Искусство в школе находится в положении канатоходца: оно и массовое, как в силу своей природы, так и из-за неизбежных влияний информационного общества на молодые души, и по-детски самобытное. Оно лелеет свои классические достижения, но вынуждено держать в уме коэффициент полезного действия.
Наступило время, когда прикладной вопрос становится сущностным. Школа хочет знать, зачем ей поддерживать связь с не поддающейся тестовому, унифицированному контролю сферой, тогда как изобразительное и декоративно-прикладное искусство начинает остро осознавать свою необходимость в учебно-воспитательном пространстве. Отстоять предмет «Изобразительное искусство» и сохранить возможность рисовать новые горизонты – эти проблемы волновали участников конференции «Инновационные технологии в художественном образовании», которая прошла в московском Центре непрерывного художественного образования, став введением к XIX ежегодному научно-практическому семинару «Мастерская Б.М.Неменского».«Без искусства духовная культура не может быть сохранена», – сказал в начале конференции Борис Михайлович Неменский, народный художник РФ, автор концепции непрерывного художественного образования и основатель центра. Учителя не всегда понимают, что «духовные ценности и художественное зрение связаны между собой, а учебники по искусству – это лесенка для подъема человека».Профессор Алексей Сергеевич Питерских, заместитель директора ЦНХО, подтвердил этот тезис, заметив, что никакие призы к модернизации и инновациям не заменят творческих экспериментов. Можно пользоваться новейшими технологическими разработками, но даже фотография – это не механическое умение выбрать ракурс. Фиксируя закат, состояние человека, раскрывая жизнь через обыденные вещи, играя светописью, она помогает реализовывать художественный потенциал даже тем людям, которые не обладают особым талантом. Кстати, учителю полезно помнить, общаясь с учениками, что «мобилография» предназначена не только для социальных сетей.Профессор Лариса Александровна Неменская, заместитель директора ЦНХО и декан художественного факультета Университета РАО, продолжила разговор об обновлении информационно-образовательного пространства. В школах создается интранет – внутренняя сеть. В его пространстве взаимодействие происходит на нескольких уровнях: учителя и ученики общаются как в своих группах, так и друг с другом. Внутренние форумы и хранилища учебной литературы, с одной стороны, усиливают корпоративную прозрачность, но, с другой стороны, снимают личную ответственность и вариативность. А от педагога сейчас требуется активность, ведь он уже не транслятор знаний, а организатор познавательной деятельности людей.«Влиться в процесс разумной модернизации невозможно без саморазвития, без ежесекундных открытий», – считает Марина Тарасовна Ломоносова, заместитель директора ЦНХО по учебно-педагогической работе. Она предложила коллегам следовать принципу взаимообмена с учениками: показать им собственный пройденный путь, научить сопереживать и замечать детали, вместе с ними прорабатывать способы решения образных задач. Главное – не потерять духовное начало, которое тесно связано с эстетикой.О созидательной силе свободного мыслящего человека говорила и Нина Алексеевна Горяева, заведующая лабораторией ЦНХО. Нельзя забывать высказывания Руссо: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Надо учитывать психологические особенности ребенка и создавать благоприятную атмосферу для его творчества. Особенно это важно в дошкольном художественном образовании, на первом этапе реализации концептуальных идей школы Б.М.Неменского, программы художественно-эстетического развития. Мышление ребенка – синтез того, что он видит, знает, чувствует. Необходимо развивать в нем наблюдательность, эмоциональное начало. От любования и отзывчивости маленький человек переходит к эстетическому, оценочному восприятию, а через него к активной жизненной позиции. При этом природа играет важную роль как источник познания, поскольку ребенку необходимо опираться на живое восприятие. Дети открыты миру, и нужно избавлять их от графических штампов, предоставляя право на свое видение и лишь расширяя познавательный ряд с помощью ассоциаций, подчеркивая разное и выделяя общее. Сама жизнь в детском саду должна осмысливаться как поле художественной деятельности, где каждое переживание выступает как художественное освоение. Продуктивна эмоционально-игровая коммуникация, во время которой ребенок делает поэтапные открытия в воображаемом пространстве. Важна атмосфера искренности и психологического комфорта.Помимо коммуникативных навыков преподаватель сегодня должен обладать многими другими умениями. Василий Григорьевич Горяев, заведующий лабораторией взаимодействия искусств, обозначил проблему компетентностного мышления. Без целостного подхода, интеграции потоки информации окажутся ненаправленными, ведь учителю приходится выполнять сразу несколько функций: консультативную, социально-кооперативную, коммуникативную, рефлексивную… Надо просчитывать каждую секунду урока.Надежда Анатольевна Лепская, заведующая лабораторией компьютерных технологий в художественном образовании ЦНХО, развила тему профессионализма. Преподаватель не просто учит, он воспитывает качественно новую личность, рожденную в информационном обществе. Учитель организует художественно-обучающую среду и создает необходимый эмоциональный настрой, подготавливая учеников к погружению в виртуально-смысловое пространство информационной культуры.А в рамках научно-практического семинара «Мастерская Б.М.Неменского» прошли мастер-классы на самые разные темы: символика русской культуры, опыт зарубежных изобразительных традиций, компьютерные технологии в преподавании, творческие решения по укреплению развивающей роли художественного образования. Были и практические уроки по бумагопластике, гравюрной технике. Педагоги посетили выставочные залы Москвы, приняли участие в учебно-познавательных экскурсиях.
Комментарии