На открытии конкурса в Колонном зале Дома Союзов учителей поздравляли “звезды” эстрады. Все артисты были когда-то учениками. И, возможно, каждый из них, приветствуя со сцены участников конкурса “Учитель года России-96”, вспоминал в эти мгновения своих учителей. Вслушиваясь в слова признательности и любви, несущиеся в зал, мы подумали, что “звездам” есть что рассказать о своем школьном прошлом. А потому, решив не упускать такой превосходной возможности, мы ловили растроганных, настроенных на воспоминания артистов за кулисами и требовали ответа на вопросы:
1. Ваша самая хулиганская школьная выходка?
2. Какой была ваша любимая учительница?
3. Самый запомнившийся день в школе?
4. Каким должен быть идеальный учитель?
Родители всыпали Анастасии по первое число
1. У меня в школе было два дневника. Один для двоек и троек, который никто не видел, кроме меня и ставивших их учителей. А другой – для четверок и пятерок, который я приносила домой родителям. Разумеется, такая глупая хитринка не могла работать долго. В один прекрасный день меня поймали и выпороли. Но не за двойки, а за обман. И правильно сделали! Этот урок я запомнила на всю жизнь и теперь всегда стараюсь говорить правду.
2. Спрашивать о любимом учителе – это все равно, что спрашивать, кого ты больше любишь – папу или маму. В школе я отдавала предпочтение гуманитарным предметам, потому что уже готовила себя к определенной дороге. Но это не значит, что учителя физики или химии были “плохими”. Все педагоги, которые вложили в меня хотя бы частичку своей души, – мои любимые. Благодаря им я стала такой, какая есть сегодня.
3. Я назову два дня – первый и последний звонок. Первый звонок запомнился ощущением чего-то пугающего, нового, а последний – грустью от того, что пролетел целый кусок жизни. Как будто появился первый седой волосок!
4. Каждый учитель идеален. Я не говорю о литературоведах или химиках-неудачниках, которые идут в школу от безысходности. Я говорю о людях, которые идут туда по призванию. Они все идеальны. Хотя бы потому, что при сегодняшней зарплате и при сегодняшней непочетности этой профессии остаются педагогами.
Александр лойе (помните Сидорова?) хулиганит только на экране
1. В последнее время я не отличаюсь прилежностью, но вопиющих поступков за мной не водится. Хулиганю понемножку, без ужасных последствий.
2. Школе, в которой я учусь, с преподавательским коллективом вообще повезло. Мне все учителя нравятся. А наиболее яркие – это (как ни странно) учительница химии Татьяна Николаевна Гудалова, учитель истории Максим Игоревич Орышак, учитель русского языка и литературы Галина Ивановна Карпова и Ольга Викторовна Илясова – учитель алгебры. Сегодня вообще из корысти в школе работать нельзя. А в этих людях особенно чувствуются забота, любовь к “милым детям”. Они умеют так оживить урок, чтобы ученики не смотрели на часы. А кроме того, ничем не напоминают полную девушку Марьванну, о которой ходит большое количество анекдотов.
3. Больше всего мне запомнилось, как я пошел первый раз в первый класс. Страх чего-то нового мучил меня целую неделю. Я постоянно плакал, боялся, что у меня ничего не получится и мне поставят двойку.
Однако, вопреки опасениям, я учился довольно хорошо. Поэтому следующий памятный день был в третьем классе, когда я получил первую пару в своей жизни. Это было таким ударом, как будто кто-то сильно-пресильно ударил меня по голове. Сначала, открыв тетрадь и увидев двойку, я засомневался: “Моя это тетрадь или не моя?” А потом еще стоял пять минут и думал: “Как же такое могло случиться?” Двойку могли поставить кому угодно, только не мне.
4. Идеальный учитель должен быть строгим, но справедливым. И с чувством юмора.
Трагическая “Смерть” Олега Газманова
1. В Калининграде после войны все мальчишки увлекались раскопками: каски, патроны, оружие – чего только мы не находили. Незадолго до новогоднего вечера – дело было в четвертом классе – мне в руки попал настоящий череп. В художественной школе нас учили делать всякую всячину из папье-маше. Сделав слепок с черепа, покрыв его специальным фосфоресцирующим раствором, я соорудил потрясающую карнавальную маску – “Смерть”. На синем дворничьем халате нарисовал скелет, палка от граблей изображала косу.
Единственные, кто не понял этого грандиозного замысла, – школьная малышня, их родители и учителя. Меня долго отчитывали и, конечно же, не пустили на праздник. А я-то надеялся, что мой костюм будет единогласно признан лучшим…
2. Мой отец был военным, мы все время переезжали с места на место. За свою жизнь я сменил шесть школ. Поэтому в моей памяти смешались и имена, и лица. А мою первую учительницу звали то ли Нина Сергеевна, то ли Нина Ивановна…
3. Первого сентября, когда я впервые отправился в школу, меня сбила пьяная мотоциклистка. Вместо торжественной линейки я попал на больничную койку. А шрам под бровью так и остался на всю жизнь. Зато всегда есть что вспомнить.
4. Идеального учителя не могут раздражать дети, их поведение и поступки. Какими бы они ни были. Он должен суметь сделать свой предмет самым любимым. Но главное – надо запомнить: учитель без чувства юмора – не учитель. Он же свихнется!
юлиан – коломенский Казанова
1. Всю жизнь мне тяжело давались все точные науки. Ну никак я не мог понять, почему сумма длин катетов больше длины гипотенузы. Поэтому ни одну контрольную работу, ни один экзамен не написал самостоятельно. Слава Богу, в меня были влюблены все одноклассницы, и у них была специальная система: кто и какую часть заданий для меня пишет. Все-таки хорошо быть Казановой!
2. С Ларисой Григорьевной Сюмкиной, моей любимой учительницей русского языка и литературы из 16-й школы города Коломны, где я учился, дружу до сих пор. Она всегда приезжает в Москву на мои большие концерты. Вы себе и представить не можете, что этот человек для меня значит! Она всегда уделяла мне много внимания, привила вкус к поэзии. И то, что до сих пор я очень внимательно отбираю стихи для своих песен, конечно, ее заслуга.
3. Наверное, не буду оригинальным, если скажу, что это был мой первый день в школе. Столько лет прошло, а как будто было вчера. Помню, как волновался, как хотел понравиться. Даже розы, которые подарил учительнице, помню.
4. Идеалом учителя для меня всегда был человек, не просто понимающий ученика, но старающийся увидеть все его таланты. Если же предмет не дается – зачем мне, артисту, нужна высшая математика, – педагог должен уметь делать скидки.
Мне повезло. Меня прощали. И я хочу пожелать всем молодым учителям, которые только начинают свой нелегкий путь, научиться присматриваться к своим ученикам, а главное – уметь прощать. И чтобы, заканчивая школу, дети не забывали их.
Александр Филиппенко потерял свою репутацию во втором классе
1. Однажды, кажется, во втором классе, меня исключили из школы на три дня. Что-то мы с друзьями нацарапали на заборе неприличное… (что – не могу вспомнить, это был 52-й или 53-й год). Для меня это был ужасный шок! Ведь я считался прилежным, даже примерным учеником.
2. Я учился в 54-й школе города Алма-Аты. И самые светлые мои воспоминания связаны с учительницей литературы, которая занималась с учениками в театральном кружке. После школы мы с ней переписывались, а однажды она прислала мне магнитофонную запись: я читаю стихи Твардовского на школьном празднике.
Людмилу Иосифовну Стычинскую я помню как сейчас: незаметная, небольшого росточка, но очень волевая. Несмотря на больные ноги, она любила выводить нас целым классом в горные походы.
3. Как ни странно, больше, чем какой-нибудь из школьных дней, мне запомнились вечера встречи выпускников. Когда мы на расстоянии, спустя 2-3 года, оглядывались на школу.
4. Несколько сезонов я работал пионервожатым в лагере “Орленок” на сменах победителей физматолимпиад. Как-то начальство решило, что в каждом отряде должно быть два вожатых – один из физиков, другой из лириков. И тогда мы, первокурсники физтеха, познакомились с ребятами из пединститута – молоденькими педагогами, с которыми дружим до сих пор. Совсем недавно от нас ушел Олег Газман. Вот это был настоящий учитель. Что его выдает? Какая-то непередаваемая простота, незаметность и в то же время точное знание, чего он хочет. У Олега внутри была какая-то своя формула, как у режиссера. И когда он подводил к ней учеников, казалось, дети сами находили решение. А это заслуга учителя.
Евгений дворжецкий первую рюмку “раздавил” вместе с отцом
1. В годы моей учебы на школьные вечера пускали только старшеклассников. Я учился в седьмом классе и очень хотел попасть на танцы. Мы с друзьями выпили портвейна и спрятались за классной доской. Нас нашли и отвели к директору. Пришлось соврать, что портвейном меня напоил папа за обедом.
2. Хорошо помню свою первую учительницу. По-моему, ее звали Анна Павловна. Любил я и своего последнего классного руководителя, теперь директора моей родной 13-й школы Нижнего Новгорода, Галину Михайловну Малову. Но если говорить о главном преподавателе моей жизни, то это, конечно, Вера Константиновна Львова. Великолепный, блистательный педагог Щукинского театрального училища. Ей еще Вахтангов сказал: “Верочка, вы должны преподавать!”. Потрясающая актриса, обаятельный человек. А ее коронные “Не-ве-рю, не-прав-да, еще-е-е ра-а-аз” я запомню навсегда.
3. Самый яркий день моей школьной жизни – выпускной вечер. Только, увы, я ничего не помню…
4. Мне кажется, что в течение всей своей жизни человек не меняется. Он только развивается. И главная задача учителя – дать ученику как можно больше, при этом не ущемив его личности.
Тамара Гвердтцители в школе была просто примерной девочкой
1. В школе я не хулиганила. Наверное, потому, что редко там бывала. Все мои проделки видели и слышали только друзья из детского ансамбля “Мзиури”. Однажды в католическом соборе в Кельне, куда мы приехали на гастроли, я тайно пробралась к органу и сыграла “Аве Марию” Баха. А повернувшись, увидела, что вокруг меня, десятилетней девочки, собрались все многочисленные служители и прихожане этой церкви. То смешанное чувство стыда и восторга я запомнила навсегда.
2. С пяти лет я занималась серьезной классической музыкой. До сих пор помню и педагога по вокалу Берту Исаевну Иваницкую, и учителя по игре на фортепьяно Нелли Георгиевну Гачичиладзе, а когда пару недель назад на мой концерт в Израиле пришла моя любимая учительница по сольфеджио, с которой мы не виделись лет 25, я чуть не расплакалась.
3. Запомнившийся день… Каждый день моего детства был наполнен музыкой. Поэтому помню все. Ну или почти все.
4. Пусть в классе сто учеников, но каждый должен чувствовать, что для учителя он единственный и самый главный. В моей жизни такие учителя были!
Комментарии