search
main
0

Нельзя отменить, как солнце. Для российской культуры и педагогики воспитание всегда рассматривалось как общественная и государственная самоценность

Лишь в последние несколько лет развитие воспитания по праву стало одним из приоритетов в деятельности Минобразования России, органов управления образованием субъектов РФ.

– Это оказалось возможным, – считает Валентина Александровна Березина, – прежде всего потому, что произошли существенные позитивные улучшения в обществе и государстве в целом.

Ей ли не знать: Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, которым она руководит, стояло у истоков возвращения этого процесса в школу.

И вот впервые за многие десятилетия в основополагающем документе – Национальной доктрине образования в Российской Федерации – определены цели воспитания и обучения как единого процесса, пути их достижения посредством государственной политики в области образования на предстоящие четверть века. Воспитание, по мнению собеседницы, – процесс непрерывный, но управлять им столь же необходимо, как и учебным.

…Чиновников принято ругать. В свое время на коллегии Минобразования РФ разработчики Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы сразу заявили, что она носит ведомственный статус. То есть был сделан первый сугубо управленческий шаг. Если вчитаться в строки этого документа без предвзятости, станет ясно, что создатели искали единства не «по деталям», а на основе базовых ценностей.

– Чем важны итоги реализации первого этапа Программы? За два года удалось повысить общественный статус социального института воспитания, – продолжает Валентина Александровна. – Это был период насыщения системы на всех образовательных уровнях нормативными, научно-методическими, организационными материалами. Изменилось отношение органов исполнительной и законодательной власти к самой проблеме. Порадовала нас связь с регионами, конкретными образовательными учреждениями. На основе Программы на местах разрабатывали собственные с учетом традиций национальных и культурных. Проводили много конференций, туда съезжались люди, которые действительно озабочены проблемой.

Когда подвели итоги, сразу же рассмотрели и утвердили второй этап реализации Программы на 2002-2004 годы. Здесь тоже все расписано строго по срокам. Для управления это важно: теория в меньшей степени претерпевает изменения, а вот срочные меры по нормативно-правовой базе, по кадровому, программному обеспечению – тут все идет по нарастающей.

– Но самый значимый шаг, – уверена В.Березина, – в том, что спустя теперь уже четыре года реализации отраслевой Программы мы вновь «вышли в правительство» с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости разработки на государственном уровне программы развития воспитания детей в России.

Зачем она нужна? Отвечает честно:

– Мы убеждены, что несмотря на то, что правительство делегировало нам эти полномочия, мы не в состоянии взять на себя ответственность за воспитание всего общества.

Программа будет носить межведомственный государственный, национальный характер.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте