search
main
0

Неисследованных мест на планете еще много

Молодой педагог мечтает оставить свой след в географии

Наш герой молод и работает в школе всего четыре года. Ильшат ХУСНИЕВ окончил факультет почвоведения МГУ, потом аспирантуру и сейчас готовится к защите диссертации. Ее название трудно воспроизвести, суть научного труда в том, как, принимая различные адаптационные меры в сельском хозяйстве, мы можем компенсировать выбросы промышленностью углекислого газа путем фиксации соответствующего количества углерода в сельскохозяйственных почвах.

 

Учителей этого предмета мы в последнее время связываем с образом главного героя романа Алексея Иванова и одноименного фильма «Географ глобус пропил». К счастью, герой нашего материала совсем не похож на Служкина. Хотя одну цитату все-таки хочется вспомнить: «Находишь только тогда, когда не знаешь, чего ищешь. А понимаешь, что нашел, чаще всего только тогда, когда уже потерял».

Поскольку герой наш молод, я не удержалась и спросила сразу же:

– Влюбляются ли в вас ваши ученицы?

– Думаю, да, влюбляются, – признается Ильшат. – К этому отношусь спокойно, в их возрасте нормально влюбляться, для меня главное – не обидеть и не задеть чувства и самооценку ребенка, если я это замечаю. Они влюбляются в образ.

Действительно, образ успешного и талантливого преподавателя может определить всю дальнейшую жизнь девушки. Да и для юношей учитель – хороший пример. Рекламируют же по TV выбор научной карьеры, показывая ведущего научного сотрудника Института океанологии имени П.П.Ширшова РАН Александра Осадчиева. В интервью журналу «Наука и технологии» он рассказывал: «Учась на мехмате МГУ, я занимался теорией чисел, это фундаментальная наука. Даже пошел в аспирантуру на мехмат, но мне захотелось чего-то более живого и прикладного. Стал искать себя. Поначалу было очень сложно переключиться с фундаментальной математики на океанологию. За несколько лет освоил специфику работы, физическую географию, физическую океанологию. Сейчас занимаюсь классической океанологией».

Осадчиев открыл два новых морских течения в Арктике, за что получил Премию Президента РФ для молодых ученых за 2022 год. Сейчас прорывы в науке случаются именно на стыке разных областей знаний, в данном случае географии и математического анализа. Его открытие имеет большое практическое значение, убежден Ильшат. Но сам он не жалеет, что эпоха больших географических открытий миновала:

– Мне хотелось бы оставить свой след в географии. На самом деле неисследованных частей нашей планеты довольно много, чего стоят Мировой океан и его неизведанные глубины!

Но пока Ильшат не отправился покорять морские глубины, он преподает географию детям.

– В школе я работаю, во-первых, потому что мне это нравится, – говорит педагог. – Во-вторых, в школе идут мне навстречу и подстраивают мои нагрузку и расписание так, чтобы я мог совмещать преподавательскую деятельность в школе и в университете. А защита диссертации будет закономерным результатом моей многолетней плодотворной работы в науке и подтверждением моих преподавательских компетенций.

Преподавательские компетенции были вынесены из собственного ученического опыта и подкреплены курсом профессиональной переподготовки по программе «География: теория и методика преподавания в образовательной организации» с присвоением квалификации «учитель географии».

– Учитель учится всю жизнь, особенно когда учит сам, – рассуждает молодой человек. – Мне повезло с учителями в детстве, это были прекрасные наставники, которым удавалось не только выявить тягу к изучению их предмета, но и развить творческий потенциал. Я благодарен учителям русского языка и литературы за любовь к поэзии, учителю химии и географии за раскрытие моих талантов в предметных областях, учителям физкультуры за то, что на их урок я просто бежал, чтобы как можно больше времени провести в спортзале. Этот список можно продолжать долго. Ведь, еще будучи школьником, я как постигал методики преподавания, так и перенимал от учителей хорошие человеческие качества.

Ильшат воспринимает свой молодой возраст как плюс для преподавательской деятельности. По его словам, есть преимущества, в первую очередь связанные с нахождением общего языка с ребятами. Тем нравится то, что он понимает, о чем они говорят между собой, что некоторые интересы у них с учителем совпадают, хотя тому непросто угнаться за современными трендами. А с другой стороны, у молодого педагога еще не так много опыта и нужного хладнокровия, чтобы грамотно и без излишней суеты разрешать некоторые ситуации.

– В нашей школе изначально существует больший уклон в технические науки, но мы с коллегами стараемся выявить ребят с тягой и к таким предметам, как экология, экономика и география, – говорит Ильшат Хусниев. – До заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников моим ученикам, к сожалению, пока добраться не удавалось, но региональный этап олимпиады по экологии и заключительный этап Московской олимпиады по географии им уже покорились. Надеюсь, и до самой вершины олимпиадного движения мы вскоре доберемся.

Такой предмет, как география, хорошо бы больше изучать на практике, считает учитель Хусниев, но, к сожалению, это происходит только в исключительных случаях. Поэтому желательно максимально увеличить количество иллюстративного материала. Детям интересен окружающий мир, однако у многих из них возникают трудности с пониманием процессов, происходящих в природе.

– Экономическую географию России изучают в 9‑м классе, а всего мира – в 10‑11‑х классах, – констатирует Хусниев. – Мне кажется, что экономической географии уделяют достаточно времени, другой вопрос – качество учебного материала. ОГЭ по этому предмету, как правило, сдают самые слабые ученики, а ЕГЭ и вовсе никто сдавать не собирается, приоритеты у ребят зачастую расставлены так, что география в этом списке оказывается в самом конце. Чтобы этого не происходило, необходимо на разных уровнях образования понимать и повышать значимость предмета. И не менее важно принимать меры для популяризации географии. Можно долго перечислять профессии и тем более области знаний, в которых необходимы знания и навыки, полученные на уроках географии. В первую очередь это естественно-научные и социально-гуманитарные направления. У меня еще не было выпуска 11‑го класса, поэтому не могу назвать учеников, выбравших эти направления, но, надеюсь, вскоре они появятся.

А еще я спросила, как географ оценивает тот факт, что за все годы существования конкурса «Учитель года» не было ни одного победителя из числа преподавателей этого предмета. Он пошутил:

– Это потому, что я в нем еще не участвовал! А если серьезно, то, мне кажется, география не единственный предмет в этом списке, у моих коллег еще все впереди. Учителей географии не так много, как учителей математики или русского языка, поэтому вероятность победы географа на конкурсе в разы меньше.

 

Иоанна КОВАЛЕВА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте