search
main
0

Нелюбимая грамматика. Мотивация учителя приведет к мотивации ребенка

Уже несколько лет в Новосибирске плодотворно работает областной Центр информационных технологий, где прошли обучение многие учителя города и области. Создан сайт websib.ru, где можно почитать новости, найти многочисленные ресурсы по всем предметам, принять участие в конкурсах, получить консультации. ОблЦИТ также занимается распространением ЭОР по школам, сотрудничает с авторами. Компьютерные классы, электронная доска, доступ в интернет перестали быть редкостью.

Регулярные семинары, конференции, конкурсы разных уровней по информационно-коммуникационным технологиям проводятся ежегодно и собирают достаточно большое количество участников. Как член экспертного жюри городского конкурса «Учитель года» я ежегодно отмечаю перемены. Все конкурсанты представляют материалы в электронном виде, делают презентации, используют ЭОР на показательных уроках.

Изменилось само общение педагогов. Если мы не можем найти друг друга по телефону, то по электронной почте находим без проблем. Активно используют ЭОР гимназии №1 и №10 – самые известные в Новосибирске. В них часто организуются мероприятия для учителей, проводятся конкурсы и олимпиады. Мы постоянно общаемся с учителями из школы №21 в наукограде Кольцово, проводим совместные семинары, летом энтузиасты своего дела Марианна Львовна Малиновская и Вера Николаевна Хорошилова устраивают языковой лагерь, приглашают специалистов – носителей языка, а также организуют курсы для учителей с обязательным использованием ЭОР. Электронные образовательные ресурсы все активнее начинают использовать молодые педагоги.

– Я начала с того, что стала регулярно читать выпуски «Методической кухни» в «Учительской газете». Некоторые публикации можно брать и использовать как готовые инструкции по проведению урока в компьютерном классе, – говорит Елена Талзи, учитель английского языка 130-го новосибирского лицея. Поначалу мне очень помог совет о предварительной подготовке детей к проведению урока с использованием техники, а также рекомендация: «Учитель, обучи себя!».

Педстаж Елены Васильевны – 3 года. Урок с компьютером вместо традиционного учебника, считает она, требует определенной подготовки, особенно с учениками 5-го класса, которые еще не умеют правильно пользоваться машинами, не знают, как печатать. Им нужно дать время, чтобы они освоили клавиатуру, запомнили правила безопасности, научились включать и выключать компьютер, открывать нужное пособие, набирать адрес.

С первых уроков заметно, как резко возрастает мотивация детей. Они видят новые формы подачи материала, отличные от учебника. Нелюбимая грамматика внезапно становится интересной. Если научиться вписывать эти уроки в свой учебный план, то постепенно можно проводить их один раз в неделю. Учитель должен посвятить некоторое время тому, чтобы продумать, чем и как хочет пользоваться, подобрать ресурсы, сайты. Для того чтобы найти необходимый материал, достаточно пользоваться хорошим справочным сайтом типа Google, а также различными пособиями, которые сейчас выпускают самые разные издательства. С 5-ми классами начинаем с чтения небольших сказок. 6-е классы уже уверенно пользуются компьютером, умеют набирать адреса, раскрывать самостоятельно новый ресурс. Берем готовые электронные уроки, например, с сайта English To Go – English-to-go.com. Учитель должен четко определить цели и задачи урока, проверить уровень материала, решить, что будет сделано на каждом этапе.

Школьникам нравятся электронные ресурсы еще и тем, что в них всегда есть игровой элемент, а также оперативность. Сделав упражнение или тест, они имеют возможность оценить себя сразу, а не ждать, пока учитель соберет тетрадки и проверит написанное. В процесс вовлечены все 100 процентов детей, никто не отказывается от заданий, и никому не скучно. На уроке с использованием электронных ресурсов дети работают как индивидуально, за компьютером, так и классом, глядя на электронную доску. Легко осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению: раскрыв электронный ресурс, ученик может выполнить столько упражнений, сколько ему по силам, и проверить себя. Кто-то сделал весь раздел, а другой освоил одну часть. Можно дифференцировать задания по уровню, давать детям разный набор упражнений.

Очень существенно то, что по окончании темы ученики могут продолжить этап «Закрепление» на новом уровне. 6-е классы с удовольствием создают презентации, используя материалы из электронных ресурсов и с сайтов. Например, шестиклассники сделали свои собственные электронные странички по странам, с текстами и картинками. Для того чтобы такие уроки стали обычным явлением школьной жизни, нужно, чтобы учитель-предметник знал ЭОР и хотел ими пользоваться. Фактически получается, что любой предметник должен уметь вести свой предмет и информатику. Иначе бывает все еще частая картина: у одного педагога дети сидят на уроках скучают, зубрят параграфы, а у другого имеют возможность усваивать материал, пользуясь как традиционными, так и новейшими учебными пособиями. У детей мышление устроено не так, как у взрослых. Спросишь 5-й класс, например, трудную тему «Пассив». Если они ее механически учили только по учебнику, то через месяц могут ничего не вспомнить. Если делали урок еще и на диске, тут же лес рук: «Это там, где страшилка нарисована!» И выдают правильно все нужные грамматические формы. Ребята хорошо запоминают и зрительный образ, и подпись к нему.

– ЭОР и ИКТ дают возможность работать с каждым учеником индивидуально, осуществлять личностно-ориентированный подход, каждый ребенок учится со своей скоростью, в своем режиме, – уверена Елена Талзи. – С 5-ми классами мы часто читаем сказки, им нравится анимация, возможность сразу читать и слушать, притом они могут много раз возвращаться к одному и тому же отрывку, проверять себя. 6-е классы в конце года учатся отбирать материал и создавать небольшие презентации по теме. Информатики у них пока нет, так что всему необходимому учу их я. Сильные ученики могут выполнить все задания за один урок, слабые сделают половину, но каждый получит удовольствие, узнает много нового, проверит себя по ответам, которые даны в конце каждого урока. Материалы по темам находим через справочный сайт Google – google.com. Ученики сами отбирают небольшие тексты, копируют картинки, создают свои слайды, затем на электронной доске показывают их всему классу. Дети просят проводить такие уроки чаще, очень хорошо запоминают пройденное, легко воспроизводят то, что выучили. Все уроки в компьютерном классе я вписываю в учебный план. По совету методиста собираю материал, фиксирую наблюдения, надеюсь, сумею написать о своем опыте так, чтобы им могли воспользоваться другие. Жаль, что в педуниверситете этому нас не учили и информатики как предмета не было.

Я опросила многих педагогов, использующих ЭОР и ИКТ на уроках по своему предмету. Все они говорили о том, как важна для них поддержка администрации школы и органов образования, высказывали пожелание прибавки к зарплате, потому что фактически работают по двум специальностям сразу. Интерактивные занятия очень важны, потому что помогают детям увидеть междисциплинарные связи, понять, что разные школьные предметы нужны и полезны. В перспективе они дают возможность межкультурного общения, укрепления международных связей. В прошлом учебном году уже и 6-е классы приняли участие в международном интернет-проекте «Круги обучения». Дети выполняли задания по графику, разработанному координаторами проекта, учитель вписывал занятия в учебный план. В итоге была создана небольшая электронная книжка, а все участники получили дипломы. И все-таки главная проблема сегодня в кадрах. Нужно не только обучить педагогов, как пользоваться техникой, но и мотивировать их к использованию ЭОР на уроках. Я видела, как шел урок биологии в 11-м классе. Учительница объясняла работу легких, водя электронной указкой по доске, где двигались нарисованные внутренние органы человека. Весь класс завороженно смотрел на доску, а выходя, подростки оживленно обсуждали пройденную тему.

Мотивация учителя приведет к мотивации ребенка. Сейчас, если педагог не пользуется новейшими пособиями, никто его не заставит это делать. С другой стороны, тот, кто пользуется, прибавки к зарплате не получает. На одном энтузиазме мы далеко не уедем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте