Стереотипы живучи. Многие, не задумываясь, скажут, что частная школа – это плохо: там «учатся только дети богатых», «гребут деньги лопатой» и «дают сомнительное образование». Причем если в больших городах, согласно социологическим исследованиям, категорически против негосударственного образования настроено 32 процента населения, то в сельской местности – 88. Не жалуют негосударственные образовательные учреждения – НОУ – и многие чиновники разных уровней. Даже министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сказал в конце прошлого года в программе «Времена», что не рекомендовал бы знакомым отдавать детей в частную школу. И все-таки родители-смельчаки существуют. 71,3 тысячи детей учатся сегодня в 719 частных школах страны.
Частное дело
Эпоха развития началась для частных школ с Закона «Об образовании» 1992 года, который уравнял в правах аккредитованные образовательные учреждения независимо от формы собственности. Если до этого времени количество НОУ по всей стране не дотягивало до 30, то к концу 93-го уже превышало 250. По закону аккредитованным НОУ, реализующим образовательные программы общего образования, возмещались затраты на обучение по нормативам для государственных или муниципальных школ (статья 5, пункт 4). А 3-й пункт 40-й статьи этого закона освобождал НОУ от уплаты всех видов налогов. Новая редакция Закона «Об образовании» 96-го года хоть и сохранила ключевые пункты своего предшественника, но «породила» первых пострадавших. Из текста «выпало» положение о бюджетном финансировании аккредитованных негосударственных вузов. Для государственных, муниципальных и частных школ образовательное пространство России было единым еще несколько лет. Гром грянул 22 июля 2004 года, когда Федеральный закон №122 внес изменения в Закон «Об образовании». Финансирование аккредитованных НОУ из гарантии государства стало правом субъектов РФ, и с 1 января 2005 года в большинстве регионов оно прекратилось. Тут же возникли обязательства по уплате целого ряда налогов – на землю, имущество, рекламу…Теперь не только вузы, но и школы, работающие по государственным аккредитованным программам, по сути, приравняли к коммерческим организациям – банкам, магазинам, казино. Сегодня НОУ платят за аренду, как бизнес-структуры, хотя и не получают прибыль от своей деятельности, инвестируя все деньги в образовательный процесс. Между тем только за прошлый год аренда выросла на 30 процентов. Но даже добросовестные плательщики, вложившие огромные деньги в реконструкцию и капремонт зданий, где находятся, не застрахованы от наметившейся тенденции – непродления арендных договоров.
Госдума задумалась
Никто не спорит: госсектор – основа образовательной системы страны. Но почему с такой легкостью государство решило отказаться от тех, кто задолго до нацпроекта шел курсом инноваций, кто так удачно занял свою нишу на рынке образовательных услуг, успешно выполняя социальный заказ значительного количества родителей-налогоплательщиков? Подобные вопросы звучали в стенах Госдумы РФ 21 марта этого года, где проходили общественные слушания «Развитие негосударственного образования как государственная задача», инициированные Ассоциацией негосударственных образовательных организаций регионов (АсНООР) РФ и общероссийским общественным движением «Образование – для всех».
Все выступавшие говорили о высоком инновационном багаже НОУ, в которых успешно решены проблемы личностно-ориентированного образования с учетом разных категорий детей и дифференциации запросов населения. Звучали предложения о том, что давно пора создать при федеральном Минобрнауки специальную группу по изучению этого опыта, а на государственном уровне – принять программу поддержки и развития негосударственного образования в РФ.
Говорили на слушаниях и о том, что педагоги НОУ ущемлены в присвоении наград и званий и несправедливо лишены права на досрочную пенсию, а также о том, что необходимо поддержать аккредитованные конфессиональные школы. Ведь именно их прежде всего поставил на грань выживания 122-й закон. Плата за обучение там либо вообще отсутствует, либо составляет всего 500-1500 рублей в месяц. «Многие наши ученики – из малообеспеченных семей, а пятьдесят процентов – из многодетных», – сказала директор православной подмосковной школы «Образ» из Малаховки Татьяна Юрьевна Смирнова.
Кто они такие?
