search
main
0

«Неизвестная» промышленная Москва

​Изучая концепцию инновационного проекта городской инновационной площадки «Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города в структуре московского стандарта качества образования», понимаешь, какими огромными ресурсами обладает наша столица для реализации этой программы, если к ней подключатся не только музеи, театры, библиотеки и другие культурные учреждения, но и предприятия тяжелой, легкой, пищевой промышленности.

Не секрет, что нашему городу нужны добросовестные рабочие руки, инженеры, технологи, умеющие брать на себя ответственность за профессиональные решения. Москва – крупный центр машиностроения, в том числе энергомашиностроения, станко-, судо-, приборостроения; черной и цветной металлургии (производство алюминиевых сплавов), химической, легкой, полиграфической промышленности. Но в последние годы идет процесс переноса производств за пределы Москвы. Попасть на официальный сайт действительно работающего предприятия нашего города можно, но непросто, какие-то предприятия из списка уже упразднены, какие-то называются по-другому, а какие-то объединены с другими предприятиями.Нужно потратить много времени, чтобы ощутить производственные мощности Москвы. Я, человек немолодой, воспользуюсь знаниями коллег, друзей, а в первую очередь начну с БСЭ (Большая советская энциклопедия), а потом Интернетом и постараюсь определить наиболее значимые для Москвы на сегодня производства, а любитель Интернета, ученик моей школы, сразу споткнется на «свободной энциклопедии» и потеряет только-только появившийся интерес к этому вопросу. Почему бы официальному сайту нашего города не предоставить список предприятий, действующих на его территории, пусть не всех, или хотя бы дать ссылку на грамотный сайт, посвященный экономике города? В любой поисковой системе Интернета, задав объект поиска, например «Музеи Москвы», можно получить исчерпывающую информацию, чего не скажешь об отраслях промышленности Москвы.Почему бы предприятиям на своих сайтах не добавить страничку для школьников и учителей с интересными вопросами, проблемами производства, наглядными технологическими звеньями производства и с возможностью диалогового дистанционного взаимодействия. Мне, как учителю, легче представить своего ученика, копающегося на сайте ОАО «Туполев», чем на сайте своей школы, про которую он и так все знает. Конечно, в основе сотрудничества школы и предприятия лежит возможность посещения предприятия школьниками. Опять же, чтобы посещение было наиболее продуктивным, на страничке сайта завода для школьников хорошо бы поместить задания, вопросы, которые необходимо выполнить перед посещением самостоятельно или вместе с учителем. Все-таки свое производство, его технологические особенности, изюминки, хитрости должен представлять человек, непосредственно здесь работающий, а вот работой по итогам экскурсии, этапом рефлексии, может заняться учитель-предметник, используя самые разнообразные формы деятельности с учащимися.Здесь можно привести пример алгоритма образовательной экскурсии на предприятие, разработанного доктором педагогических наук О.Стукаловой.Организационный этап. Определение темы экскурсии, ее целей и задач; выявление потребности учебного процесса в данной экскурсии; выяснение возможностей предприятия в проведении экскурсии на данную тему; подготовка договора с предприятием о проведении экскурсии.Подготовительный этап. Разработка заданий исследовательского или творческого характера для участников экскурсии. Задания могут быть индивидуальными и групповыми, заключать в себе поиск информации, составление викторины или так называемого квеста, иметь проектный характер. Главное – они должны быть конкретными, посильными и разнообразными. Педагог может также подготовить задания на сравнение объектов, нахождение лишнего или недостающего, на узнавание, ассоциации, задания, содержащие планы, схемы и пр. Проведение обсуждения выполненных заданий. Инструктаж участникам экскурсии.Проведение экскурсии. Организация диалогового пространства занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Образовательная экскурсия не должна превращаться в развлекательное времяпрепровождение. Потраченное на нее время должно стать продуктивным в освоении определенного учебного материала. Кроме того, в момент ознакомления с деятельностью предприятия опосредованно происходит профориентация учащихся. Фиксация наиболее интересных моментов экскурсии в фото- и видеосъемке, записях в педагогическом дневнике наблюдений. Первичное обсуждение полученных впечатлений и информации, обмен мнениями между учащимися, между учащимися и педагогами.Этап рефлексии. Индивидуальная рефлексия: составление отчета об экскурсии в виде эссе, сочинения, выполнения определенного исследовательского или творческого характера (зарисовки, составление фотоальбома с подписями, описание экспонатов). Групповая рефлексия: в зависимости от возраста и подготовленности группы можно провести дискуссию, командную викторину, деловую игру, в процессе которых будут подведены основные итоги экскурсии.Этап трансляции полученного опыта. Выход в школьную среду, выпуск газеты, стенда, проведение конференции, фотовыставка с книгой отзывов, выход в социум микрорайона/округа (это особенно интересно, если предприятие находится в районе проведения концерта, КВН с приглашением сотрудников предприятия, родителей, учащихся колледжа, готовящего к работе по специальностям этого предприятия.Каждое предприятие в нашем городе ценно для учеников и своей специализацией, возможностью пообщаться с людьми, непосредственно создающими продукты питания, материальные и научно-технические ценности. Это чрезвычайно необходимо, потому что у подростков складывается устойчивое впечатление, что все вокруг осваивают только одну технологию «купить-продать». С другой стороны, насколько предприятия готовы принимать школьников? До сих пор в основном этим занимались кондитерско-булочные комбинаты, холдинг «Объединенные кондитеры», агрокомбинат «Московский», некоторые профессиональные колледжи с учебным производством. Есть ли у предприятий для работы со школами необходимые ресурсы и возможности? Есть ли у школы, у учителей время в учебном процессе для такого сотрудничества, а у родителей понимание и желание отпускать детей на такие мероприятия? Как готов помогать Департамент образования?Поговорив с учителями-предметниками, я поняла, что учителя заинтересованы в совместном сотрудничестве школы с предприятиями Москвы. Например, возможна такая тематика возможных экскурсионных встреч (см. таблицу).Далеко не каждый взрослый осознает, какие интересные люди стояли у истоков создания тех или иных предприятий, некоторым из них перевалило за 200 лет. Кто они, успешные московские промышленники, купцы, талантливые авиаконструкторы? Как благодаря им развивалась инфраструктура города? Почему и сегодня, в XXI веке, нужны квалифицированные рабочие, инженеры-технологи? Это еще одна возможность ознакомиться с историей Москвы через судьбы наших соотечественников, подтверждающих народную мудрость «где родился – там и пригодился».Москва – культурный (одно из определений культуры: все, что создано человеком) мировой мегаполис. С этой позиции мы счастливые люди. Осталось действительно осознать это счастье и помочь осознать его нашим детям. Как это сделать грамотно?Ирина ДЕЕВА, учитель мировой художественной культуры школы №875

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте