search
main
0

Недетские пьесы детских театров. или Духовная вертикаль человеческого бытия

«О, знал бы я, что так бывает…» – так начал Николай Бурляев свою встречу со зрителями в программе IХ Всероссийского фестиваля школьных театров, проходившего в помещении Московского театра русской драмы «Камерная сцена». И прочитал все стихотворение до конца. Казалось, это про него написано. Про искусство, которое привело в жизнь, про роль, которая оказалась судьбой.

Были среди участников и школьные театральные кружки, и молодежные театры-студии, и художественные коллективы при воскресных школах. В зале сидели самые строгие и понимающие зрители – участники и гости фестиваля, но даже маленький зал Театра русской драмы не мог их вместить и транслировал спектакль на большом телеэкране в соседнем фойе.

Искусство для детей или искусство детей – как правильнее трактовать этот театральный праздник? В числе пьес – совсем не детские «Жестокие игры» и «Васса Железнова», наряду с детьми во многих спектаклях участвуют вполне взрослые актеры. Можно ли оценивать танцевальное действо «Мальчик у Христа на елке» по тем же критериям, что и проблемный драматический спектакль «Потомок»?

– Искусство должно воспитывать вкус и возвышать людей, – считают члены жюри, – это и будет главным критерием.

«Возвышать людей» возможно, если автор спектакля ставит свои вопросы с правильных позиций, учитывающих духовную вертикаль человеческого бытия. А чтобы «воспитывать вкус», необходима школа, умение донести свой пафос до зрителя. В первом условии может помочь литературный материал. Если ты выбираешь «Моцарта и Сальери» Пушкина, то никуда не денешься: «гений и злодейство две вещи несовместные», и надо быть очень изощренным злоумышленником, чтобы извратить этот нравственный посыл. Но если мастерство режиссера сводится к тому, чтобы просто проговорить со сцены слегка адаптированный текст – эстетическая ценность спектакля невелика, а значит, и толку от него мало.

У самодеятельных театров свои особенности, и режиссеру здесь живется куда труднее, чем в обычном: ведь он и художник, и композитор, и гример, и администратор, и актеры у него непрофессиональные, и декорации он сам сочиняет из подручных средств, и работает с теми, кто есть, не выбирая и никому не отказывая. Он должен быть лидером.

Зависит судьба театра и от местной власти. Подмосковный театр «СемьЯ» начинал с кружка и ютился в одной комнатке – а теперь, спустя десять лет, уже имеет отдельное помещение с настоящей сценой, со всеми театральными прибамбасами и называется «Театр-студия». Спасибо администрации города Долгопрудный и руководителю театра, это действительно семья – он дает детишкам радость и тепло, восполняет дефицит общения и воспитывает их в традициях красоты и добра. Их спектакль по рассказам Чехова «Ванькины сны» открывал нынешний фестиваль.

Самодеятельные театры, помимо эстетических задач, решают еще одну, очень важную – социальную. Для немногих спектакль станет первым шагом к будущей профессии, кого-то оторвет от соблазнов дурной компании, а кому-то может даже поправить здоровье. Так, для одного из коллективов на фестивале большой радостью стало то, что мальчик, исполнитель главной роли, выучил наизусть большой текст и сказал его со сцены. А раньше не мог выучить – мешали проблемы со здоровьем. Раньше даже где право, где лево не отличал. Вот она, волшебная сила искусства!

Театр русской драмы, где уже девятый раз проводится фестиваль школьных спектаклей, занимает особое место в культурной жизни столицы. Вся его деятельность проникнута духовным содержанием, не зря руководитель театра, заслуженный деятель искусств Михаил Щепенко получил свое третье высшее образование в Богословском институте. Вроде бы театр и церковь традиционно антагонисты, и были времена, когда комедиантов и скоморохов за людей не считали, но вот за гробом великой актрисы Марии Ермоловой шли 14 священников, 4 архимандрита и 2 митрополита!..

Один из членов жюри, отец Александр Ильяшенко, поделился своими впечатлениями от фестиваля.

– Какова, по-вашему, главная задача самодеятельного театра – спектакль для зрителей или игра для детей?

– Любое дело, если оно делается с радостью, может принести радость и окружающим. Очень важно привить детям вкус, а когда сам соприкасаешься с великими произведениями искусства, лучше постигаешь их секреты.

– На ваш взгляд, современный театр сочетается с духовным воспитанием школьников?

– Наполнять школу интересным содержанием – это наполнять ее искусством в первую очередь. И театром, и кино, только обращаться надо к классике, к вершинам. Одна из таких вершин – я его называю Гоголем на экране – это Чарли Чаплин, – гениальное продолжение гениальной русской литературы.

Специалист по русской литературе, профессор Духовной академии Михаил Дунаев, наблюдает школьный фестиваль не первый год. Главное, считает он, что дети отвлекаются от улицы и занимаются искусством, за это низкий поклон их руководителям.

– Можно выдвигать какие-то претензии к постановкам, но все дети играют на пределе своих возможностей, это замечательно. Конечно, очень рискованно браться за «Моцарта и Сальери», за «Вассу Железнову» – но ведь интересно, одна смелость чего стоит! Фестиваль этот надо поддерживать, развивать. Молодежный театр «Заповедник» играл сейчас «Жестокие игры». Я Арбузова не люблю, но спектакль получился хороший, ребята молодцы. Вы представьте – они приехали из Удмуртии, из города Можга, глухая, что называется, провинция. И вот – выступили в Москве, привезут в свою Можгу диплом, призы, и местные власти поймут, что надо и дальше их поддерживать, чтобы они воспитывали ребят, вовлекали их в искусство. Мы оценим спектакли, отметим самый лучший, но наградим всех – ведь все старались, и все коллективы делают замечательное дело.

…В конкурсном отборе IХ фестиваля школьных театров участвовало 100 коллективов. Из них на фестивале выступили 14. Это коллективы из Москвы и Подмосковья, из Воронежа, Ижевска, из городов Рязанской и Калужской областей, Удмуртии и Карелии. Жюри присудило Гран-при Образцовому детскому коллективу – театральной студии «Страна чудес» (город Мытищи) за спектакль по пьесе Бориса Васильева «Завтра была война», а Алена Осипова, исполнительница роли Искры, получила Гран-при за лучшую актерскую работу. Все участники фестиваля получили дипломы, призы и памятные подарки.

Сцена из спектакля «Потомок» театра «Ирбис» гимназии №9 Коломны

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте