Этот северный край удивительно богат. Республику Коми не случайно называют природной кладовой России – тут есть газ и нефть, уголь и титановые руды, цветные и редкие металлы, здесь добывают золото и серебро, встречаются даже алмазы. Особенное богатство Коми – лес, кстати, республику называют еще легкими Европы, ведь нигде в европейской части уже не сохранилось таких лесных массивов, как в Коми. И все-таки, наверное, главное богатство этого сурового края – люди, привыкшие к непростым климатическим условиям, к трудной работе на месторождениях и нефтяных вышках. В последнее время демографическая ситуация в республике обострилась, люди стали уезжать из отдаленных северных территорий, уменьшилось и количество детей в школах. Впрочем, это не мешает системе образования республики постоянно совершенствоваться и двигаться вперед.
– Мы стараемся внедрять у себя все те инновации, которые сейчас есть в российском образовании, – говорит министр образования Республики Коми Нелли Леонидовна Струтинская. – Хотя, разумеется, есть у нас и свои особенности. По протяженности республика большая и малонаселенная – в среднем 2 человека на один квадратный километр. Есть и густонаселенные районы, как Ухта, Воркута, Сыктывкар, а есть места, куда трудно добраться, туда даже самолеты и вертолеты не летают. Разве что по зимнику – через лес и замерзшие реки. Если же говорить о Воркуте, то этот город находится в самой северной точке нашей страны, к сожалению, сейчас оттуда идет сильная миграция в соседние, более южные районы республики. Большинство наших школ – сельские, некоторые из них находятся в труднодоступных местах. Из-за сокращения численности детей наша образовательная сеть уменьшилась. Из 490 школ сегодня осталось 406, причем большая половина из них – малокомплектные, где обучаются, как правило, менее 100 учеников. Кстати, в результате оптимизации начиная с 2007 года в республике ликвидировано только 47 школ. Сегодня этот процесс можно считать завершенным. У нас появились сильные базовые школы, как правило, победители конкурса в рамках нацпроекта «Образование». Туда подвозятся дети из близлежащих сел на школьных автобусах. Волевые решения по закрытию сельских школ не принимались, каждый конкретный случай рассматривался с муниципалитетами. Мы не отказываемся от поддержки малокомплектных школ, которые по объективным причинам не могут быть закрыты.К примеру, у нас есть 87 школ, которые находятся в труднодоступных местах. Детей оттуда просто невозможно никуда возить, поэтому эти школы будут существовать, даже если там учатся несколько ребятишек. В 2010 году в республике началась реализация республиканской целевой программы по строительству детских садов и школ, в том числе и малокомплектных. В прошедшем году уже открыта школа на 49 мест, в 2011 году в селах республики будет построено еще 6 малокомплектных школ. Кроме того, в целях сохранения сети сельских школ, повышения качества преподавания в них и преодоления дефицита квалифицированных педагогических кадров в данных школах в 2010 году началась реализация проекта по организации дистанционного обучения детей в малокомплектных школах с использованием информационных технологий. С этой целью нашими педагогами разработана информационная образовательная среда по истории, биологии, химии, географии, обществознанию, английскому языку, физике. Вообще работа по оптимизации велась не ради самой оптимизации, а для того чтобы каждый ребенок в республике мог получить качественное образование. Кстати, наши главы муниципальных образований не просто на словах убеждали родителей, что их детям будет лучше учиться в базовых школах. Они организовывали поездки, во время которых рассказывали и показывали работу педагогов в базовых школах. И родители понимали, что там у их детей больше возможностей получить качественное конкурентоспособное общее образование. Вообще сегодня я бы сказала, что проблема оптимизации потеряла свою остроту, ее пик мы уже прошли, уже выстроена система, и родители поняли – все эти перемены на благо их детей. Ведь базовые школы мы смогли оснастить современным учебно-лабораторным оборудованием, компьютерными кабинетами, в них работают высокопрофессиональные педагоги и созданы все условия для получения качественного образования. Да, конечно, мы часто слышим фразу «умрет школа – умрет село». Но почему именно школа должна стать мерилом его жизни? Основа всего экономика, а если людям негде работать, они будут пытаться уехать любыми способами из этого места, хотя, конечно, есть и такие, которые привыкли жить своим хозяйством. Есть села, где, кроме школы, вообще ничего не работает, даже магазин. Мне довелось посещать такое учебное заведение. Прежде всего удивило, что в школе во время уроков было много родителей. Оказалось, что родители, которым, по сути, нечем заняться, контролируют учителей, сидят у них на уроках. Школа в этом селе была центром их маленькой вселенной, главным социокультурным центром. Правда, такой тотальный контроль, безусловно, мешал работе педагогов. Сегодня, слава богу, острые моменты в этом учебном заведении сняты, а школы действительно во многих селах становятся социокультурными центрами, объединяющими учителей, детей и родителей.- Нелли Леонидовна, в чем главные особенности региональной программы развития?- Наша региональная программа развития включает все основные направления федеральной программы. Разумеется, один из важнейших моментов в нашей работе – повышение качества образования. Именно для этого мы и создавали базовые школы и ресурсные центры, внедряли новые методики и новые технологии. Среди важнейших направлений работы – апробация новых ФГОС по начальной школе на наших экспериментальных площадках. В республике у нас 18 пилотных школ, 6 из них имеют статус республиканской пилотной школы. Кстати, все эти шесть площадок – школы-победители нацпроекта, они являются нашими своеобразными методическими площадками, причем не только на муниципальном, но и на республиканском уровне. Это стажировочные площадки для наших педагогов. Кстати, в республиканском институте развития образования у нас создан центр по методическому обеспечению и введению новых ФГОС.- Какая проблема для вас является наиболее сложной при внедрении новых ФГОС?- Думаю, в первую очередь это обеспечение наших школ учебниками, соответствующими ФГОС. Для того чтобы обеспечить новыми учебниками все наши первые классы, потребуются довольно большие деньги.- А как насчет повышения квалификации учителей начальных классов, ведь это тоже непростая задача?- Разумеется, реализовать образовательные программы в соответствии с ФГОС нового поколения возможно, только применяя эффективные образовательные технологии. К сожалению, не все педагоги готовы к этому. Причин тому много, и главная из них заключается в том, что более 40 процентов педагогов пенсионного и предпенсионного возраста. Между прочим, некоторые из них молодцы. Стараются идти в ногу со временем, использовать все самые современные методики в своей работе, но есть и такие, которым за шестьдесят и около семидесяти, и понятно, что им будет непросто переучиваться. Некоторые из них даже не готовы подтверждать свою высшую категорию. Их, в общем, немного. В то же время молодые учителя легки на подъем. Кстати, мы даем возможность проходить повышение квалификации нашим педагогам не только в Сыктывкаре, они выезжают в Москву в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, в Ярославль. У нас начата работа по тому, чтобы учитель мог выбирать свою индивидуальную образовательную траекторию. – Я так понимаю, у вас проблема с молодыми специалистами? Не хотят идти работать в школу?- Проблема в том, что нехватка кадров касается в основном сельских школ. Не все готовы ехать в село, даже если они оттуда родом. Пока что, к сожалению, инфраструктура в наших селах сильно отличается от городской. Что касается работы в городах, то многие наши выпускники идут работать в школы.- Какую поддержку вы оказываете молодым учителям? Принимал ли участие ваш регион в федеральном проекте «1000 вакансий для выпускников педвузов»?- Да, мы участвовали в этом проекте и приняли у себя 14 таких педагогов. Перед этим мы делали запросы нашим муниципальным образованиям, какие специалисты им необходимы. Взамен они должны были предоставить молодым педагогам жилье. Кроме того, постановлением правительства Республики Коми при разработке новой отраслевой системы труда мы как раз включили ряд мероприятий, которые направлены на поддержку молодых учителей. Им идет доплата от 30 до 50 процентов к окладу (50 процентов тем, кто имеет диплом с отличием). Это серьезная поддержка. А тем, кто работает в сельской местности, еще и 25 процентов доплаты и, кроме того, льготы по оплате ЖКХ. Так что если говорить о материальном положении, то у сельского педагога оно даже лучше, чем у городского.- Нелли Леонидовна, скажите, а как отразился на зарплате ваших педагогов переход на новую систему оплаты труда?- Мы работаем по новой системе уже четвертый год, в это время реализовывался проект КПМО, мы не вошли в число победителей, но отработали практически все его направления. Для перехода на новую систему оплаты труда из бюджета республики были выделены средства. В выигрыше от этого нововведения оказались прежде всего учителя, занимающие активную профессиональную позицию и обеспечивающие высокий уровень качества обучения. У нас есть педагоги, которые получают 40-60 процентов доплаты к зарплате. А есть и такие, которые ничего не получают. Зато у нас появилась возможность поддержать тех учителей, которые заботятся о своем профессиональном росте, работают с одаренными детьми, готовят ребят к олимпиадам….У системы образования Республики Коми, безусловно, есть проблемы. Но самое главное – их здесь умеют и хотят решать. Наверное, прежде всего потому, что правильно расставлены приоритеты. Главный человек, во имя которого и происходят все реформы и преобразования, – ребенок, которому должно быть комфортно и интересно в школе или детском саду. Сыктывкар
Комментарии