search
main
0

Негосударственных детей не бывает

Президент России Дмитрий Медведев сказал, что все дети имеют право на качественное среднее образование и что норматив финансирования их обучения должен быть одинаковым в государственных и негосударственных школах. Теперь остановка за малым – нужно закрепить это положение законодательно, решив при этом еще и множество других проблем. Об этом и шла речь на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по образованию «О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности», в которых приняла участие делегация директоров московских негосударственных школ.

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комиссии ГД РФ по образованию:

– Собственно говоря, речь идет о законодательном закреплении равных прав государственной и частной школы, а также расширении самостоятельности общеобразовательных школ. Те подходы, которые, я надеюсь, мы выработаем по законодательному закреплению равных прав частной школы и государственной школы, мы потом сможем каким-то образом ретранслировать и на другие уровни образования. Это очень важно, поскольку и в Послании Президента РФ напрямую об этом сказано, что мы должны законодательно закрепить равные права для государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Гаджимет САФАРАЛИЕВ, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:

– До 1 января 2005 года в законе Российской Федерации «Об образовании» существовала норма, согласно которой негосударственные общеобразовательные учреждения имели право на государственное и муниципальное финансирование с момента их госаккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ. Этот пункт утратил силу согласно федеральному 122-му закону от 22 августа 2004 года, и с этого времени финансирование негосударственных образовательных учреждений перестало быть обязанностью органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. С этого же времени все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утратили льготу, которая установлена была на федеральном уровне и освобождала их от уплаты налогов, в том числе платы за землю.

Эти изменения были связаны с совершенствованием разграничения полномочий между уровнями власти по предметам совместного ведения, а также общим изменением бюджетного и налогового законодательства.

Изменения, которые планируются, находятся среди задач, намеченных для решения в текущем году в рамках инициативы «Наша новая школа». Это закрепление равенства государственных и частных общеобразовательных учреждений, а также расширение самостоятельности государственных и муниципальных школ как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Решение этих задача – не самоцель. Это составная часть модернизации всей системы образования, модернизации, направленной на повышение доступности получения качественного образования за счет расширения возможностей образовательных учреждений, независимо от форм собственности.

Наш комитет обратил внимание Правительства Российской Федерации на необходимость срочного утверждения научно обоснованных нормативов государственного финансирования обучающегося, которые отражали бы затраты в зависимости от уровня образования, профиля специальностей, требующегося оборудования, эксплуатационных затрат. Следует сказать, что в Законе Российской Федерации «Об образовании» изначально была закреплена такая норма, в соответствии с которой финансирование образовательных учреждений должно было осуществляться по нормативам, определяемым по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося. В то же время нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений начало активно внедряться лишь в последние годы. Переход от сметного финансирования к субсидиям в рамках выполнения госзадания должен окончательно завершить этот процесс. При этом будет в полной степени реализовываться принцип: деньги следуют за учеником. Такой подход позволит негосударственным общеобразовательным учреждениям реально претендовать на государственное финансирование при реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Отмена на федеральном уровне регулирования вопроса финансирования частных школ не означала запрета на предоставление соответствующих мер поддержки на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку вопросы обеспечения госгарантий, прав граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования были отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации. Ни Конституция Российской Федерации, ни федеральное законодательство не содержат запрета на право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на выделение бюджетных средств на финансирование негосударственных общеобразовательных школ, а также на право предоставления им налоговых льгот в пределах своей компетенции.

Дело в том, что в законах записано, что и субъект, и муниципальное образование должны дать, обязаны предоставить образование. И там нет запрета на то, что, если есть финансирование достаточное, если самодостаточно само муниципальное образование (а во многих так и есть), они действительно помогают и в том числе негосударственным образовательным учреждениям.

По этим вопросам субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления могут принимать самостоятельные решения, о чем свидетельствует, например, опыт Москвы. В 2009 году в 14 регионах выделялись бюджетные средства на финансирование негосударственных общеобразовательных школ, которые имеют государственную аккредитацию. В то же время во многих регионах эти возможности поддержки частных школ не применяются. Аналогично наукограды раньше могли финансировать свои школы, а после 131-го закона возникли ситуации, по которым они уже эти школы не могли финансировать, хотя имели финансы.

Карина ЧЕРНЯКОВА, председатель совета директоров негосударственных образовательных учреждений Москвы, директор негосударственного образовательного учреждения – школы «Карьера»:

– 158 московских негосударственных общеобразовательных учреждений 1 сентября этого учебного года открыли свои двери для 18751 ученика. Для сравнения замечу, что год назад 1 сентября 2008 года в частные школы Москвы пришли учиться 17790 человек, что почти на тысячу меньше, и это несмотря на кризис. Полагаю, что цифры говорят сами о себе. И частные школы нужны и востребованы москвичами.

Бытует мнение, что в негосударственных школах Москвы обучаются только дети богатых горожан, что это элитное образовательные учреждения. Я хочу развенчать этот миф. В негосударственную школу родители приводят детей не оттого, что у них много свободных денег, а в большинстве случаев от безысходности. Если спросить моих коллег-директоров, кто может похвастать тем, что в его школу приходят изначально только мотивированные дети, которые не имеют никаких знаниевых, психологических и прочих проблем, то, я думаю, все промолчат.

Основная масса наших учащихся – это, как я их называю, неудобные для массовой школы ребята.

Это малыши с серьезными логопедическими проблемами, остаточными явлениями задержки речевого развития, нарушениями звукопроизношения, связанными с проблемами неврологического характера, с незрелостью мозговых структур, отвечающих за успешность в обучении. Эти дети требуют индивидуальной работы логопеда, психолога, педагога в течение нескольких лет обучения.

Это и подростки, которые в силу различных причин имеют большие пробелы в знаниях по нескольким предметам, дети, потерявшие интерес и желание учиться.

Это и старшеклассники, родители которых, посчитав дополнительные затраты на подготовку своих детей к единому государственному экзамену, пришли к выводу, что дешевле и надежнее это будет сделать именно в частной школе. И, конечно же, это дети с различными проблемами здоровья, дети-инвалиды, которые в небольших, по 10-15 человек классах негосударственной школы чувствуют себя комфортно и уверенно, с желанием идут сюда учиться.

Среди негосударственных школ Москвы, на мой взгляд, есть уникальные образовательные учреждения, работающие с больными детьми. Например, в Западном округе работает уникальная, на мой взгляд, школа «Интеграция». Здесь педагоги обучают в одном классе обычных ребят и детей глухих, полностью адаптируя их в социум.

Замечу, что сегодня, когда массовая школа только начинает решать вопросы инклюзивного образования, то есть совместного обучения здоровых и больных детей, школа «Интеграция» занимается этим в Москве уже без малого 20 лет.

В школе святого Георгия Юго-Восточного округа учатся ребята со страшными диагнозами, инвалиды детства психоневрологического профиля, с тяжелой умственной отсталостью, дети со сложной структурой дефекта, Даун-синдромом, аутизмом, эпилепсией. 80 процентов из них на момент поступления в эту школу не имеет речи. В государственных коррекционных школах восьмого и девятого вида таких детей выводят на надомное обучение, так как не имеют возможности организовать их образовательный процесс в классе. На мой взгляд, это уникальная школа, существует она в основном на добровольные пожертвования. Договор на бюджетное финансирование с ней в 2010 году был заключен окружным управлением образования как со средней общеобразовательной школой с нормативом 63 тысячи 120 рублей на одного ребенка.

Из 158 негосударственных школ Москвы 25 православных. В них воспитанники имеют возможность получить одновременно светское образование и познакомиться с основами вероучительных дисциплин, воспитываться в духе православной традиции.

Практически все негосударственные школы города работают в режиме полного дня, предоставляя своим воспитанникам возможность не только получать знания и закреплять их во время самоподготовки, но и всесторонне развиваться, занимаясь в различных кружках и секциях.

Примерно 70 процентов НОУ Москвы имеют дошкольные отделения, что позволяет им претендовать на изменение статуса со средней общеобразовательной школы на центр образования.

Негосударственному образованию столицы в 2010 году исполняется 20 лет. Все это время мы выполняли и выполняем очень важные функции социализации молодых москвичей, создавая условия для их гармоничного развития и успешности. Мы вносим свой вклад в развитие содержания столичного образования. Наши педагоги находятся в постоянном профессиональном поиске, разрабатывают и внедряют инновационные педагогические технологии, делятся своим опытом с коллегами из государственных школ, проводят мастер-классы, выступают на городских «круглых столах» и конференциях, участвуют в городских конкурсах педагогического мастерства, представляют результаты своего труда на соискание грантов. Всего в негосударственных школах Москвы на 1 сентября этого учебного года работали 8373 штатных педагога и сотрудника.

За 20 лет своего существования негосударственные образовательные учреждения постоянно развиваются, и мы ищем новые пути совершенствования образовательной системы. Однако, к сожалению, должна отметить, что те проблемы, с которыми мы сталкивались на заре своего существования, и сейчас остаются до конца не решенными.

Так, например, вступившие в силу с 1 февраля 2005 года поправки к Федеральному закону «Об образовании» лишили частные школы России и Москвы налоговых льгот, отдали вопрос о финансировании негосударственной системы на откуп субъектам Федерации. С этого момента началась наша борьба за живучесть. Вместо мыслей о развитии своего образовательного учреждения головы директоров заняты поиском путей выхода из различных ситуаций, возникающих вследствие законодательной неурегулированности вопросов, связанных с функционированием частной школы.

В июне 2008 года из недр Государственной Думы выходит печально знаменитый 108-й федеральный закон, по которому любая аренда может заключаться только на условиях аукциона. Нас вновь поставили в один ряд с ресторанами, барами, игорными, увеселительными и прочими заведениями, чья основная задача – извлечение прибыли из собственной деятельности. Законодатели, видимо, забыли, что школа независимо от ее организационно-правовой формы занимается реализацией конституционных прав детей и должна в документах такого рода фигурировать отдельной строкой.

Каковы же были последствия? Ровно на год – до 3 июля 2009 года (это момент, когда были внесены поправки в этот закон) в прямом смысле слова зависли наши договора аренды. В некоторых округах школы стали получать уведомление о невозможности пролонгации договоров на прежних условиях, а ведь отсутствие действующего договора аренды делает недействительной лицензию, а следовательно, и саму школу.

Отсутствие в законодательстве Российской Федерации четкой позиции в отношении арендного вопроса негосударственных образовательных учреждений дало возможность субъектам Российской Федерации принимать собственные подзаконные акты. Так, в июле 2005 года Правительство Москвы издает 520-е постановление, в котором утвержден новый расчет арендной платы для негосударственных, некоммерческих образовательных организаций, заключивших договора после этой даты. Стоимость аренды со всеми положенными нам понижающими коэффициентами по этому постановлению вырастает в пять раз.

Ежегодно правительство города пересматривает стоимость аренды в сторону увеличения, нынешний год не исключение. Негосударственные школы Москвы тратят только на оплату аренды до сорока процентов своего бюджета. При этом должна напомнить, что все затраты, связанные с содержанием здания, текущим и капитальным ремонтом, обеспечением светом и теплом, проведением всех противопожарных, антитеррористических мероприятий, не говоря уже о материально-техническом оснащении учебного процесса, производятся нами из собственных средств.

Следующий жизненно важный вопрос для нашей системы – это вопрос финансирования. В действующей редакции закона эти полномочия переданы субъектам Российской Федерации, что дает им право самостоятельно решать: давать или не давать негосударственным школам нормативное финансирование и в каком объеме. При существующей в законе формулировке статьи 29 пункт 1 подпункты 9 и 11 «Установление нормативов финансирования образования» финансирование – полномочие субъектов Российской Федерации, и мы полностью зависим от финансово-экономической ситуации в регионе и, к сожалению, от субъективной позиции чиновников, что на сегодняшний день полностью противоречит высказываниям Президента Российской Федерации о законодательном закреплении равенства государственных и частных общеобразовательных школ.

В этой связи мне хотелось бы предложить внести следующие изменения в существующую редакцию статьи 29 пункт 1 – «к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование, включая расходы на финансирование негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования, а также установление единых нормативов финансирования образования субъектов Российской Федерации для государственных и негосударственных школ», так как для Москвы финансирование по типам и видам остается очень сложной и нерешенной проблемой.

2010 год объявлен в стране Годом учителя. Мы благодарны Комитету Государственной Думы по образованию за внимание, проявленное к негосударственным школам, и очень надеемся на то, что в Год учителя найдет решение вопрос профессиональной переподготовки наших педагогов, что учителя, работающие в частных школах, будут обучаться на курсах профессиональной переподготовки не по коммерческим расценкам, как это существует сегодня, а на тех же условиях, что их коллеги из государственных школ. Я также предлагаю это закрепить законодательно и записать в закон организацию на равных условиях подготовки, переподготовки и повышения квалификации, проведение аттестации педагогических работников как государственных, так и негосударственных учреждений.

Негосударственных детей в России нет. У нашего государства есть закрепленная законом обязанность, давать каждому ребенку обязательное 11-летнее школьное образование. И совершенно не важно, где учится ребенок, в государственной школе или в частной. Каждое образовательное учреждение должно поддерживать государство. Ведь процедуры лицензирования, контроля качества образования, государственной аккредитации и для государственных школ, и для негосударственных одинаковы.

Надеюсь, что наши предложения будут учтены в новой редакции Закона «Об образовании». И очень хочется, чтобы принятие Государственной Думой этого закона не растянулось на долгие месяцы. Ведь все то, о чем мы сегодня говорим, жизненно важно для каждой школы именно сегодня.

