадров, и это привело к дефициту рабочих кадров. А этого допускать нельзя, это противоестественно.

Раньше было хорошее сочетание – шефство предприятий над школами. Учащиеся знали хотя бы 10-15 профессий, которые имело то или иное предприятие, бывали там, видели, как работают на этом предприятии. Представители предприятий постоянно присутствовали в школах и профориентировали ребят. Нам тоже нужно начинать с самых низов, чтобы создать у ребят мнение о том, как они будут дальше жить и какую профессию им лучше иметь. Не случайно раньше примерно 35% школьников при окончании школы знали, кем они хотят стать. Сегодня таких школьников, как говорят, всего 3-5%.

Бюджетного финансирования для нормальной работы и развития колледжей сегодня не хватает, они зарабатывают деньги за счет практики своих учащихся. Эти средства облагаются налогом, ну разве это допустимо?

Мы считаем, что трудовые рабочие коллективы в Москве должны иметь квоты на определенное количество иностранных рабочих. Это снимет всякие противоречия в уровне заработной платы и в социальных условиях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте