search
main
+2

Нейропсихологические приемы в работе учителя-дефектолога с детьми с РАС

Нейропсихологические приемы в работе учителя-дефектолога с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) являются важным инструментом для обеспечения эффективного обучения и развития этих детей. В данной статье мы рассмотрим подробнее некоторые из основных нейропсихологических приемов, которые могут быть полезны в работе учителя-дефектолога с детьми с РАС, а также приведем примеры их применения.

Фото: Freepik

Индивидуализация обучения. Дети с РАС имеют различные уровни развития и особенности восприятия информации. Поэтому важно индивидуализировать обучение, учитывая их потребности и специфические особенности. Нейропсихологический подход предполагает адаптацию учебного материала, использование визуальных поддержек, а также предоставление дополнительного времени для усвоения материала.

Пример. Учитель-дефектолог работает с ребенком с РАС, который испытывает трудности в чтении. Он адаптирует учебный материал, используя большие шрифты, яркие цвета и визуальные поддержки, такие как пиктограммы или диаграммы, чтобы помочь ребенку лучше воспринимать и запоминать информацию. Также учитель предоставляет дополнительное время для чтения и обсуждения материала, чтобы ребенок мог усвоить его более полно.

Структурированный подход. Дети с РАС часто нуждаются в структуре и предсказуемости в своей окружающей среде. Нейропсихологический подход включает в себя создание структурированных расписаний, четких правил и регулярных ритуалов, чтобы помочь детям с РАС чувствовать себя более комфортно и безопасно.

Пример. Учитель-дефектолог разрабатывает структурированное расписание для ребенка с РАС, которое включает время для уроков, перерывов, обеда и физической активности. Расписание помогает ребенку ориентироваться во времени и предсказывать, что произойдет далее, что снижает его тревожность и повышает чувство безопасности. Также учитель устанавливает четкие правила и регулярные ритуалы, чтобы помочь ребенку лучше адаптироваться к учебной среде.

Визуальные поддержки. Дети с РАС часто имеют сильное визуальное мышление. Использование визуальных поддержек может помочь им лучше понимать и ориентироваться в окружающей среде, а также улучшить коммуникацию и социальные навыки.

Пример. Учитель-дефектолог использует пиктограммы и диаграммы для помощи ребенку с РАС в понимании последовательности действий или инструкций. Например, на доске отображается серия пиктограмм, показывающих, что нужно делать: сначала сесть за парту, затем взять карандаш и начать писать. Это помогает ребенку лучше ориентироваться во времени и последовательности действий, а также улучшает его самостоятельность.

Социальная и коммуникативная тренировка. Дети с РАС часто испытывают трудности в социальном взаимодействии и коммуникации. Нейропсихологический подход включает в себя тренировку социальных и коммуникативных навыков, таких как умение вступать в контакт с другими людьми, понимание невербальных сигналов и развитие навыков эмпатии.

Пример. Учитель-дефектолог проводит групповые занятия, включающие ролевые игры и тренировки взаимодействия с другими детьми. Например, дети могут играть в ситуации, имитирующие реальные социальные ситуации, и учитель-дефектолог помогает им развивать навыки эмпатии, понимания чувств других людей и адекватной реакции на них.

Позитивное подкрепление. Этот прием основан на использовании поощрения и поддержки для укрепления желательного поведения у детей с РАС. Например, если ребенок успешно выполнил задание или проявил желательное социальное поведение, его можно похвалить или дать небольшую награду, такую как заслуженный отдых или возможность заняться любимым занятием.

Пример. Ребенок с РАС успешно завершил задание по построению конструкции из строительных блоков. Учитель-дефектолог похвалил его за терпение и усердие, а также предоставил возможность поиграть в его любимую игру в течение 10 минут.

Музыкотерапия. Музыка имеет уникальное воздействие на мозг и может быть эффективным средством для стимуляции различных аспектов развития у детей с РАС. Музыкотерапия может включать в себя слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, пение и другие музыкальные занятия.

Пример. Во время музыкально-терапевтической сессии ребенку с РАС предлагается играть на музыкальных инструментах, таких как барабаны, бубен или маракасы, под аккомпанемент специально подобранной музыки. Это помогает ребенку выразить свои эмоции и развивает его моторные навыки.  

В данной статье представлены лишь некоторые из нейропсихологических приемов, которые могут быть полезны в работе учителя-дефектолога с детьми с РАС. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход должен быть индивидуальным. 

Мария Саядова, учитель-дефектолог, ГКОУ ЦИО «Южный»

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте