Проект начинается всегда с выбора темы. Предложения были самые разные: благоустройство школьного двора; взаимоотношения учителей и учеников; организация досуга школьников; благоустройство близлежащего парка; пропаганда здорового образа жизни; создание аллеи памяти; создание клуба творческих читателей. Путем обыкновенного голосования мы остановились на создании клуба творческих читателей. А будет ли это интересно всем? Пришлось провести целое исследование. В первую очередь мы обратились к заведующей нашей школьной библиотекой Елене Ивановне Скворцовой.
Уважаемая Елена Ивановна!
Мы, участники акции «Я – гражданин России», просим вас ответить на наши вопросы:
1. Тема нашего социального проекта – создание клуба творческих читателей. Поменялись ли в последнее время читательские интересы? Книги каких жанров наиболее востребованы?
Да, в последнее время заметны изменения в читательских предпочтениях. Учащиеся нашей школы чаще всего берут научную литературу.
2. В чем причина понижения интереса?
Современные учащиеся поставлены в ситуацию цейтнота, да еще в продаже появилось большое количество готовых сочинений, выполненных домашних и контрольных работ, что не стимулирует потребность в чтении.
3. Вы считаете наш проект перспективным?
Не сомневаюсь, ведь творчество пробуждает интерес к познанию.
4. Согласны ли вы оказывать помощь в создании клуба?
Я думаю, мы не сможем существовать отдельно. Всю информацию и документацию, которая поможет вам в работе, я с радостью предоставлю.
Заручившись обещанием Елены Ивановны оказывать нам помощь, мы провели на базе библиотеки тайное голосование. Учащимся предложили выбрать из трех тем самую интересную на их взгляд: «Создание аллеи памяти», «Организация досуга школьников», «Создание клуба творческих читателей». Результаты нас приятно удивили: 42% учащихся высказались за организацию досуга школьников, а 38% – за создание клуба творческих читателей. И мы решили помочь организовать досуг школьников путем создания клуба творческих читателей.
Цель нашего проекта: способствовать стимулированию интереса к чтению у учащихся школы №128.
Мы обратились в библиотеку за статистическими данными. Выяснилось, что основная масса читает исключительно программную литературу, что, конечно, влияет на процент читаемости. Обобщив полученные сведения, мы утвердились в необходимости и актуальности создания клуба творческих читателей.
Мы решили подойти к созданию клуба со всей серьезностью. Для этого в первую очередь мы обратились к нормативным документам. Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ и, наконец, устав школы – все эти документы подтвердили правомерность создания нашего клуба.
Из устава школы:
обучающиеся в школе имеют право на:
уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Далее нам предстояло узнать, чем любят заниматься учащиеся нашей школы в свободное время и какое внимание они уделяют чтению.
Социологический опрос учащихся 9-11-х классов
Опрошено: 145 человек (юношей 72, девушек 73).
На вопрос, зачем ты читаешь, 55,5% юношей и 65,7% девушек ответили: чтобы лучше подготовиться к урокам.
Для того чтобы больше знать, книги читают 15,2% юношей и 54,7% девушек. Периодику читают соответственно: 51,3% и 73,5%.
После этого мы направились на встречу с учеными. Василий Иванович Супрун, доктор филологических наук, ректор ВГИПК РО и методист по библиотечному делу Валентина Семеновна Буянова обосновали необходимость такого клуба с научной точки зрения. Оказывается, есть такой термин «библиотерапия». Чтобы человек вылечился от депрессии, необходимо читать приблизительно 20-25 страниц в день.
Они предоставили нам следующий материал.
Социологические аспекты изучения чтения
Изучение читателя (чтения) в России началось с середины XIX века. В интересе к этому вопросу тесно переплелись две тенденции: первая – просветительская, основанная на традициях русской либеральной интеллигенции; вторая – пропагандистская, которая была связана с зарождающимся революционным движением. Первыми исследователями чтения были педагоги-просветители, писатели, статистики, народники, революционеры-демократы и др. (Л.Толстой, Л.Корф, Х.Алчевская, Л.Шаховской). Наибольший вклад читателей, в России в XIX веке внес Н.Рубакин – видный библиограф, библиотековед, книговед, социолог, публицист, популяризатор научных знаний, организатор и теоретик самообразования.
После 1917 года одной из государственных задач стало изучение настроений народа, в том числе и его чтения. Исследования проводились издательствами, библиотеками, редакциями журналов и газет, книжными магазинами.
Среди организаций, которые в 90-е годы наиболее активно изучали чтение, можно назвать Всероссийский центральный институт общественного мнения (ВЦИОМ), НИИ культурологии, фонд «Чтения» им.Н.А.Рубакина, РГЮБ – Российская государственная юношеская библиотека, РГДБ – Российская государственная детская библиотека и др.
Ситуация с чтением в России в последнее время противоречива и неоднозначна. С одной стороны, это ошеломляющий после советских дефицитных лет книжный репертуар, давший новую жизнь образованному сообществу, с другой – распад литературных норм и традиций и уход из читательской культуры населения. К сожалению, исследовательские проекты общенационального масштаба стали единичным явлением («Чтение в библиотеках России», 1995 г.). Диагностика чтения в основном ушла сейчас в регионы.
В России сегодня около 150 тыс. библиотек, в том числе 63 тыс. школьных, более 48 тыс. публичных и 4,5 тыс. специализированных детских. Специализированными детскими библиотеками пользуются 52,3% детей. В 2002 году, по данным Российской книжной палаты, было издано 4125 названий детской литературы общим тиражом 73751,5 тыс.экз., но в детские библиотеки поступило в среднем 3 тыс.экз. Уровень доступности информации в разных муниципалитетах России различается в тысячу раз. Все меньше школьников, которым «нравится читать»: 43% в младшем возрасте и лишь 17% десятиклассников.
Десятилетие 2003-2013 гг. объявлено ЮНЕСКО десятилетием грамотности.
Психолог Лидия Анатольевна Метелкина рассказала нам, что необходимо начинать такую работу уже в начальных классах, тогда можно повысить интерес не только к литературе, но и культурный уровень наших учеников.
После сбора имеющихся данных мы проанализировали всю информацию и увидели:
в государстве имеется нормативная база для развития личности и талантов ребенка;
средства массовой информации не уделяют достаточно внимания проблеме молодежного чтения;
читательские интересы смещены к малозначимой бытовой тематике;
учащиеся нашей школы читают по необходимости, отдавая предпочтение периодическим изданиям;
ученые считают, что падение интереса к чтению приведет к снижению темпов экономического роста государства;
Президент России В.В.Путин и его супруга отмечают важность создания программы поддержки и развития культуры чтения.
Диана Бикбулатова и Наталья Мишина – это наши компьютерные гении, они помогли нам найти интересную информацию в интернете. Существует программа Л.Путиной о возрождении традиций русской словесности, программа В.Путина об обеспечении всех школ 100 томами классической литературы. Значит, эта проблема волнует не только нас, но и Правительство нашей страны.
Еще мы обращались в средства массовой информации, и выяснилось, что именно в газетах эта проблема нашла самое наименьшее отражение. Это открытие утвердило нас в мысли о необходимости создать наш клуб и обеспечить ему долгую и плодотворную жизнь.
Что делать? (См. схему).
Самый интересный момент – это создание названия, девиза и эмблемы. Нам пришлось объявить общешкольный конкурс на лучшее название, девиз и эмблему. Вариантов было много: «Галактика чудес», «Остров знаний». Мы остановили свой выбор на названии «Галактика». Мы такие же разнообразные и всеобъемлющие, как Галактика, в которой мы живем. На конкурсе эмблем победил рисунок Мишиной Наталии. Веселый человечек, состоящий из глобуса и книги. Это нам кажется символичным. Ведь вся земля держится на знаниях, которые дают нам книги.
А девиз предложила методист по библиотечному делу В.С.Боянова: «Чтение – только начало творчества в жизни – вот цель».
Именно к этому мы стремимся в нашем клубе. Разработали устав и примерную программу презентации нашего клуба. Конечно, мы не успели реализовать все наши идеи. Но самое главное, что такой клуб уже появился.
Е.ПАЛЕХИНА, координатор проекта
Комментарии