search
main
0

Неформальный подход. Времена меняются, а творчество остается

Заочный конкурс разработок. Ну что особенного? Запечатал сценарий вчерашнего урока в конверт, да и отправил в газету. Но удивительно: обыденная, казалось бы, газетная акция превратилась в традицию, продержалась 12 лет, стала популярной в стране и процветает. Почему?

Может быть, секрет в названии? «Сто друзей» – это и приглашение подружиться с газетой, и намек, что наши эксперты хоть и строго оценивают материалы, но критикуют по-дружески, для пользы дела, а уж восхищаются искренне, от души… Наше состязание – неформальное. Не надо предъявлять справки и рекомендации, надо лишь показать себя творческим педагогом. Недаром многолетняя участница нашего редакционного конкурса учитель химии средней школы №4 города Онеги Архангельской области Светлана Некрасова подметила как-то: «На президентский конкурс я лишь собирала документы, а на вашем – творила. Ваш конкурс дает уверенность в том, что ты делаешь благое дело, а это для меня самое главное». А вот как учитель из Пермского края Светлана Дружинина десять лет назад объяснила свое участие в «Ста друзьях»: «Столько лет я бесплатно пользовалась материалами газеты, а долги надо платить. Решилась послать несколько своих разработок. Может, и они кому-нибудь сослужат добрую службу. Да и для меня важно знать, имеет ли ценность мой опыт».

Идея «Ста друзей» принадлежит Лидии Сычевой, учителю истории, писателю, она была в 1998 году, когда конкурс стартовал, редактором отдела школ «Учительской газеты». Еще одно значимое для конкурса имя – Елена Пахомова, зав. кабинетом педагогического опыта, доцент кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ. Она была первым председателем жюри «Ста друзей», с ней мы консультировались, когда разрабатывали требования к конкурсным работам, критерии оценки, придумывали номинации. Кстати, из номинаций самого первого конкурса сохранились три – «Технологии и методики преподавания», «Сценарии уроков» и «Организация внеклассной работы по предмету».

Самые первые «Сто друзей» проходили по старинке – материалы присылали только по обычной почте, электронная еще была редкостью. Зато в бумажных конвертах мы порой находили такие замечательные, душевные письма! Учителя рассказывали о своих семьях и детях, об учениках, о походах, природе и многом другом. Помню, как нас поразило послание Натальи Анатольевны Зепновой из села Языково Самарской области: она описала в нем, как вместе с ребятами спасалась от холода – в тот год (1999-й) в школе целую четверть не топили. «И вот когда стало совсем холодно, ручки не писали, да и на холодные стулья не хотелось садиться, а занятия сократились до 30 минут, я решила провести урок на закрепление причастия. Устроила игру с мячом. Ученик, у которого мяч, приводит пример причастия и подает соседу. Тот должен сказать, какое это причастие, и дать задание следующему. И вы знаете, было 100 процентов закрепления».

Сельские учителя были и остаются нашими самыми активными участниками. «Работаю в сельской школе в Псковской области, деревне Лаптево. Эта работа – мой первый опыт. Она была написана потому, что больно и обидно видеть, как теряется интерес к учебе у сельских детей» – такую записку приложила к конкурсным материалам в 1998 году музыкант Ольга Моисейкина.

Теперь такие письма, конечно, тоже попадаются, но в целом почта стала суше, деловитей. Иные времена, иные песни…

А для нас что важно? Чтобы еще многие годы конкурс существовал, лучшие ваши материалы появлялись на страницах «УГ». И чтобы газета всегда оставалась вашим сто первым другом…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте