search
main
0

Негде, в тридевятом царстве Урок – лабораторная работа по произведению А.С.Пушкина “Сказка о Золотом петушке”, 9-й класс

Тема “Сказка ложь, да в ней намек”. (Литературные источники и социально-философский подтекст произведения).
Предкоммуникативный этап:
1) Прочитать “Сказку о Золотом петушке”.
2) Прочитать статью А. Ахматовой “Последняя сказка Пушкина”.
3) Перечитать “Легенду об арабском астрологе”
В. Ирвинга.
Коммуникативный этап: провести анализ сказки через самостоятельную лабораторную работу в группах.
Вступление. “Госпожа Сказка” (Опорное повторение)
1. Видеоклип “Маленькая страна”.
2. Видеомонтаж из фрагментов фильмов-сказок, созданных по мотивам русских народных сказок, а последние кадры – из сказок А.С.Пушкина.
(Задание всем группам: записать названия сказок, использованных в видеомонтаже).
Видеомонтаж сопровождается музыкой, и на протяжении его на фоне музыки звучит отрывок из сказки
Л. Чарской “Дочь сказки”.
Как вы уже поняли, сегодня у нас на уроке снова сказка – мой самый любимый жанр. Снова и снова мы обращаемся к ней, и каждый раз она раскрывается перед нами новыми гранями.
Что же это за жанр – народная сказка? Что вы можете рассказать о ней как литературоведы: о ее особенностях, о типах, о героях сказок, о времени происхождения?
(Сразу предупреждаю, что у нас сегодня урок – лабораторная работа, а значит, вы каждый получите оценку, которая будет состоять из 3 составляющих:
1) оценки за устные ответы (критерий: полнота и правильность);
2) оценка за работу в группах;
3) оценка за письменное оформление результатов лабораторной работы.
А раз так, вы должны участвовать в каждом виде работы, активно дополняя друг друга).
– Самыми древними и самыми популярными у русского народа были волшебные сказки. Мы достаточно много говорили об их особенностях. Что же это за специфические особенности, прежде всего в чем особенности их сюжета и композиции?
Интересно, что в стародавние времена сказку называли “басень” (от глагола “баять” – говорить). Сказочников называли “бахари”, иногда “баутчики”, “баяны”. Сохранилось также слово “баюн” (наверное, отсюда сказочный кот-баюн – кот-сказочник).
Ходили по Руси бахари, ходили скоморохи, носили по земле сказки.
Люди жадно слушали бахарей, а царские стражники били их; проповедники в церквях и монастырях запрещали православному люду “баять басни бесовские”. А почему?
– Били бахарей, гнали и притесняли сказку, но не бывало такого, чтобы могли без нее обойтись. А в северных землях, в краю рыбаков и лесорубов, чтили сказочников. Сказочнику – лишний пай, от тяжелой работы – свобода; лишь бы говорил занятно да красиво; с хорошей сказкой дело легче спорится.
Но не всякая сказка для белокаменных палат. Были и такие, что прятались в убогой хижине при коптящей лучине, скрывались в шумной толпе на торговой площади.
Всем было ясно – сказка не просто веселый рассказ, в ней скрыт глубокий смысл.
Это серьезное произведение, бьющее не в бровь, а в глаз. Потому и били часто сказочников…
Это прекрасно понимал и Пушкин, который в своей последней сказке выразился прямо и однозначно:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Сказочный мир Пушкина. (Вместо обобщения)
Пушкин жил в пору процветания устной сказки и, может быть, общался с разными сказочниками.
Но первые сказки он услышал от няни, от бабушки Марии Александровны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова, возможно, от крестьян подмосковного Захарова.
А осенью 1842 года, будучи в ссылке в Михайловском, Пушкин в красной мужицкой рубахе, в широкополой шляпе приходит к святогорскому монастырю на ярмарку, собирает нищих да слепцов, слушает их песни, сказки.
Вечером отдыхает на лежанке, сказку заводит няня. Брату Льву он сообщает восторженно:
“…Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”
Пушкин не только слушает сказки Арины Родионовны, но записывает их в свою тетрадь. Всего до нас дошло 7 текстов, записанных им.
Интересно, что тремя из них он воспользовался и переработал в свои знаменитые сказки, а одну “подарил” В.А.Жуковскому, который на ее основе создал “Сказку о царе Берендее”.
Сейчас вам предлагается 1-е задание лабораторной работы. Перечитайте отрывки из всех 7 (Пушкинских записей); определите, какие из них легли в основу сказок (и каких?), а также, какая из них стала основой сказки Жуковского. Оформите свои выводы в тетрадь. (Из полного собрания сочинений А.С.Пушкина).
Ребятам предлагаются следующие тексты:
N 1. “Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер… Царь женился на меньшой”…
N 2. “Поп поехал искать работника… Нашел… Платы требует только 3 щелка в лоб попу. Поп радехонек, попадья говорит: “Каков будет щелк…” и т. д.
– Но сочинять сказки Пушкину в Михайловском еще не настало время. Только недавно закончены “Цыганы”, поэт трудится над “Борисом Годуновым”, продолжает “Евгения Онегина”. Правда, пишет стихотворение “Жених”, которое потом напечатает с подзаголовком “Простонародная сказка”.
В Михайловском Пушкин еще не пишет, а только записывает сказки, восхищается ими. Как законченные произведения они появятся позже, в начале 30-х годов – это будут плоды трех Болдинских осеней.
– Правда, еще до 30-х годов михайловские впечатления воплотились в знаменитом прологе к “Руслану и Людмиле” (1828 год). Это своеобразное воплощение сказочного мира, как его понимает Пушкин, слепок того сказочного Лукоморья, которое под ветвями дуба собрало всех героев русских народных сказок, а также тех, кто станет героями и пушкинских сказок.
(Мультфильм “У Лукоморья”)
У вас на партах лежат тексты пролога “У Лукоморья…”. 2-е задание лабораторной работы связано именно с ним.
1. Перечитайте текст и сделайте предлагаемые задания:
а) Пронумеруйте строчки.
Композиция пролога – не произвольное собрание сказочных “осколков”, а хорошо организованное единство. Движение картин развивается последовательно и лишь в том порядке, который соответствует логике автора.
Разделите текст на смысловые части. (Обратите внимание, что Пушкин поставил только 3 знака препинания, указывающие на окончание предложений. Это вам поможет). Озаглавьте эти части.
б) Для каждой части выпишите тех героев, которые являются главными здесь, в той последовательности, как они перечислены у Пушкина. (Имейте в виду, что герои могут быть реальными и фантастическими, одушевленными и неодушевленными).
в) А теперь вспомните все сказки Пушкина и попытайтесь сопоставить героев “Лукоморья” и героев сказок. Запишите тех героев Лукоморья, которые появятся в сказках Пушкина (и рядом – название сказки).
2. Подумайте, какова логика развития действия в “Лукоморье”: от реального к фантастическому или от фантастического к реальному? Докажите. В чем построение пролога (его композиции) сходно с волшебной сказкой?
3. В художественной системе Пушкина, по наблюдениям В. Виноградова, выявляется принцип контрастного параллелизма. В “Лукоморье” поэт контрастно выстраивает положительных и отрицательных героев, подчеркивая этим закон антитезы, обязательный для жанра волшебной сказки.
Выделите в прологе 2 полюса – “добра” и “зла”, положительных и отрицательных героев. Докажите, что их количество – это тоже равновесие. А в чем еще проявляется “контрастный параллелизм”?
4. Поразмышляйте, какой смысл вкладывает Пушкин в ставшую уже крылатой фразу: “Там русский дух… Там Русью пахнет!” (сочинение-миниатюра).
Таким образом, еще до появления науки “фольклористики”, до появления фундаментальных сборников А. Афанасьева, П. Киреевского, В. Даля, П. Рыбникова Пушкин уже проник как художник в природу устной народной поэзии и очень точно выразил ее особенности в прологе к поэме “Руслан и Людмила”, а далее освоит все это в своих замечательных сказках.
– Теперь попытаемся восстановить последовательность появления сказок Пушкина. Помните, что сказки – это плод трех Болдинских осеней.
1) Итак, первая Болдинская осень (1830 г.). Какие сказки написаны в это время? (3 сентября – 30 ноября 1830 г.)
“Сказка о Медведихе”, “Сказка о попе и работнике его Балде”.
В чем своеобразие этих произведений?
2) Какие сказки были написаны Пушкиным во вторую Болдинскую осень? В чем своеобразие? (1 октября – 9 ноября 1833 г.)
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.
3) Какая сказка была написана Пушкиным в третью Болдинскую осень? (1834 г.)
“Сказка о золотом петушке”.
4) А какие сказки были написаны Пушкиным в другое время (не в Болдино)? Какие объяснения этому вы можете дать?
Уже в “Сказке о царе Салтане” Пушкин ставит цель не просто повеселить народ, а рассказать о чем-то сокровенном, о чем-то важном и для себя, и для читателя. Поэтому очень важно в сказках Пушкина найти философский подтекст, те “сокровенные” мысли, которые может открыть только вдумчивый читатель.
Я вас желаю таковыми видеть, и прежде чем говорить о подтексте последней сказки Пушкина, подумайте, какую главную философскую проблему решает Пушкин в “Сказке о царе Салтане”? (Это проблема человеческого счастья, это мечта об идеальном социальном устройстве.
Это единственное произведение Пушкина, в котором поэт нарисовал утопическую гармонию личного и социального идеала жизни, полное человеческое счастье. Пушкин нарисовал свой “сон о золотом веке”).
“Самостоянье человека – залог величия его…”
(Социально-философский подтекст “Сказки о золотом петушке”)
Самостоятельная работа учеников.
Вообще все сказки Пушкина по признаку стиля делятся на 2 группы, которые создавались почти параллельно:
– сказки с народно-поэтической стилевой основой (“Сказка о Медведихе”, “Сказка о попе…” и “Сказка о рыбаке…”);
– сказки-поэмы, в которых более сильно выражено литературное начало (“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне…” и “Сказка о золотом петушке”).
Но можно разделить их и по другому принципу. Вспомните, на какие 3 вида делятся народные сказки?
Можно ли это деление перенести на литературные сказки Пушкина?
Итак, “Сказка о золотом петушке” – последняя сказка Пушкина и самая серьезная и сложная из всех созданных Пушкиным сказок. Поэт написал ее в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой своей родины и над своей судьбой.
То, что в тексте есть глубокий подтекст, доказывает и сам Пушкин, оканчивая свою последнюю сказку словами: “Сказка – ложь, да в ней намек…” Концовка звучит назидательно и угрожающе, своим зашифрованным смыслом она обращена к царю (в одном из черновых вариантов она звучала так: “Сказка – ложь, да нам урок (А иному и намек)”. Концовкой автор дал ключ к пониманию смысла сказки: читатель должен ее расшифровать, ибо под маской сказки скрываются отнюдь не “сказочные” намеки автора. Но то, что могло быть понятно современнику Пушкина, человеку его круга, становилось не ясным для новых поколений читателей.
Вот нам и предстоит разобраться в том, что же имел в виду, создавая эту сказку, Пушкин, каков социально-философский подтекст ее, каковы ее литературные источники и главные проблемы.
(Видеофрагмент “Сказка о золотом петушке” – с начала до первого крика петушка).
– Скажите, какую сказку, изученную нами в этом году, напоминает эта сказка Пушкина? В чем сходство и различие завязок этих сказок?
(Это “Легенда об арабском астрологе” Вашингтона Ирвинга).
– Давайте вспомним сюжет “Легенды…” Ирвинга и “Сказки…” Пушкина. Есть ли на первый взгляд какое-то различие? А может быть, вы заметили какие-то различия?
– Пока мы только выявили внешнее сходство с “Легендой…” Ирвинга и восстановили сюжет, а впереди – серьезная исследовательская работа по “расшифровке” сказки.
А вообще-то “расшифровкой” этой сказки исследователи занимаются долгие годы. Одним из самых значительных трудов об этом произведении являются статья А. Ахматовой “Последняя сказка Пушкина”, а также работа М.П.Алексеева “Заметки на полях…”. Здесь названы два источника пушкинской сказки – “Легенда об арабском астрологе” В. Ирвинга и сатирико-философская повесть немецкого писателя-романтика Ф.М.Кленгера “История о Золотом петухе”.
Эти же исследователи утверждают, что социально-философский подтекст надо искать в биографических событиях Пушкина середины 30-х годов, в его взаимоотношениях с царем (и вообще – с властью) и в его размышлениях о счастье и о смысле жизни.
А теперь продолжаем лабораторную работу. Третье задание – групповое.
1-я группа. Перечитайте статью А. Ахматовой “Последняя сказка Пушкина”, внимательно следя за ходом мысли поэта. Какие сходства и различия отмечает Ахматова между легендой Ирвинга и сказкой Пушкина? Чем продиктованы изменения в сказке Пушкина?
(А. Ахматова. Сочинения, т. 2, с. 22-42, М., 1990).
2-я группа. Опишите основные события жизни Пушкина 1832-1834 годов, предшествующие написанию “Сказки о золотом петушке”. Что так возмущало поэта в этот период и побуждало писать такие письма: “Теперь они смотрят на меня как на холопа, с которым можно поступать как им угодно…”? Проследите по сказке и сделайте вывод: как существующие в 30-е годы настроения Пушкина отразились в сказке? (Обратите внимание на звездочета и царя, их отношения).
