У этой истории, на мой взгляд, несколько линий. Или, по крайней мере, две весьма явные. Одна из них юридическая, другая моральная, ее принято называть человеческой. В жизни, как вы понимаете, они соединяются крайне редко, это скорее параллельные прямые. Каждая развивается самостоятельно и имеет право быть настоящей, истинной. Хотя лично мне кажется, человеческая – всегда важнее. Потому что взаимопонимание (то есть понимание и прощение) выше закона и даже справедливости. Но такова всего лишь моя точка зрения. У действующих лиц нашей истории она абсолютно иная…
А все началось еще весной. В редакцию «Учительской газеты» позвонил заместитель директора 122-й московской школы Владислав Крылов:
– Наше учебное заведение не такое, как все. У него две изюминки. Первая – в углубленном изучении области знаний «Искусство», в музыкальной направленности, в основе которой хоровое пение. А вторая – в том, что это школа полного дня. Может быть, есть смысл рассказать о нашей замечательной школе?
А почему бы и нет, решили мы, и наш корреспондент отправился в эту особенную 122-ю. Рассказывали о ней, конечно же, сам позвонивший Крылов, директор школы, заслуженный учитель России Елена Кузьмина, руководитель хоровой капеллы мальчиков Леонид Баклушин и педагоги-музыканты. Честно сказать, школа производила очень хорошее впечатление. «Расположенная в самом центре столицы, она принимает детей со всего города, – написал наш корреспондент в своей статье, которая была опубликована в «УГ-Москва» №20. – В 2007 году отметит полувековой юбилей хоровая капелла мальчиков, созданная при этой школе заслуженным деятелем искусств России, Абхазии и Грузии (звания получены в советское время. – С.Ц.) Вадимом Судаковым. Капелла выступала в Европе и Америке, получила приглашение в Ватикан. Детские хоровые капеллы существуют при филармониях, дворцах культуры, а вот чтобы при общеобразовательной школе… Такого в России больше нигде нет».
Теперь представьте себе наше состояние, когда после публикации в редакции появилась группа людей, которые заявили:
– Детской хоровой студии «Капелла мальчиков» скоро 50 лет, и это факт, не вызывающий сомнения. Вот только история ее создания, становления и творческой жизни гораздо богаче, интереснее и сложнее, чем та, про которую, как мы понимаем, рассказали вашему корреспонденту в 122-й школе. Да и трудно ожидать правдивого рассказа от людей, которые просто-напросто тянут одеяло на себя. Иначе говоря, мы официально заявляем: «Капелла мальчиков» не имеет к 122-й школе никакого отношения. Капелла – это мы! И у нас есть все подтверждающие документы.
Вот теперь наступило время, когда надо рассказать саму историю создания, становления и творческой жизни капеллы. Произошло это в 1957 году. Кафедра хорового дирижирования Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных и Хоровое общество Москвы создали Детскую хоровую студию «Капелла мальчиков». По этому поводу было издано специальное распоряжение Министерства просвещения РСФСР.
Главную свою задачу эти солидные организации видели тогда не столько в утонченном музыкальном воспитании пацанов, сколько в том, чтобы попросту отвлечь их от улицы.
Капелла расположилась в здании 59-й московской школы, где вполне благополучно и просуществовала 12 лет. Сам тогдашний руководитель капеллы Вадим Судаков сегодня говорит, что она сумела не только отвлечь мальчишек от дурных занятий, но и вырастить личности, глубоко проникшиеся музыкальной культурой, воспитанные на лучших музыкальных и хоровых традициях. И это понятно: детей растили настоящие музыканты, абсолютно преданные своему делу педагоги-мастера.
Летом 1969 года «Капелла мальчиков» была переведена в здание 122-й школы «в связи со сменой административного деления в Москве». А спустя еще тридцать лет она стала некоммерческой организацией Негосударственное образовательное учреждение Детская хоровая студия «Капелла мальчиков». Почти все эти годы, с 1975-го и до самой своей смерти, капеллой руководила замечательный музыкант и педагог народная артистка России Нинель Камбург. В сердцах сотен выпускников капеллы, многие из которых стали профессиональными музыкантами, живет светлая память о Нинель Давидовне. Человеке, который открыл для них путь в мир сложного и прекрасного искусства хорового пения. Под руководством Камбург «Капелла мальчиков» принимала участие в Международном фестивале хоров мальчиков в Познани, Рождественском концерте в лондонском Альберт-холле, выезжала на гастроли в Германию, Бельгию, Францию, США. Коллектив участвовал в концертах совместно с ведущими хоровыми коллективами и оркестрами страны, а также в оперных спектаклях московских театров. Пение мальчиков радовало многих радиослушателей и телезрителей. Капелла пела на праздниках песни, слетах хоров мальчиков, выезжала с концертами в десятки городов огромной тогда еще Отчизны – СССР. Славная история, не правда ли? Есть что вспомнить! И, как оказалось, – делить…
Когда наш корреспондент брал интервью у руководителей и педагогов 122-й школы, никто почему-то не вспомнил о Нинель Давидовне, не рассказал о ее роли в деятельности капеллы, о ее заслугах, о замечательной работе с детьми. Назвать это простой забывчивостью крайне трудно. Такое обычно делается преднамеренно, когда не хотят какие-то заслуги от себя отпускать. Это, дескать, только наши, 122-й школы, достижения! Корреспондент «УГ», ничего не знавший о Камбург, так это и понял и так об этом и написал. И подозревать его в субъективности по меньшей мере нелепо, ведь ни родственники, ни друзья его в этой школе не работают, дети не учатся…
Еще более странно, что о Нинель Давидовне не вспомнил один из ее бывших учеников, ставший впоследствии художественным руководителем капеллы, Леонид Баклушин. Вообще, уход из жизни Нинель Камбург стал для творческого коллектива и самой капеллы, и всей 122-й школы настоящим испытанием на прочность. На порядочность. На умение и желание жить вместе. С руководителем такого склада, каким была Нинель Давидовна, которая имела сильную волю и непререкаемый авторитет, директору Кузьминой приходилось считаться. Причем происходило это с ее стороны не через силу, не со злобой в душе – нет! Это было естественным. Однако смерть все изменила. Захотелось не просто существовать под одной крышей с заслуженным коллективом, каким была капелла, захотелось стать с ней единым целым, тем более что оформлено все так и было. Формально! Фактически же у капеллы была слава, а у 122-й школы – нет. Справедливо ли это? Пока была жива Камбург – да. А вот когда личность такого масштаба ушла…
В апреле 2004 года директор школы Елена Кузьмина уведомила администрацию капеллы мальчиков о «необходимости либо стать структурным подразделением школы, либо освободить незаконно занимаемые помещения на основании отсутствия лицензии на образовательную деятельность и в связи с установкой в этом помещении оборудования для дошкольного отделения». Администрация сильно удивилась, ведь по Положению о лицензировании негосударственное учреждение вправе было осуществлять эту деятельность и без лицензии.
Летом 2004 года капелла покинула стены 122-й школы. Однако на новое место вместе с хоровой студией переехали не все педагоги-музыканты. Многие, вместе с исполнявшим тогда обязанности художественного руководителя Леонидом Баклушиным, остались.
Средняя школа №122 с углубленным изучением области знаний «Искусство» создала блок дополнительного образования, не имеющий статуса юридического лица. Программа его деятельности обязательно должна по этой причине (и это, безусловно, делается) согласовываться со специалистом Центрального окружного управления Департамента Москвы.
«В связи со всем этим, – написали в редакцию «Учительской газеты» педагоги съехавшей капеллы мальчиков, – мы утверждаем, что блок дополнительного образования школы №122 не может являться и не является правопреемником Детской хоровой студии «Капелла мальчиков», не обладает законным статусом, не уполномочен выдавать какие-либо документы от имени капеллы, не имеет с ней никаких общих традиций, как и школа №59, в стенах которой в 1957 году капелла создавалась, и не имеет со школой №122 общего трудового коллектива».
Вот это та самая юридическая линия нашей истории, о которой шла речь в начале этой статьи. Как журналист, я не вправе в нее вмешиваться. Пусть это делает суд. Пусть суд рассматривает, кому принадлежит бренд «Детская хоровая студия «Капелла мальчиков».
Некрасивая получилась история. Выйти из нее с достоинством, наверное, уже невозможно. Можно лишь сделать вид, что ничего страшного не случилось, и продолжать жить, как и прежде.
…А может быть, можно набраться мужества одной стороне (я имею в виду педагогов 122-й школы) и доброжелательности, желания понять и простить (имею в виду «Капеллу мальчиков») – другой? Ведь была же общая история и общая слава.
Комментарии