Не так давно узнала новость, противоречащую элементарному здравому смыслу. Выпускники российских школ-комплексов могут остаться без государственных аттестатов. Вот так вот просто – раз, и как будто не учились десять с лишком лет!
Почему «с лишком»? Потому что в учебно-воспитательных и многоуровневых образовательных комплексах дети учатся с четырех лет, начиная, как в воронежском УВК № 2, Школы раннего обучения. То есть уже с четырехлетнего возраста ребята получают, говоря научным языком, медико-психолого-педагогическое сопровождение на протяжении всего учебного процесса. Вдумайтесь: с четырех лет, а иногда и раньше, за развитием ребенка ежедневно и практически в течение целого дня следят врач, психолог и сразу несколько педагогов – обычный школьный учитель, воспитатель и вдобавок спортивный тренер вместе с педагогом дополнительного образования. Разве ж это плохо? Кого и почему не устраивает подобное отношение к нашим детям?
Думаете, вопрос неправильный? Вроде бы всех должно устраивать? Но почему тогда вот уже седьмой год школы-комплексы не могут добиться официального признания, или, как сказал министр образования Владимир Филиппов, «юридической легализации»?
В Концепции модернизации российского образования, одобренной в декабре прошлого года председателем Правительства РФ в разделе «Приоритеты образования в политике», появились такие строки: «…разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов…»
Одно но: учитывая то, какая силища и на протяжении скольких лет «занимается этим вопросом» (в свое время к делу подключали не только поименованных выше министров образования, но даже Черномырдина с Ельциным), есть серьезные опасения, что не дождутся нынешние выпускники свеженькой нормативно-правовой базы. Так и закончат свои школы отличниками без доказательств!
Представляете картину: по результатам пресловутого ЕГЭ какой-нибудь парнишка в десяток вузов – нарасхват, а поступить он туда все равно не сможет, потому как у него главного документа нет. То есть у него все пятерки, а государственного аттестата нет. Потому что школа, которая его на эти пятерки выучила, – неправильная школа, «нелегал» от образования, не аккредитованная и соответственно лишенная права выдавать документы государственного образца!
Насчет отличных оценок я не преувеличиваю. В УВК № 2 несколько подразделений: Школа раннего обучения, в которой занимаются дети с четырехлетнего возраста, Школа основного общего образования (в нее принимаются ученики из микрорайона), Естественно-математическая школа, где с первого по девятый классы обучаются дети с семи лет, а те, кто закончил Школу раннего обучения, учатся здесь с 8-го по 12-й классы. Кроме того, есть лицей – третья ступень комплекса с 10-го по 12-го класс, и Школа для одаренных детей. В этих структурных подразделениях комплекса учатся около полутора тысяч детей. Все основные занятия – в первой половине дня, а после обеда начинает работу Школа дополнительного образования: еще почти 600 ребят, причем не только свои, те, кто учится в комплексе, но те, кому просто удобно тренироваться в УВК, а не ездить, к примеру, в дальнюю спортшколу. В здании комплекса четыре спортивных зала и еще один – в соседнем здании Школы раннего обучения. Кроме спорта, дополнительное образование в УВК – это театральное отделение, общее музыкальное, хореографическое, игры на музыкальных инструментах, отделение технического творчества и другие.
О самом комплексе можно рассказывать долго, здесь есть такие новации, о которых другим школам области пока приходится только мечтать. К примеру, с начала этого года введена новая должность – заместитель директора по информатизации. Им стала Наталья Лопушанская, под ее началом три современных компьютерных класса и шесть учителей информатики.
Уже стало традицией, что на районной олимпиаде по этому предмету призовые места занимают учащиеся УВК-2. И на Россию поехал именно их ученик, который стал победителем областной олимпиады. В 2001 году команда «Мыслители» Воронежского УВК-2 получила диплом первой степени за первое место во Всероссийском телекоммуникационном турнире по математике. Победа вдохновила, и в нынешнем году УВК выставил две команды! И обе они в своих категориях заняли первые места, оставив позади математиков из Москвы, Питера, Новосибирска и других городов.
Сами знаете, по-настоящему работать на ребенка необыкновенно трудно. В школе-комплексе это достигается не только за счет профессиональной подготовленности учителя и его самоотдачи, но и благодаря неординарной структуре учебного заведения. Николай Есин – директор и создатель УВК № 2, один из старейших школьных директоров Воронежской области (его учительский стаж начинается с 54-го года, а директорский – с 59-го), педагог, имеющий правительственные награды и многочисленные звания, среди которых отличник образования РСФСР и СССР, заслуженный учитель РФ, о школе-комплексе рассказывает так:
– Идея существует давно: мы должны предоставлять детям возможность учиться и развиваться в одном месте. А то в музыкальную школу они едут за пять остановок от дома влево, а в спортивную – пять остановок вправо. А мы создали комплекс под названием «все – для всех». Здесь можно учиться ребенку с любыми возможностями: с четырех лет, с шести, с семи – на выбор. Хочешь, в общеобразовательной школе, или в естественно-математической, или в школе для одаренных, или в лицее, если понравится. Хочется в музыкальной – приходи занимайся музыкой, спортом – пожалуйста! Сами понимаете, в одной школе сразу восемь школ не могут быть! А вот комплекс из восьми школ – это да!
Шестилетки у нас начали учиться в 82-м году, когда ввели эксперимент по раннему обучению. Но он в стране не получил продолжения, развалился, а мы до сих пор учим детей с шести лет! И они прекрасно учатся. Мало того, в 92-м году мы открыли первый класс с четырех лет, и у нас начала работу Школа раннего обучения. Сейчас наши самые первые четырехлетки учатся в 10-м классе, мы эти классы называем «десятый со звездочкой», «пятый со звездочкой» и так далее. С четырехлетками мы до сих пор идем как экспериментальное учебное заведение России. Скоро они школу закончат, тогда подведем итоги эксперимента.
Посмотреть, чему учат четырехлеток и как поставлена работа с одаренными детьми, к Есину приезжают из других регионов России. В Школе раннего обучения сейчас 217 ребят. У них свой дом – бывший детский сад рядом с главным зданием УВК, основательно перестроенный на школьный манер: столовая на 180 мест, есть отдельные классные комнаты и отдельные спальни для маленьких.
– У нас все, как в школе для взрослых, только уютнее, – рассказывает зам.директора по УВР и руководитель Школы раннего обучения Татьяна Дмитриевна Сошникова. – Ребятишки учатся с четырех до девяти лет, а потом сразу переходят в среднее звено естественно-математической школы. Здесь же у нас занимаются и группы продленного дня. Как во всех дошкольных учреждениях, малыши в нашей Школе раннего обучения могут находиться в течение 12 часов, целый день: небольшую часть времени занимает учеба, а основное – это развитие личности. Обычный ребенок детского сада и нашего учреждения отличаются сильно. С нашими работает учитель, и это эффективнее.
– Татьяна Дмитриевна, как сочетаются подобное интенсивное обучение с раннего возраста и здоровье ребенка?
– Мы ни в коем случае не переносим программу школы на этот возраст. Вместе с областным институтом повышения квалификации учителей и университетом мы разработали свои программы и методики обучения. Развиваем детей за счет игровой деятельности и за счет чередования видов деятельности – физкультура, музыка, хореография, иностранный, шахматы. Разумеется, ведем пристальное наблюдение за состоянием здоровья ребят. В штате УВК – два врача-педиатра, врач-психотерапевт, два стоматолога и шесть медсестер. Есть стоматологический кабинет, педиатрический и физиотерапевтический. Работает своя медико-психолого-логопедическая служба, в которой три психолога и два логопеда.
Возвращаясь к теме об отличных оценках, могу добавить еще одну небольшую деталь: на Доске почета УВК-2 ровными рядами – 120 фотографий учеников-отличников. Смотрятся великолепно!
Все это – лишь небольшие штрихи к портрету учебно-воспитательного комплекса, одной из многих на сегодня школ, которые растят и учат наших детей, находясь на «нелегальном» положении. Если раньше комплексы просто не признавали, то теперь это время позади.
Воронежская областная Дума вышла с предложением в Государственную Думу внести поправки в Закон «Об образовании», которые должны наконец разрешить проблему «легализации» учебно-воспитательных комплексов. Положительного решения этого вопроса здесь ждут около восьми тысяч учеников школ-комплексов и более тысячи педагогов.
Комментарии