Мы впервые собрали на Всероссийский семинар-совещание председателей советов ректоров и руководителей советов председателей профсоюзных организаций вузов для того, чтобы выработать общий взгляд на те перемены, которые нам предлагают законодательные и исполнительные органы власти. Мы бы хотели, чтобы эти руководители имели одну информацию о том, что ждет систему образования России. Информация не была односторонне подана, поскольку на трибуну семинара-совещания поднимались и представители российского Федерального агентства по образованию, и представители ЦК профсоюза. Участники могли задать любой вопрос и получить ответ. Темы, которые обсудили ректоры и профсоюзные лидеры, чрезвычайно актуальны. Мы социальные партнеры. У нас одни цели, но разные механизмы их достижения, потому что у каждого свои полномочия, своя сфера деятельности. Мы должны искать варианты сотрудничества, становиться союзниками, стремиться к взаимодействию. Социальное партнерство – дело непростое. И относиться к нему можно по-разному. Можно сказать себе и членам профсоюза, что ничего не получится. А можно настроиться на работу и не допускать пессимизма.
Мы понимаем, какие изменения в образовательное законодательство принес 122-й закон, поэтому одной из тем для обсуждения, анализа и внимательного рассмотрения на семинаре-совещании стал этот закон и последствия его реализации для высшей школы.
Сегодня профсоюзное движение в странах Европейского союза высказывает такую же обеспокоенность, как и мы, по поводу планируемых в России реформ образования. Против подобных реформ за рубежом проводятся международные профсоюзные акции. Профсоюзы возражают против роста коммерциализации в сфере образования. Иногда создается впечатление, что страны переписывают друг у друга концепции реформ, как студенты конспекты лекций. В программе Европейского союза прописано то же самое.
Участники семинара-совещания спрашивали, почему мы говорим не только о негативных, но и о положительных моментах в предлагаемых законопроектах, если профсоюз в принципе против них. Да, мы возражаем, делаем это последовательно и знаем, что авторы всех этих предложений не могут игнорировать нашу позицию, и отчасти в связи с этим принятие новых законов притормаживается. Но при этом мы понимаем, что профсоюз не может изменить курс государства. Если мы будем возражать с закрытыми глазами, это может привести к тупиковой ситуации. Все равно власти двигаются этим путем, значит, мы должны идти параллельно, смотреть, что лучше, что хуже, какие превентивные меры нужно предпринять, чтобы снять остроту перехода. В прошлом году мы почти полгода вели переговоры с Правительством РФ, для того чтобы наши педагоги не присоединились к протестующим пенсионерам, оставшись 1 января 2005 года без индексации к зарплате. Нам удалось снивелировать остроту проблемы и сохранить на ближайшие годы все возможные в этой ситуации гарантии.
Мы делаем все, что от нас зависит, чтобы противостоять курсу, который настойчиво протаскивает государство, но думаем и о запасных вариантах, о том, что произойдет, если то или иное предложение будет принято и одобрено законами. Когда мы в прошлом году первыми выступали против принятия 122-го закона, у нас было мало союзников. Союзники появились только сейчас, после 1 января 2005 года, когда закон вступил в силу. А раньше нас вообще не хотели слышать, хотя мы направляли всем ректорам, всем губернаторам, во все комитеты наши возражения, объяснения, к чему приведет принятие 122-го закона. Были ректоры, которые говорили, что все эти возражения – ерунда, что такой документ просто не может пройти. Теперь, за год, они поняли, что мы были правы, что к нашим аргументам нужно относиться серьезно.
На 5-м съезде профсоюза мы приняли два обращения в адрес Президента РФ, которые касаются заработной платы работников образования и социальной защиты студенчества, была объявлена акция по сбору подписей в поддержку этих обращений. К сожалению, некоторые председатели вузовских профсоюзных организаций, которые, как ни странно, были делегатами съезда и знали об акции, подходят ко мне и спрашивают, что будет дальше с зарплатой, но сбором подписей при этом не занимаются. Легковесно к этой акции относиться нельзя, потому что и в аппарате президента к ней не смогут легковесно отнестись, если в один день получат сотни тысяч подписей под этими обращениями.
Каждый день мы ведем тяжелые, изнурительные переговоры, и это главная форма нашей деятельности. Иногда люди постоят на площади часок, помитингуют, а на следующий день звонят нам и спрашивают: «Ну как, уже принято решение? Нет? Почему? Мы ведь вчера провели митинг, ждали, что уже сегодня будет реакция!». Такое бывает довольно часто. Между тем, самое тяжелое – профессионально и последовательно вести переговоры, убеждать, что нужно принять на государственном уровне то или иное решение в пользу педагогов и учащихся. А уж если мы объявляем ту или иную акцию и если все члены профсоюза принимают в ней участие, правительство понимает: это сильный и влиятельный профсоюз, к которому нельзя относиться без внимания. В рамках Всероссийской акции протеста мы бастовали один день, потому что знали – этого достаточно, чтобы на переговорах к нам относились с уважением.
Нам хотелось, чтобы после встречи в рамках Всероссийского семинара-совещания мы стали лучше понимать друг друга, активнее искали путей взаимодействия, обменивались опытом. По отзывам участников семинара мы поняли, что диалог состоялся и что такие встречи нужно сделать по меньшей мере ежегодными.
Комментарии