Вячеслав ЖДАНОВ, директор негосударственного образовательного учреждения «Ломоносовская школа»:

– Негосударственные школы решают важную и большую государственную задачу. Да, мы все разные, у всех есть своя ниша, все реализуют какие-то свои инновационные образовательные проекты. Качество образования – главный показатель работы каждой школы. Это величина – результат правильного подхода в обучении, воспитании и развитии. На сегодняшний день это важнейшая задача не для отдельно взятой школы, а вопрос государственной важности. По итогам первого полугодия 2009-2010 учебного года средний показатель учащихся, занимающихся на «4» и «5» в государственных школах Западного округа Москвы, составил 42 процента. Две лучшие школы округа обеспечили качество соответственно на 64 и 68 процентов. Как пример успехов негосударственных образовательных учреждений – в Ломоносовской школе первое полугодие 2009-2010 учебного года на «4» и «5» окончили 69 процентов учащихся.

Ломоносовская школа на протяжении многих лет принимает активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников. Соревнуясь с городскими общеобразовательными и специализированными школами, за последние пять лет мы стабильно имеем победителей и призеров окружного (это 184 ученика) и городского уровня (13 учеников) на олимпиадах по всем предметным дисциплинам. В олимпиадах, проводимых МГУ по математике и физике, за последние два года – три наших призера, в олимпиаде Высшей школы экономики – два призера. Уже в этом году ученик 7-го класса стал победителем регионального тура Всероссийской филологической олимпиады, а ученица 10-го класса заняла третье место на региональном туре олимпиады по экологии. Еще 30 учеников стали победителями и призерами окружного тура.

Кроме того, школа участвует и побеждает в различных конкурсах, конференциях, таких, например, как творческий конкурс «Переделкинские встречи», городские конкурсы научно-исследовательских работ учащихся при Московском институте открытого образования, языковые олимпиады «АСНОР», «Лингва», фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября». Школа показывает высокую результативность при сдаче кембриджских и других международных экзаменов, подготовка к которым включена в программу обучения по английскому языку со 2-го по 11-й класс.

Школа проводит свои, ставшие международными олимпиады «Интеллект» и «Грамотный русский язык». Олимпиада «Интеллект» – проект частной Ломоносовской школы. Идея принадлежит научному руководителю школы, доктору педагогических наук, профессору Марату Зиганову. Впервые олимпиада была проведена в 1997 году.

География олимпиады расширяется с каждым годом. В 2008 году в 12-й Международной олимпиаде приняли участие школьники из 14 стран мира и 12 субъектов Федерации. На олимпиаде школьники выполняют задания, по которым можно оценить уровень развития интеллектуальных способностей, а не знания и эрудицию. Олимпиадные задания составлены по образовательной технологии «Интеллект», которая направлена на повышение эффективности учебной деятельности за счет развития интеллектуальных способностей учащихся. По заключению экспертов НИИгигиены охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук образовательная технология «Интеллект» соответствует современным гигиеническим требованиям, имеет положительную динамику развития параметров когнитивных функций и оказывает положительное влияние на развитие и здоровье учащихся.

Олимпиада «Грамотный русский язык» проводится с 2008 года и практически нацелена на повышение грамотности. Олимпиада дает возможность участникам демонстрировать умение использовать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи при изучении других предметных областей.

Есть уже достаточно много предложений, касающихся различных направлений деятельности негосударственных образовательных учреждений. Но я считаю, что один вопрос тоже требует неотложного решения и включения в закон. Это вопрос земельно-правовых отношений негосударственных образовательных учреждений.

Если государственные школы имеют землю в безвозмездном пользовании, то негосударственные платят значительные средства, и платят как раз из родительских взносов. Никто им это не компенсирует.

Никто не говорит о лицензированном программном обеспечении для компьютеров, которое нам приходится покупать по коммерческим ценам, поскольку мы не включены ни в какие программы и не попадаем ни под какие условия финансирования.

Марина КОНОНОВА, директор негосударственного образовательного учреждения «Школа «Ступени»:

– Ключевая проблема для всех наших школ (как столичных, так и региональных) – аренда помещений, потому что общеизвестно, что большинство негосударственных школ арендует помещения для своей деятельности.

Для примера, из 158 московских негосударственных школ только у 10 помещения находятся в собственности, что составляет примерно чуть более шести процентов. Остальные негосударственные школы арендуют федеральную или городскую собственность, а также находятся в арендных отношениях с иными собственниками.

