search
main
0

Неформальная и свободная

Интерес родителей к системе частного образования не снижается

Именно на такую характеристику негосударственной образовательной организации, как неформальная и свободная, чаще всего обращают внимание родители при выборе ее для своего ребенка. На какие еще критерии опираются мамы и папы при поиске частной школы, а также чего они ждут от обучения в частной образовательной организации, можно узнать из аналитического исследования, проведенного в 2021‑2023 годах в Санкт-Петербурге авторами проекта и организаторами одноименного фестиваля детского образования «Просто Учиться» Натальей Король и Мариной Рагозиной.

В исследовании приняли участие руководители частных школ (70 организаций с разными юридическими формами), родители, выбирающие негосударственное обучение, специалисты данного сектора. Часть аналитики базировалась на исследовании поведения посетителей специализированного сайта «Просто Учиться» с помощью Яндекс.Метрики.

Итак, откуда родители берут информацию о частной школе? Чаще всего, как поясняет Наталья Король, они опираются на рекомендации знакомых и друзей. Изучают сайты, рейтинги, читают отзывы. В 2023 году родители стали активнее обращаться по этому вопросу к мнению специалистов из сферы образования. Это заметно по количеству запросов, которые поступают на сайт «Просто Учиться».

Большинство родителей ожидают от частного образования развития основных четырех навыков – креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации (25,8%), а также интенсивной и разнообразной программы по предметам (20,8%) и малочисленности классов – не больше десяти человек (13%). Еще для родителей важно, чтобы ребенку не ставили оценки и не задавали домашних заданий. В то же время заметно вырос запрос родителей на качество академических знаний и на то, что частная школа поможет ребенку приобрести навык самостоятельного обучения. Также в числе главных критериев – поддержка тьютора или куратора и прогулки на свежем воздухе.

Если говорить о стоимости обучения в частных образовательных организациях, то подавляющее большинство родителей ищут места, где оплата составляет до 30 тысяч рублей в месяц. Школы, где за обучение нужно платить более 100 тысяч рублей в месяц, петербургских родителей практически не интересуют. Нужно отметить, что предложений в городе как раз больше всего в сегменте оплаты от 35 до 50 тысяч рублей в месяц, так что разница между спросом и предложением небольшая.

По результатам исследования выяснилось, что в Петербурге преобладают камерные организации до 50 учеников (74,3%). Большинство из них – начальные. В 2021 году в каталоге «Просто Учиться» числилось 220 учреждений, а в 2023 году их уже насчитывается более 260. Что касается всей России, то, по разным данным, их порядка 500. При этом все организации разных типов – это и семейные клубы, и полноценные школы, и т. д. Только 1% российских учеников учатся в частных школах, на первом месте по их количеству Москва. В отличие от Петербурга в столице гораздо больше не семейных школ, а школ со статусом юридического лица, где обучаются более ста учеников.

По насыщенности частных образовательных организаций самыми популярными районами Петербурга оказались Выборгский, Приморский, Московский, Центральный, Петроградский. К ним также примыкает приграничный Всеволожский район Ленинградской области, в котором активно развивается жилищное строительство.

Из тех управленцев, которые приняли участие в опросе, 70 респондентов признались, что работают с детьми в помещениях, арендуемых по коммерческой, а не социальной ставке. Это, безусловно, влияет на стоимость обучения. Только у 11% опрошенных имеется собственное здание.

Как пояснили авторы исследования, их впечатлила новая тенденция – повышенное внимание родителей к академическим знаниям. То есть сегодняшние папы и мамы не только хотят для ребенка психологического комфорта, но и требуют от школы межпредметности, фундаментальности знаний, формирования различных навыков, которые позволят ребенку добиваться результатов.

Многие организации позиционируют себя как частные, семейные, альтернативные, и родители также ищут в фильтре слова «альтернативная», «неформальная», «свободная». Так что запрос на неклассическое, негосударственное образование растет. Порой этот процесс растянут на несколько лет, но интерес к сфере частного образования стабильно устойчив.

Вторая волна инициатив и открытия школ и детсадов подобного типа пошла с 2014 года (первая – с 1990 года) и продолжается по сей день. Например, только в Петербурге в 2023 году появилось 9 частных образовательных организаций. Эксперты связывают это с низкой степенью удовлетворенности государственным образованием, а также с тем, что государственная массовая школа предлагает все меньше разнообразия подходов и программ в отличие от тех, где главный акцент делается на сильных сторонах ребенка и индивидуализации образовательного маршрута.

Статфакт

Согласно данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга в 2019‑2020 учебном году количество учащихся в частных образовательных организациях было чуть менее 7,5 тысячи человек, а в 2021‑2022-м численность возросла до 11 тысяч человек.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте