Знаете, после того как я однажды прошел через систему повышения квалификации, мне уже больше ничего не грозит. И ничего не хочется. Начнем с того, что, как мне кажется, для любого серьезного шага человек должен созреть. Причем – сам, а не по приказу.
Обжегшись на молоке…
Если я считаю, что мне следует поднять уровень мастерства, расширить кругозор, а помочь мне в этом может только ИПКРО, значит, я осознанно иду на это – выбираю то, что мне нужно и посещаю столько занятий, сколько для этого необходимо. А когда тебя трясут за плечо и настойчиво требуют сходить на какие-либо курсы просто потому, что пришло время, – становится как-то неуютно.
Однако даже не это самое неприятное. Гораздо хуже, когда ты жертвуешь своим временем, едешь в институт, расположенный за тридевять земель, а там выясняется, что преподаватель заболел, все уже переиграли и вместо обещанного курса лекций вам будет прочитан другой, аналогичный. Как будто нам все равно, шило или мыло! Я, может быть, специально шел на лекции именно профессора Благосклонова, потому что наслышан о нем как о непререкаемом авторитете в области лингвистики. А мне предлагают Китайченко «в той же упаковке»! Дальше – больше. Выясняется, что услышанное на лекциях довольно слабо соотносится со школьной программой, а следовательно, практически неприменимо на практике. Спрашивается, зачем мне это нужно? Только для собственного удовлетворения? Или для того, чтобы я, проникшись услышанным, стал требовать открытия в школе классов с углубленным изучением предмета – надо же хоть где-то реализовать себя? Многие мои коллеги успокаивают себя: мол, было бы желание, а применить (притянуть за уши?) полученные знания на практике можно всегда – например, на дополнительных занятиях с одаренными детьми, для подготовки к олимпиадам и т.д. Но, спрашивается, разве изначально все строится именно для этого?
Самое печальное, что то же самое я слышал и от своих коллег, выбравших другие курсы. Беда одна: оторванность от жизни и от реальности всего того, что дают преподаватели ИПКРО. Наверное, слово «институт» обязывает к этому – ведь и в педагогическом институте нас готовили совсем не к тому, с чем пришлось столкнуться в школе…
В общем, стимула для очередного «повышения квалификации» у меня нет. И есть только стимул избежать этого наказания. И заняться самоподготовкой.
Виктор ПОНОМАРЕНКО, учитель русского языка и литературы
Серпухов,
Московская область
Во имя чего рваться?
Простая ситуация: чтобы начать зарабатывать больше, нужно повысить разряд и категорию – вплоть до высшей. Если выяснится, что я не прошла курсы повышения квалификации, мне разряд выше 12-го элементарно могут не дать (потому что это уже зависит не от нашей школы, а от района, области). Но чтобы посещать ИПКРО, я должна затратить вполне реальные средства – как минимум, оплачивать проезд до него в течение нескольких месяцев (раз или два в неделю). То есть сначала вложить в свое образование деньги, чтобы потом они вернулись. Могу ли я в нынешних условиях сделать это безболезненно? Есть ли у меня основательный мотив для этого? Пожалуй, вряд ли. Я лучше, оставаясь на 12-м разряде, возьму больше часов – благо, что у нас вакансии всегда найдутся. Получится то же самое. Вот если бы кто-то – школа или районо – спонсировал меня, хотя бы оплатив дорогу до института повышения квалификации, еще можно было бы посчитать выгоду от перехода на более высокий разряд. А так… Все опять за свой счет. А разница между соседними разрядами не так уж и велика, чтобы ради этого рваться.
Екатерина КУЗИНА, учитель математики
Липецкая область
Я знаю лучше!
Вот честно вам скажу: работая в школе вот уже 28 лет, я на сегодняшний момент гораздо лучше других знаю, что требуется моим ученикам и по каким программам работать. И мне крайне неприятно, когда кто-то сверху решает за всех нас, чему и как мы должны учить детей. Потому что чаще всего люди эти или в школе никогда не работали, или уже давно забыли, что это такое.
А ведь по большому счету, что греха таить, ИПКРО как раз и занимаются тем, что корректируют работу педагогов, подгоняя их под кем-то выдуманные программы (которые лично мне откровенно не нравятся!), под кем-то написанные учебники (к которым у меня масса претензий), под «веяния современности» (во многом навязанные политиками).
И если признавать, что педагог – все-таки не раб подневольный, а человек самостоятельный и творческий, то, спрашивается, какой смысл мне идти на какие-то курсы повышения квалификации, если меня там будут убеждать в обратном?
Николай ЛЕЙБОВИЧ, учитель физики, пенсионер
Санкт-Петербург
Комментарии