Цели урока
Урок занимает центральное место в курсе (адаптированная программа) “Граждановедение”. Понимание основ демократии позволяет учащимся осознать, какая важная и ответственная роль принадлежит гражданам и каждому человеку в отдельности в демократическом обществе. Позволяет почувствовать себя гражданином, осознать свою собственную значимость и ответственность. Позволяет понять, что успех демократии зависит от каждого в отдельности и от степени свободы и ответственности всех в целом.
Таким образом, в процессе данного урока идет обучение основам демократии. Будущие граждане демократического общества должны иметь представление об устройстве государства и общества, а также обладать демократическими ценностями. В процессе обучения идет подготовка к выполнению роли активных граждан общества.
Активную гражданскую позицию учащихся легче сформировать, если учитель принимает осознанное участие в образовательном процессе и понимает, что ему выпала в нем важная роль. Наиболее эффективными являются подходы, которые направлены на то, чтобы вовлечь учащихся в активное совместное и основанное на критическом анализе обучение. Одной из таких активных форм является учебное сотрудничество – совместная групповая работа, при которой учащиеся работают вместе в небольших группах над решением определенных проблем. Это одно из основных направлений в области гражданского образования, где во главу угла ставится развитие навыков и ценностей, необходимых для активного участия в деятельности гражданского общества. Таким образом, учащиеся приобретают практические навыки организаторов и участников, учатся брать на себя инициативу, роль лидера, проявлять самостоятельность, раскрывать свои способности, умение моделировать ситуацию.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Это урок общения, совместного поиска истины в вопросах, которые стояли перед человечеством на протяжении двух тысячелетий. А перед нами, гражданами России, стоят особенно остро и сейчас, на пороге третьего тысячелетия.
Каковы взаимоотношения государства и общества, власти и личности?
Главное историческое предназначение государства – обеспечить условия для устойчивого общественного прогресса. Государство объединяет людей и мобилизует их усилия для решения сложных задач, возникающих перед обществом. Государство призвано организовать и охранять общество от саморазрушения. Оно играет роль жесткого каркаса, который гарантирует устойчивость всего общественного здания при внешних и внутренних потрясениях.
Каркас этот нередко становится узок для общества, он может стеснять свободу отдельных групп населения и граждан, покушаясь на их неотъемлемые права и свободы. Это особенно часто происходит, когда государственный аппарат следует своекорыстным целям и прихотям господствующих классов и групп, вместо того чтобы заботиться об интересах всего общества. В ответ на это среди части граждан приобретали популярность по сути анархические идеи: пусть будет как можно меньше государства и пусть как можно реже оно вмешивается в дела общества. Но когда государство слабеет, торжествует право сильного, воцаряется хаос, это подрывает основы существования общества.
Чрезмерное усиление государственной власти приводит к установлению политических режимов, основанных на насилии, запрете, осуществлении жесткого контроля над обществом, попрании прав и свобод граждан.
Как же избежать этих двух крайностей?
Где эта “золотая” середина во взаимоотношениях общества и государства?
Сегодня мы будем строить государство по имени “Демократия”. Определим основные принципы демократического общества, его недостатки и преимущества, а также препятствия на пути к демократии и попробуем их преодолеть.
Свое видение идеального демократического общества представляют творческие группы. Одновременно проведем работу по конструированию “Общей модели демократического государства”, а также выделим главные принципы, на которых основана демократия.
Представление проектов идеального демократического государства (домашнее задание)
Работа по конструированию общей модели демократического государства
Выделяем главные принципы, на которых основана демократия (строим дом).
Обсуждение
1. Перечисляем блага, которыми будут обладать граждане идеального демократического общества.
Блага, которыми обладают люди в демократическом обществе:
жизнь, свобода – обязано оберегать государство;
равенство;
гарантии прав;
справедливость;
реальность прав и свобод граждан;
стабильность законности и правопорядка.
2. Можно ли создать реально идеальное демократическое государство? Почему?
3. Плюсы и минусы демократии.
4. Определяем препятствия на пути демократии. Что мешает демократическому устройству?
1). Стремление к власти отдельных лиц, групп;
политическая элита, партийная (правящие или близкие к правлению группировки).
2). Пассивность граждан, безразличие к действиям властей, возможность перерождения демократии в авторитарные режимы.
Недовольство демократией со стороны определенных кругов общества.
3). Оппозиция, элита могут разобщить демократические структуры, конкурировать, вступать в коалиции.
4). Отсутствие исторического опыта, традиций, политической культуры народа.
5). Экономические процессы неравномерны.
6). Сложность устройства государства – федеративные, сложно организованные.
Демократия не должна осуществляться для одной части населения и отсутствовать для другой.
Она не должна быть избирательна.
Демократия не должна быть в одних сферах жизни общества и отсутствовать в других.
Работа по ситуациям
Изучите ситуации и скажите, какие из них свидетельствуют, что страна Демократия идет по демократическому пути. Аргументируйте свои ответы – какие принципы демократии нарушены или соблюдены?
Ситуации:
1. Согласно Конституции, голосовать на выборах могут только лица старше 18 лет и прожившие в стране не менее одного года.
2. Президент обязан выступать с ежегодным обращением к народу, в котором он объясняет, что было сделано и что планируется сделать в наступающем году.
3. Преступника, совершившего особо тяжкие преступления, суд приговорил к высшей мере наказания – смертной казни.
4. В газете была опубликована статья, резко критикующая президента и правительство.
5. Учителя страны Демократия недовольны условиями работы и решают провести забастовку.
6. Согласно закону, все работающие граждане должны быть членами профсоюза.
7. В парламенте была построена галерея для посетителей. Теперь они могут присутствовать на заседаниях.
8. Согласно Конституции, выборы президента проводятся каждые 4 года.
9. Одна из политических партий, проигравших на выборах, требует немедленного проведения повторного голосования.
10. Отпустили подозреваемого в грабеже под денежный залог.
11. Свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости от закона. (Вильгельм Вольф)
Заключительное слово учителя
Общество учится демократии. Это длительный исторический процесс, но поскольку он известен, его можно целенаправленно ускорить. Демократия – не каприз, не общественное излишество, а неизбежная историческая необходимость, для реализации которой и преобразуется и обновляется общество.
Наталья КАЗАК,
преподаватель истории и права
Иркутская область
Комментарии