Что же представляют собой сегодня те, кому пришлось ломать стереотипы и отстаивать право на существование? Непременный атрибут хорошей частной школы – доброжелательное, уважительное отношение педагогов и учеников, чистота и уют – как дома, и вполне семейная атмосфера. Здесь небольшие классы и все друг друга знают, ведь учеников, как правило, не больше двухсот. Есть и исключения. В новороссийской негосударственной гимназии №1, которую в 1990 году основала заслуженный учитель РФ Татьяна Аветовна Меркулова, 620 учащихся, 60 из них пока в опорном детском саду и с трех лет уже учат английский, а к окончанию гимназии знают еще немецкий и французский. НОУ свободны в выборе форм и методов образовательного процесса. В санкт-петербургской гимназии «Альма Матер», в 1992 году ее открыла заслуженный учитель РФ Татьяна Аяновна Щур, доказали эффективность предметного обучения с первого школьного дня. Каждый учитель, зная специфику работы в начальной школе, ведет только один предмет, у него есть время найти подход к каждому, индивидуально расширить программу и качественно научить всех – одаренных, средних, отстающих. НОУ не отбирают учеников, но главной задачей считают полностью раскрыть способности каждого. В 2006 году самарская школа «Творчество» (открылась в 1992 году) на Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» вошла в тридцатку лауреатов и получила диплом за победу в номинации «Сохранение детских судеб». «Ребенок должен получать от учебы удовольствие и оставаться здоровым», – уверена директор школы Елена Петровна Савина. Поэтому весь процесс пронизывают здоровьесберегающие технологии и проектная деятельность. В «Творчестве» уже два года используют мультимедийные доски, которые по нацпроекту-2006 получили лучшие школы страны. Впрочем, школа Елены Савиной сама стала обладателем президентского миллиона. На эти деньги купили мощный сервер, компьютеры и фрезерный станок с электронной начинкой.
Школы с внушительным стажем на рынке образовательных услуг предъявляют жесткие требования к педсоставу, ведь качественное образование учеников – лучшая реклама. В гимназии Меркуловой огромная фотогалерея выпускников-медалистов. Только в прошлом году из 57 выпускников 6 получили золотые и 1 серебряную медали. Среди гимназий и лицеев Краснодарского края новороссийская негосударственная гимназия №1 занимает 13-е место, а в рейтинге городских школ – их всего 34 – стоит на 1-м месте по русскому языку и на 2-м – по математике.
Большинство НОУ работают в режиме полного пансиона. А это значит, что после уроков кипит внешкольная работа и каждый ребенок может выбрать увлечение по вкусу. Качественное горячее питание с разнообразным и даже диетическим меню – еще один козырь многих НОУ. В отличие от госшкол они не обязаны работать через посредников. В новороссийской гимназии №1, например, есть специальная служба, которая занимается ежедневной закупкой свежих овощей и фруктов, охлажденного мяса и рыбы. Кстати, 20 гимназистов получают четырехразовое питание бесплатно. Это дети-инвалиды с церебральным параличом, дисфункцией спинного мозга, тяжелыми формами заболевания крови и сердца.
Стало традицией, что НОУ реализует социальные и благотворительные программы. Подмосковные гимназия «Жуковка», школы «Лексис» и «АСО» (Адаптационная система обучения) шефствуют над детскими приютами, самарская школа «Творчество» – над домом престарелых и военным госпиталем. Омская «Авторская экспериментальная школа» приводит в порядок не только свою территорию, но и прилегающие скверики.
Цены на обучение в подавляющем большинстве НОУ колеблются от 300 до 500 долларов. Только 10 процентов от общего количества составляют так называемые элитные НОУ, где оплата может достигать несколько тысяч у.е. в месяц. Удивительно, но факт: в частной школе можно учиться совершенно бесплатно. В новороссийской гимназии №1 денег не берут с инвалидов и сирот, детей военнослужащих, врачей, учителей, а также призеров зональных, краевых и республиканских олимпиад. Сегодня на таких условиях там получают образование 120 человек.
Завтра будет лучше, чем вчера?
«Руководители органов местной власти, понявшие значение НОУ, использующие их опыт и возможности, только выиграли, включив их в единое образовательное пространство своего района, города или региона. Однако таких руководителей пока очень мало», – с сожалением говорила на думских общественных слушаниях заслуженный учитель РФ из Москвы Вера Паперная. Мало, но все-таки есть. Например, мэр Новороссийска Владимир Синяговский всегда поддерживал директоров, не разделяя их на частных и государственных. Недавно городская Дума Новороссийска приняла крайне важное для четырех негосударственных школ решение – «продлить право безвозмездного пользования нежилыми муниципальными помещениями на неопределенный срок». Кстати, в Краснодарском крае еще в декабре 2004 года приняли свой закон «Об образовании», гарантирующий финансирование аккредитованных НОУ «в размере, необходимом для реализации общеобразовательных программ». Так что все образовательные учреждения края независимо от формы собственности могли развиваться и выполнять социальный заказ общества. Законодательно закрепили финансирование аккредитованных НОУ в Москве, Липецкой области, где в городе Ельце помимо зарплаты финансируются также и коммунальные расходы. А 14 февраля 2007 года с победой друг друга поздравляли НОУ Подмосковья. «Верховный суд РФ подтвердил право аккредитованных школ на получение финансирования из бюджета субъекта РФ, – обнародовал итоги нашумевшего процесса Гавриил Поляковский, председатель Ассоциации негосударственных образовательных учреждений и организаций Московской области. – Ранее прокуратура Подмосковья в этом усомнилась, истолковав федеральное законодательство весьма категорично – Московская область не имеет права осуществлять бюджетное финансирование аккредитованных НОУ». И хотя в подмосковной истории поставлена точка, частным школам других регионов еще придется побороться за свое будущее.
Грустно было слушать выступление на общественных слушаниях в Госдуме директора благовещенской негосударственной школы Светланы Городович, кстати, единственной в Амурской области. Она так и сказала: «Многие НОУ сегодня зависят от настроения чиновников» и «Никто, кроме меня, мою школу не защитит». И это при том, что ее школа открылась не вчера, а пятнадцать лет назад. Ее школа – одна из тех, кто с самого начала ставил главной задачей давать штучное образование и выжил «не благодаря, а вопреки». «Нет государственных и негосударственных школ, есть хорошие и плохие. Просто одни формально функционируют, а другие честно выполняют свою миссию», – сказала Светлана Юрьевна. И с ней трудно не согласиться. Хочется только добавить: негосударственных детей у нас тоже нет, все они дети России.
Это факт
Закон «Об образовании» в редакции 2004 года и, в частности, положения, касающиеся НОУ, противоречат Конституции РФ, в которой гарантируются равенство всех форм собственности (статья 8, пункт 2), государственная поддержка различных форм образования (статья 43, пункт 5) и равноправие различных категорий граждан (статья 6, пункт 2 и статья 19, пункт 1).
Родителям на заметку
Если вы планируете отдать ребенка в частную школу, внимательно прочитайте ее устав, проверьте наличие лицензии и государственной аккредитации. Из этих документов вы узнаете, чем конкретно эта школа отличается от других и чему здесь имеют право учить. Обратите внимание, что лицензия действительна, как правило, не более 5 лет и выдается на срок действия договора аренды. Поэтому, если в следующем году лицензия истекает, лучше поинтересоваться, есть ли гарантии, что аренду пролонгируют.
Стабильность школы гарантирует не только наличие договора аренды на длительный срок. Убедитесь, что школа функционирует на рынке образовательных услуг не менее 8-10 лет.
Если вы отдаете ребенка в школу ради какой-либо конкретной программы, например, развивающего обучения, стоит поинтересоваться стажем работы специалистов, реализующих эти программы.
Уточните условия оплаты за обучение, в некоторых школах нужно вносить деньги и за летний период.
И обязательно поинтересуйтесь результатами сдачи ЕГЭ. Эти данные есть не только у директора школы, но и в департаменте, комитете или управлении образованием. Результативность и качество образования подтвердят также высокий процент поступления выпускников на бюджетные отделения ведущих вузов страны, наличие победителей олимпиад и медалистов.
NB!
С 1996 года в России действует Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов (АсНООР) РФ. Она объединяет школы, вузы, ссузы, организации дополнительного образования, а также другие организации, предоставляющие платные образовательные услуги. Их правовая поддержка – основное направление деятельности АсНООР.
Телефон/факс АсНООР (495) 490-27-40
Электронная почта: asnee@aha.ru
Сайт: www.asnoor.ru
Комментарии