На практике такие договоры заключаются сроком от одного года до трех лет. Для Москвы это выглядит следующим образом. Значительная часть школ вынуждена заключать с городом арендные договоры сроком до одного года, так как Департамент имущества отказывается заключать договоры на более продолжительный срок, мотивируя это тем, что помещение находится в оперативном управлении у государственных учреждений.

Для того чтобы заключить арендный договор, необходимо получить разрешение собственника помещения, в случае с муниципальной арендой – Департамента образования. Ограничение срока аренды не позволяет школам выстраивать программу развития учреждения, что сказывается на стабильности организации учебно-воспитательного процесса в рамках 11-летнего школьного обучения.

Следствием коротких сроков – от одного года до трех лет – стала постоянная необходимость вновь получать, а не формально продлевать лицензию, так как срок лицензии напрямую зависит от срока действия договора аренды. Это не позволяет школам работать спокойно и устойчиво, так как даже при самом немаленьком действии договора аренды в один год документы на лицензию приходится подавать каждые 10 месяцев за 60 дней до окончания действия предыдущей лицензии.

Необходимо заметить, что сама процедура лицензирования, которая дает право на ведение деятельности, на практике выливается в тотальную проверку по всем показателям. При этом позволю себе напомнить, что каждая процедура лицензирования – это существенные затраты для каждого учреждения.

Кроме того, необходимо обратить особое внимание на тот факт, что сама процедура лицензирования – это тотальная проверка образовательного учреждения по всем показателям, параметрам и направлениям работы и, что немаловажно, дополнительные расходы, так как процедура лицензирования, получение заключения Роспотребнадзора, Пожнадзора и других стоит денег.

Особый вопрос – это срок оформления договора аренды, который независимо от срока самой аренды может варьироваться от полугода до трех лет. Кроме всего прочего, на сроки оформления договоров, даже в стадии окончательного оформления, оказывают влияние вновь принимаемые законы.

В пример приведу нашу школу. Изменения в закон о защите конкуренции, вводящие обязательный конкурсный, аукционный порядок заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества, вступили в силу в тот момент, когда наш договор уже был практически оформлен, подписан нами и сдан на подпись в Москомимущество. Процедура оформления договора до подписи директора Москомимущества заняла восемь месяцев.

Несмотря на то что конкурсный порядок заключения договоров аренды для образовательных организаций был отменен еще летом 2009 года, договор до настоящего времени так и не подписан. С тех пор прошло еще полтора года. То есть сегодня общий срок оформления нашего арендного договора составил два года и два месяца, а сам непосредственный срок действия договора заканчивается в декабре 2010 года.

Следующий важнейший вопрос – это размер арендной платы. Всем очевидно, что это не постоянная величина. Стоимость квадратного метра в год устойчиво росла в среднем на 28 процентов в период с 2005 по 2008 год. При этом о предстоящих изменениях в арендной плате нам сообщали в феврале-марте того года, в котором происходят изменения, а нам необходимо спланировать свою финансовую составляющую и нашу деятельность.

Руководствуясь задачей, которая была поставлена в Послании Федеральному Собранию Президентом Дмитрием Медведевым «О законодательном закреплении равенства государственных и частных школ», мы выходим с предложением о безвозмездном предоставлении помещений для негосударственных школ, что позволит снизить финансовое бремя родителей.

Вопрос о сроках пользования площадями для негосударственных школ должен составлять минимум 5 лет в соответствии с условиями выдачи лицензий. Учитывая нашу специфику, оптимальным сроком аренды будет 11 лет.

Нужно обратить внимание федеральной законодательной власти на то, что исполнительная власть зачастую не соблюдает сроки оформления договоров аренды. От имени сообщества негосударственных образовательных организаций позвольте выразить нашу признательность Президенту Российской Федерации за то внимание, которое было уделено в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, и надежду, что внесение в законодательство поправок, обеспечивающих равенство государственных и негосударственных школ, станет реализацией задач и модернизацией современного российского образования.

Михаил ТИШКОВ, директор православной гимназии «Радонеж», координатор рабочей группы по сотрудничеству с РПЦ:

– В Послании Федеральному Собранию президент сказал о равенстве частных и государственных школ. Мой вопрос: это идет разговор о подлинном, настоящем, тотальном, учитывающем все обстоятельства равенстве или о равенстве частичном?

Если просто пройтись по основным затратам негосударственных учебных заведений, то затраты по коммунальным платежам им не возмещаются, как государственной школе. Почему нельзя разработать некий норматив, допустим, на возмещение затрат на коммунальные услуги, опять-таки привязанные к конкретному ученику?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте