search
main
0

Неформальная педагогика. Повышение квалификации в интенсивном режиме

Тематика всевозможных конкурсов, проводимых ежегодно вот уже 30 лет Малой академией наук «Интеллект будущего» и направленных на укрепление интеллектуально-творческого потенциала России, необычайно разнообразна: «Познание и творчество», «Креативность. Интеллект. Талант», «Интеллект-экспресс», «Созвездие талантов», «Эврикум», «Умный слон» – все не перечесть. Ознакомиться с ними можно на сайте future4you.ru. Эти проекты пользуются у преподавателей и школьников особым уважением.

Первая научная конференция школьников «Юность. Наука. Культура» прошла тридцать лет назад и стала тем ростком, из которого развилась мощная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России» Малой академии наук «Интеллект будущего». За эти годы актив МАН организовал тысячи конкурсов, олимпиад, конференций, турниров, в которых приняли участие сотни тысяч школьников из всех регионов России. На сегодняшний день в это движение вовлечены все возрастные категории образовательного пространства: от дошкольников (конкурс «Светлячок») и учеников школ, лицеев и гимназий до студентов и аспирантов вузов, от педагогов и родителей до профессоров ведущих вузов, профессиональных экспертов в самых разных областях знаний.А на днях в подмосковном пансионате Бекасово прошел XII Всероссийский открытый форум «Образование: взгляд в будущее». По традиции его отличала весьма обширная география – от Норильска и Бийска до Белгорода и Симферополя. Педагоги приехали сюда, чтобы поделиться опытом, послушать выступления теоретиков и практиков педагогики, психологии и философии, поучаствовать в мастер-классах, обсудить актуальные проблемы образования – словом, в дружеской, интеллектуально насыщенной творческой атмосфере повысить свою квалификацию, научиться чему-то новому, получить профессиональные ответы на педагогические вопросы.Например, все мы знаем, что современных школьников необходимо готовить в духе новых ФГОС, используя для этого деятельностный подход. Но как это сделать, если система обучения педагогов его практически не применяет? Очень просто: нужно отойти от традиционных форм передачи нового материала по принципу «я говорю – вы слушаете и записываете!» и предоставить учителю возможность самому ощутить себя школьником. Именно этот вариант был реализован в рамках так называемого нетворкинга, проведенного под руководством преподавателя Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Британской школы дизайна Максима Осовского. Распределившись по группам, участники форума постарались за минимальное время выполнить ряд весьма сложных и интересных задач, связанных с проектированием собственной системы образования страны. Особенностью этого интеллектуального состязания был оригинальный организационный ход, который гарантировал максимально эффективный результат: в ходе выполнения заданий состав групп несколько раз менялся и каждый участник привносил в проект свою идею.МАН «Интеллект будущего» уже давно и профессионально занимается работой с одаренными детьми, поэтому целый ряд лекций и мастер-классов был посвящен этому направлению деятельности педагогов. «Проблемы выявления и развития одаренности», «Развитие творческих способностей учащихся», «Опережающий потенциал дополнительного образования детей в России», «Формирование единой инфокоммуникационной среды одаренной молодежи», «Технологии ТРИЗ в образовании, или Как стать гением», «Инновационные технологии современного воспитания» – лишь малая часть тем, рассмотренных в выступлениях и на круглых столах.Были на форуме и встречи с известными учеными. Так, с большим интересом педагоги встретили выступление Дианы Борисовны Богоявленской по теме «Проблемы выявления и развития одаренности». Развивая эту тему во время работы секций, участники конференции пришли к единому мнению, что учитель должен уметь находить одаренных детей, работать с ними, однако не следует совершать классическую ошибку, когда ребенку внушается уверенность в том, что он умнее (а значит – лучше) всех остальных. Каждый ребенок должен стремиться превзойти самого себя, а отнюдь не кого-то другого. Только этот стимул можно считать по-настоящему гуманным и педагогически грамотным.В последние годы много говорят о том, что школьники и педагоги должны уметь себя презентовать, а для этого каждому необходимо портфолио. Правда, единого понимания, что именно включать в эти «портфели достижений» и как правильно их оформлять, пока не существует. Одно из таких решений предлагает Малая академия наук «Интеллект будущего», реализовавшая у себя систему учета достижений учащихся «Интеллект-рейтинг». Участие каждого школьника в любых очных и заочных проектах организации оценивается в рейтинговых баллах. Эти баллы суммируются и отражаются вместе с указанием достижений в личном кабинете учащегося. Для поддержания интереса введены специальные звания: «Знаток», «Талант», «Интеллектуальный лидер» и другие. В ежегоднике «Ими гордится Россия» публикуются списки учащихся, достигших этих высоких званий. Успехи детей и учителей в огромной степени зависят от того, как будет организована их жизнь, учеба и работа в образовательном заведении. А это, в свою очередь, напрямую связано с личностью его руководителя. Потому всегда очень полезно услышать об опыте работы лучших директоров нашей страны. Имя одного из них, создателя и директора Специализированного Олимпиадно-Научного Центра – казанской школы СОлНЦе, Павла Шмакова известно многим. Павел Анатольевич интересен еще и тем, что его педагогические идеи и профессиональные решения высоко оценили не только в России, но и в Финляндии, где он работал продолжительное время.Необычайно яркими были выступления абсолютных победителей конкурса «Учитель года России» разных лет, приглашенных на форум его соучредителем – «Учительской газетой». Мастер-классы учителя музыки Ломоносовской школы Москвы Артура Зарубы и заместителя директора по внеклассной работе Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского Александра Демахина наглядно продемонстрировали, насколько эффективным может быть деятельностный подход применительно к повышению квалификации педагогов, если им правильно воспользоваться. Всего за один урок участники форума сумели убедиться, что овладеть музыкальным инструментом и научиться постигать замысел авторов художественных полотен может любой человек. Более того, каждый из нас способен стать творцом: композитором или художником. «Эти незабываемые уроки для коллег убедительно подтверждают статус конкурса «Учитель года» как уникального ресурса для профессионального роста педагога», –  отметила в своем выступлении первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова. …Может возникнуть вопрос: что побуждает людей, живущих за тысячи километров друг от друга, регулярно собираться на мероприятия, которые организует Малая академия наук «Интеллект будущего»? Руководитель МАН Лев Ляшко считает, что такой силой притяжения является особая атмосфера творчества, взаимного доверия и открытости. Здесь учителя получают мощный заряд энергии, позволяющий им «гореть и зажигать», работать с энтузиазмом и вдохновением ради высоких достижений своих учеников и собственного профессионального роста. Об этом с волнением и признательностью говорили все участники мероприятия в завершающий день работы форума: и те, кто все тридцать лет идут рядом, и те, кто побывал здесь впервые, но уже считает дни до следующей встречи.Как корабль назовешь, так он и поплывет. Форум «Образование: взгляд в будущее» идет под всеми парусами на высокой волне интереса, увлеченности, единого желания участвовать в формировании той модели системы образования, которая будет востребована обществом, родителями и детьми.​Вадим МЕЛЕШКО, Анна ЕЛАНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте