search
main
0

Нелегкая миссия – быть ответственным гражданином своей страны

​Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире. Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-либо существовали в мире. К человеку приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг. Когда человек построил наконец свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

Эта притча ярко высвечивает одну из самых серьезных проблем человечества – соотношения личного и общего блага. Поиск равновесия идет на протяжении всей истории. Многие из недавнего прошлого помнят поднятую руку пионера, символизирующую, что общественное выше личного. Есть и другая формула, появившаяся в преддверии Великой французской революции: «После нас хоть потоп». Всегда чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, и это будет происходить до тех пор, пока общественное и личное, коллективное и индивидуальное будут оставаться на разных чашах, пока не возникнет понимание, что одно без другого не может существовать. С этого начинается гражданственность. В одной из песен группы «Воскресение» есть такие строчки: «Я добрый, но добра не сделал никому», которые возвращают нас к проблеме невозможности существования вне общества. Поэтому тема гражданского образования, социального взаимодействия, сотрудничества людей для достижения общего и личного блага представляется мне ключевой в любой стране и в любую эпоху.Задача становления гражданского сознания подрастающего поколения – один из приоритетов развития общества в соответствии с потребностями стабильности и преемственности, консолидации и социального согласия в нем. В этом плане образование важнейший институт, формирующий ценностные ориентиры гражданина. Современные задачи воспитания ответственного гражданина России требуют изменения подходов как в содержании образования, так и в методике преподавания. Педагогам необходима особая подготовка в области гражданского образования, ориентированная на реалии России в современном глобальном мире, поисковые способы работы с информацией, целеполагание в выстраивании педагогической деятельности, переход от директивного к поддерживающему стилю преподавания, рефлексию по поводу достигнутых успехов и совершенных ошибок. В проекте концепции новых образовательных стандартов отмечено значение социальных эффектов, которые потенциально могут способствовать эффективному построению системы образования, интегрируются в понятии гражданственности. Для системы образования принципиально значимым представляется выделение четких ориентиров в гражданском становлении личности, ключевых требований к содержанию и организации гражданского образования, модели гармонизации ожидаемых и достигнутых результатов. Понимание гражданской идентичности как ощущения принадлежности к сообществу граждан той или иной страны, готовности участвовать в решении общих дел, признания совпадения личных интересов с общим благом, принятия ценности сотрудничества и взаимодействия в решении общезначимых дел, способности к конструктивному поиску пути решения общественных проблем задает требования к результативности педагогической работы. (См. схему 1.) Важнейшим фактором становления гражданственности и минимальным условием готовности учителя в этом направлении можно считать использование активных и интерактивных подходов в преподавании. При этом важно проанализировать, как различные стратегии вовлекают учащихся в образовательный процесс, в каких условиях могут использоваться, какой положительный обучающий и воспитательный потенциал имеют, какие могут возникать трудности при их использовании.В пассивной стратегии преподавания существует один основной источник информации, как правило, это учитель или преподаватель, занимающий центральное место на занятии, где преобладает монологовый режим общения, акцент делают на репродуктивность и директивное руководство. Преподаватель или научный руководитель – главный организатор, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, определяет необходимую информацию. Учащиеся при использовании пассивной стратегии – объект воздействия учителя (отношения соответственно строятся по линиям субъект – объект, лектор – слушатель, источник – потребитель). Естественно, не всегда можно обойтись без такого подхода. Он может быть выбран при отсутствии у учащихся достаточного количества источников информации (учебников, словарей, справочников), дефиците времени для поиска необходимой информации, большом количестве учащихся, большой объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения. (См. схему 2.)Если рассматривать применение пассивной стратегии преподавания в контексте гражданского образования, то следует поставить вопрос о том, какие гражданские качества могут быть сформированы при использовании пассивной стратегии взаимодействия в преподавании. Думаю, в наиболее удачных воплощениях такой стратегии можно достигнуть воспитания гражданских характеристик, но при этом следует помнить об опасностях крайностей в таком процессе. Среди важных для гражданина качеств можно назвать как образовательные результаты ответственность, исполнительность, коллективизм, дисциплинированность, организованность, системность знаний и четкость логических построений. Но есть и существенные риски: часто ответственность и исполнительность возникают как формальный ответ на внешние требования, а не как внутренняя потребность человека; установление единообразия может нивелировать индивидуальность личности; происходит подмена дисциплинированности требованием бездумного подчинения; поощряется формализм и схематизм, а мышление становится догматическим.Но возможна активная стратегия взаимодействия в учебном процессе. Активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. В отличие от пассивной стратегии здесь совершается переход от одностороннего воздействия к непосредственному взаимодействию, хотя и проходит оно все еще по линии «преподаватель – ученик». Акцент переносится с лекционных методов к обсуждению, а учебный процесс строится в диалоговом режиме, возрастает индивидуальность в преподавании, у  учащихся появляется возможность получить ответы на волнующие их вопросы. Эти изменения демонстрирует схема 3.Использование активной стратегии требует от преподавателя не только постоянной коммуникации с учащимися, но и высокого уровня компетентности по рассматриваемым вопросам. Вместе с тем некоторая граница сохраняется, поэтому можно говорить об элементах фронтальности и в этих подходах. Среди педагогических условий выбора активной стратегии можно назвать такие: рассматриваемые вопросы привлекают повышенный общественный интерес или основаны на имеющемся социальном опыте, развитое умение учащихся задавать вопросы, необходимость подвести итоги или обсудить полученный материал, относительно небольшой объем содержательного материала, достаточное количество времени для пояснений и уточнений. С точки зрения гражданского образования активная стратегия обладает значительным потенциалом формирования важных гражданских качеств и умений – толерантности, уважительного отношения к окружающим, индивидуальности, активности, инициативности, умения аргументировать свое мнение, информированности. Вместе с тем есть риски и опасности:    толерантное отношение может переходить в попустительство экстремистским взглядам и позициям, отказ от собственной точки зрения и жизненных принципов во имя согласия (почему-то нередко именно так понимается толерантность – терпение по отношению к любым действиям и позициям, в том числе агрессивным, экстремистским, человеконенавистническим);    раскрытие и проявление индивидуальных особенностей может идти через подавление других людей, установление доминирования отдельных участников обсуждения;    активность может превратиться в ритуальность и имитацию дела, если за участием не стоят вдумчивость и понимание целей своей деятельности;    умение аргументировать свое мнение способно превращаться в набор инструментов для победы в споре (в данном случае важна не истина, а личное доминирование);    обилие информации способно запутать человека, часть ее может быть ошибочной или даже фальсифицированной.Использование интерактивных методов позволяет осуществить переход от обучающей схемы «учитель – ученик – учитель» к принципиально другой схеме «ученик – ученик», когда режим общения из монолога и диалога превращается в полилог (или многостороннее общение), акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учащихся между собой. Суть стратегии заключается в организации учебного взаимодействия в группах, что отражено в представленной схеме 4.Эффективно выбирать интерактивную стратегию можно при наличии таких педагогических условий, как наличие доступа к различным источникам информации, имеющийся багаж социального опыта или фундамент знаний по рассматриваемым вопросам, достаточное количество времени для использования на занятии обсуждения в малых группах.Участие в групповой работе становится моделью сотрудничества граждан в общественной жизни, которое требует таких их характеристик: умение устанавливать контакты с другими для достижения общих целей; понимание личной ответственности при выполнении общего дела; стремление к активному взаимодействию в социуме для достижения индивидуальных и общих целей; индивидуальная и групповая ответственность за решение поставленной задачи; умение достигать согласия по ключевым вопросам; уважение многообразия мнений, культур, взглядов. При использовании интерактивной стратегии молодые граждане учатся открытости к сотрудничеству и взаимодействию, коммуникабельности, пониманию личной ответственности при выполнении общего дела, умению достигать согласия по ключевым вопросам обсуждения, уважению многообразия мнений, культур, взглядов. Но важно, чтобы сотрудничество было направлено на достижение общезначимых целей группы, а не решало задачи отдельных людей (в этом случае взаимодействие легко превращается в манипулирование). В ходе общения нередко возникают конфликты, которые могут способствовать созданию атмосферы агрессивности и непонимания. Ответственность может оказывать давление на учащихся и порождать боязнь испортить результат работы всей группы. Отсюда возникают стрессы и напряженность. Не всегда согласие достигается путем общего компромисса, поэтому некоторые могут чувствовать себя ущемленным меньшинством. Многообразие мнений может снизить эффект общей групповой работы и не позволить выполнить поставленную задачу. В любой из трех стратегий можно достичь положительного результата, любая из этих стратегий может в определенной ситуации быть наилучшей (или наиболее оправданной, эффективной для определенных целевых установок). Однако не следует абсолютизировать ни одну из них. Выбор стратегии преподавания ответственное дело, от которого зачастую зависит успех или неудача занятия. Необходимо также умелое сочетание различных стратегий в процессе преподавания, что поможет сделать обучение более разнообразным и интересным.Андрей ИОФФЕ, руководитель Центра дошкольного и общего образования МИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте