В 90-е годы детский сад «Рыжики», которым я руковожу, был ведомственным садом «Челябэнерго». В годы приватизации наше учреждение не отдали в муниципалитет, а сохранили как негосударственный детский сад при условии полной самоокупаемости.
Мы оказываем такой же объем услуг, как любой муниципальный детский сад: присмотр, питание, занятия, подготовка детей к школе. Негосударственные детские сады могли бы стать существенным подспорьем при устройстве очередников в условиях дефицита мест. Но наш потенциал, к сожалению, используется не полностью. В этом году детский сад «Рыжики» укомплектован детьми на 90% от проектной мощности, в прошлом – на 80%. Такая же ситуация, а иногда и хуже, и в других негосударственных дошкольных учреждениях.
А не укомплектованы детьми негосударственные детские сады из-за того, что очень высока родительская плата: 9 тысяч рублей в месяц. Тогда как в муниципальных садах Челябинска она составляет около 1 тысячи рублей. Причин такой разницы в оплате две: во-первых, в муниципальном детском саду содержание ребенка дотируется из бюджета, а в негосударственном учреждении дотации нет. Во-вторых, стоимость содержания ребенка в негосударственном детском саду в среднем в 2 раза выше, чем в аналогичном муниципальном учреждении.
Почему так происходит? Мы попытались это выяснить с помощью областного Министерства образования на примере сравнения негосударственного и муниципального детских садов.
При одинаковом объеме услуг затраты на питание детей и заработную плату сотрудников в нашем и муниципальном детском саду примерно одинаковы. Разницу в затратах прежде всего создают коммунальные расходы. Дело в том, что тарифы на коммунальные услуги, утвержденные Челябинской городской Думой для негосударственных детских садов, намного превышают тарифы для бюджетных организаций. Например, тариф на теплоэнергию выше в 2 раза, на электроэнергию выше в 2,5 раза, и так по всем видам платежей.
Более того, у негосударственных детских садов есть ряд платежей, которых у муниципальных просто нет. Это налог на имущество, налог на землю, налог на прибыль, которой, впрочем, нет. Негосударственные сады оплачивают аренду здания. Да и любой договор – с поликлиникой, Роспотребнадзором, Госпожнадзором, вневедомственной охраной – обходится нам дороже, и в итоге все это оплачивают родители.
Но родительская плата покрывает лишь текущее содержание учреждения. Любые капитальные вложения (ремонт, замена оборудования) требуют дополнительных затрат. И, честно говоря, без поддержки своего учредителя, ОАО «Челябэнерго», и отдельных родителей мы бы просто не смогли существовать. Но даже и с принятием спонсорской лепты есть проблемы: любая материальная помощь (например, в виде нового асфальта на участке) облагается для негосударственного учреждения налогом на прибыль.
Таким образом, нельзя сказать, что негосударственные детские сады имеют статус, равноправный с муниципальными дошкольными учреждениями в части налогообложения и платежных обязательств. Что касается бюджетной дотации родителям муниципальных детских садов, то и здесь непонятно, почему семьи ставятся в неравные условия. Есть опыт Перми, где администрация города проводит открытый конкурс на размещение муниципального заказа на услуги дошкольного образования. Если негосударственное учреждение этот конкурс выигрывает, то оно принимает детей из городской очереди и выставляет родительскую плату с учетом бюджетной дотации. Если бы в Челябинске у негосударственных детских садов была такая же возможность, это существенно улучшило бы наше положение. Бюджетная дотация позволит сделать негосударственное дошкольное образование доступным для гораздо более широкого круга семей.
Челябинская область – общепризнанный лидер в развитии дошкольного образования. Хорошо понимая, что не все зависит от региональных властей, я тем не менее возлагаю большие надежды на то, что губернатор рассмотрит наши предложения по созданию благоприятных экономических условий для негосударственных детских садов. В целях совершенствования законодательной и нормативной базы для дальнейшего развития негосударственного сектора в дошкольном образовании я предлагаю:
1) ввести в практику бюджетное финансирование аккредитованных негосударственных учреждений в рамках норматива, установленного для муниципальных дошкольных учреждений;
2) инициировать в законодательных органах власти принятие нормативных актов, устанавливающих для негосударственных дошкольных учреждений отмену налогов на прибыль, на имущество, на землю;
3) включить негосударственные дошкольные учреждения в перечень учреждений, которым устанавливаются льготные тарифы по коммунальным услугам;
4) установить меры налогового стимулирования организаций, оказывающих финансовую помощь негосударственным дошкольным образовательным учреждениям;
5) производить выплату федеральных компенсаций части родительской платы родителям негосударственных дошкольных учреждений за содержание ребенка в детском саду;
6) оказывать безвозмездную помощь частным предпринимателям при организации новых детских садов путем сдачи в безвозмездную аренду зданий (площадей), на которых будет организован новый детский сад, и долевого участия бюджета в покрытии расходов на ремонтно-восстановительные и строительные работы.
Наталья ПАШНИНА, директор негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Рыжики» г. Челябинска
Комментарии