3-я группа. Главное место в сказке занимает антигерой, царь Дадон. Перед нами живой, конкретный образ глубоко порочного старика, совсем не похожего на парадные изображения монархов. Соберите по тексту сказки все слова, выражения, полунамеки Пушкина и попробуйте составить собирательный портрет нарисованного Пушкиным царя. В чем смысл финала сказки? Поразмышляйте, к какому выводу вел Пушкин читателя? (Ахматова, кстати, увидела отражение в Дадоне двух царей: Александра I и Николая I).
4-я группа. Главный конфликт в сказке Пушкина – Дадон и звездочет. Что мы знаем о звездочете? Чем он отличается от звездочета Ирвинга? Почему в конце сказки он требует за труд шамаханскую царицу? Какую цель преследовал он, подарив Дадону петушка и околдовав его шамаханской царицей? Почему же сорван план звездочета, почему погиб сам “скопец”, не доведя до конца начатое дело? И наконец, какую проблему ставит Пушкин, сталкивая Дадона и “скопца”?
5-я группа. Проследите, чем оканчиваются все сказки-поэмы Пушкина. Попробуйте доказать мысль Т. Зуевой, что от сказки к сказке “усиливается тема возмездия”. В чем же смысл финала “Сказки о золотом петушке”? Почему она увенчана пустотой: исчезают царь, его дети, мудрец, девица, петушок?
6-я группа. Всем понятно, что “Сказка о золотом петушке” – сказка сатирическая, политический памфлет, “затушеванная политическая сатира”. Но элементы сатиры зашифрованы с особой тщательностью. Подберите литературный материал, доказывающий, что это сатирическая сказка. Что является объектом сатиры? Что прежде всего подвергается осмеянию?
7-я группа. Ахматова утверждает, что сказка Пушкина делится на 3 части. Выделите их и сформулируйте основные мысли, темы, проблемы, решаемые в каждой из них. Какую роль играет в каждой из них золотой петушок? Какую идейную нагрузку несет он в сказке?
8-я группа (аналитическая). Попробуйте внимательно вчитаться в сказку Пушкина и проникнуть в ее подтекст. Какие же мысли и чувства зашифровал Пушкин в своей сказке?
Слушая остальные группы, скорректируйте свои выводы и сделайте подробное сообщение о социально-философском подтексте сказки Пушкина.
Взаимообмен знаниями и размышлениями.
(Перед взаимообменом – окончание просмотра фильма-сказки).
1) Ребята каждой группы выступают по своему вопросу исследования.
2) 8-я группа подводит основные итоги.
Перед выступлением ребят вводное слово учителя:
– “Сказка о золотом петушке” была напечатана в апрельской книжке “Библиотеки для чтения” 1835 года и встречена молчанием критики.
Пушкину не удалось избегнуть подозрения цензуры. Цензор Никитенко не пропустил 3 стиха сказки. Сам Пушкин в дневнике по этому поводу записал: “Цензура не пропустила следующие стихи…
Царствуй, лежа на боку
и Сказка ложь, да в ней намек…”
А также не была пропущена строчка: “Но с царями плохо вздорить”, ее посчитали явным выпадом против царя, и Пушкин заменил ее полунамеком: “Но с иным накладно вздорить”.
Итог. (Обобщение выступлений ребят)
Есть 2 варианта подведения итога:
1) Его проводит 8-я группа.
2) Итог подводит учитель.
Ученики должны в ходе работы на уроке усвоить примерно следующие выводы:
– Когда мы говорили о философском подтексте “Сказки о царе Салтане”, то определились, что здесь Пушкин решает глубоко волновавшую его проблему человеческого счастья. К середине 30-х годов поэт подвел итог своим размышлениям:
На свете счастья нет,
Но есть покой и воля.
В Пушкине, таким образом, созрело убеждение, что смысл жизни – не в счастье, а в сохранении человеком своего достоинства.
В сказках-поэмах эта проблема получила законченное решение: в них снова и снова ставится проблема смысла жизни, счастья и свободы. В них вызревает одна из важных идей позднего Пушкина: идея “самостоянья” человека, сохранения своего достоинства. Человек сам ответственен за свою честь, но он должен знать, что свобода и достоинство личности могут попираться в ненормальных общественных условиях.
Вот именно об этом и говорится в “Сказке о золотом петушке”, где выделяется два конфликта:
1) внешний, лежащий на поверхности, сюжетный – взаимоотношения Дадона со звездочетом;
2) внутренний, требующий расшифровки, находящийся в подтексте, – конфликт Пушкина с царями. И пушкинский историзм проявился в ней как сатирическое изображение русского монарха.
Много в сказке “расшифровывается” только при условии, что читатель хорошо знает факты жизни Пушкина и отношение его с властями (прежде всего с царями).
Положение, в котором оказался Пушкин к 1834 году, можно охарактеризовать следующей строкой из “Езерского” (1833):
Прощен и милостью окован.
К этому времени царь “одарил” Пушкина двумя “милостями”:
1) освобождение от цензуры государственной и замена ее личной цензурой царя;
2) дарование Пушкину звания камер-юнкера двора его величества (31/ХII – 1833 года).
Одна милость обернулась двойной цензурой – царской и общей, другая – унижением, которого Пушкин не простил царю до самой смерти. (“Я, как Ломоносов, не хочу быть шутом ниже у Господа Бога”).
Под знаком ссоры с царем прошло все лето 1834 года. Пушкин сдался (забрал прошение об отставке), но примирение все же не состоялось.
25 августа, за 5 дней до открытия Александровской колонны, Пушкин покинул Петербург, “чтобы не присутствовать на церемонии вместе с камер-юнкерами”.
Отъезд Пушкина из столицы чуть ли не накануне торжества, несомненно, был демонстрацией.
А 13 сентября Пушкин приехал в Болдино, эта третья Болдинская осень была для Пушкина самой бесплодной. Кроме “Сказки о золотом петушке”, он ничего не написал, да и в ней от “веселости” автора ничего не осталось. Она – отражение господствующих настроений поэта этого периода: неудовлетворенность своим общественным положением, тревожное ожидание будущего, размышления о несвободе человека в царской России. Поэтому в сказке господствует едко ироническая, исполненная сарказма тональность.
Уже зачин благодаря введению только одного слова “негде” наполняется авторской иронией:
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Уже слово “славный” предвещает обличительный смысл сказки по отношению к “славному царю Дадону”, тем более что обличение уже началось – с введения имени.
(“Дадон” – употреблялось в народе в нарицательном смысле в значении “неуклюжий, нескладный, несуразный человек” (В.И.Даль), а сам Пушкин еще в юношеской поэме “Бова” употребляет это имя, его носит царь-“тиран”, который сравнивается Пушкиным с Наполеоном).
Именно сатирической направленностью сказки Пушкина объясняет Ахматова существование отступления поэта от литературного источника – “Легенды об арабском астрологе” В. Ирвинга.
Пушкин вводит свои эпизоды, которых нет у Ирвинга: замена медного всадника золотым петушком, эпизод с царскими сыновьями и поход самого царя; убийство звездочета и казнь царя. Это было продиктовано литературной задачей автора – сатирически изобразить сущность царской власти, самодержавия.
Конечно, Пушкин понимал, что такую прямолинейность цензура не пропустит, а поэтому Пушкин набрасывает восточный покров на свою сказку, тем самым снижая обличительную резкость социальной сатиры. Но главный герой – царь Дадон – многозначительно русифицируется.
Он имеет свою биографию в сказке, он из грозного царя превратился в “ленивого самодура”, испытывающего только бессильную злобу и трусость. Он хочет покоя, но не в состоянии добиться его своими силами, т.к. слаб, ленив, то спит, то в забытьи. Он щедр на пышные обещания, не задумываясь об их исполнении. И самое страшное, Дадон влюбляется в шамаханскую царицу над трупами своих сыновей – что может быть страшнее!
Ахматова увидела отражение в этом образе двух царей: Александра I и Николая I. Ленивый и бездеятельный Александр был известен своими мистическими настроениями, любил общаться с прорицателями и Пушкина “не жаловал”, т.е. “упек” в ссылку, как его преемник “под старость лет упек в камер-пажи”; с Николаем I связана тема невыполнения царского обещания.
Вывод Пушкин делает один: высшей властью обладает самый обыкновенный, со всеми его недостатками, человек, ко всему прочему еще и творящий зло. К царю, как и ко всякому человеку, должна прийти расплата за содеянное зло. Пушкин рисует ужасные картины наказания, которое происходит свыше. Петушок – реализованная метафора этой идеи.
“Сказкой о золотом петушке” Пушкин пророчески предупреждает о страшных последствиях утраты в человеке человеческого, подчеркивает аморальность неограниченной власти над другими людьми.
Посткоммуникативный этап. Напишите сочинение-размышление на основе “Сказки о золотом петушке” – “Самостоянье человека – залог величия его”.

Александр САПА,
учитель русского языка и литературы средней школы N 1
поселок Тисуль,
Тисульский район,
Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте