Мы продолжаем разговор о нормативном финансировании в системе образования, начатый в прошлых номерах «УГ». Коснемся дошкольных образовательных учреждений. Одна из наиболее успешных моделей нормативного финансирования ДОУ, по мнению специалистов Министерства образования и науки РФ, была предложена весной нынешнего года правительством Москвы.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
В 2008 году нормативы финансовых затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования столицы, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, составлены так, что финансирование четко связано с профилем работы детского сада (компенсирующий, семейный и так далее), а также с режимом его работы (кратковременное пребывание, 12-, 14- и 24-часовое). При установлении нормативов имеются в виду только те виды детских дошкольных учреждений, которые определены в постановлении Правительства РФ от 1 июля 1995 года, но есть и одно дополнение. В Москве существуют детские сады с этнокультурным (национальным) компонентом образования, есть и отдельный норматив финансирования этих ДОУ. В результате общая картина выглядит так. (См. таблицу.)
Возникает резонный вопрос: что же включено в понятие норматива ДОУ? Прежде всего это, конечно, расходы на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования по текущим расходам на оплату труда работников ДОУ и начислениям на заработную плату, компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, а также частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с воспитательно-образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы, услуги связи, транспортные расходы, услуги по содержанию имущества, приобретение мягкого инвентаря, питание и прочие расходы.
Как и в случае с нормативными расходами по школьному образованию, в дошкольные нормативы не включены расходы, связанные с приобретением оборудования, в том числе компьютерного, с проведением текущего и капитального ремонта, оплатой коммунальных услуг, реализацией федеральных и городских целевых программ, общественно значимых и оздоровительных мероприятий. То есть и в Москве, которая в области расчета норматива, по признанию специалистов, лидирует, пока не дошли до того, чтобы определить полностью и включить в норматив все расходы, которые неизбежны при работе дошкольной системы образования. Связано это, конечно, как и в других регионах, с одной стороны, с недостатком средств для формирования такого полного норматива даже в столице, имеющей значительные бюджетные средства. Включить в норматив полные расходы невозможно еще и потому, что слишком разнится материальная база ДОУ и пришлось бы давать повышающие коэффициенты не тем детским садам, которые предлагают интересные современные и в полном смысле слова инновационные программы, а тем, что оснащены хуже и находятся в старых зданиях. Москве как субъекту РФ дешевле вкладывать деньги в строительство новых зданий и оснащение ДОУ, нежели пересматривать систему формирования норматива для дошкольного образования.
Столичное правительство предписывает в 2008 году при расчете нормативов финансовых затрат на содержание одного воспитанника государственного детского сада применение индексов, учитывающих рост заработной платы и других расходов, причем в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития Москвы, утвержденными в июле 2007 года. То есть городская власть разрешает Департаменту образования при планировании расходов на содержание подведомственных учреждений применять поправочные коэффициенты.
Для дошкольных образовательных учреждений всех видов с числом детей до 100 человек включительно – до 1,2.
Для детских садов комбинированного вида, имеющих в своем составе большее количество групп компенсирующего вида, чем количество групп общеразвивающего вида, – до 1,3.
Для ДОУ всех видов, расположенных в двух и более зданиях, в том числе нетиповой постройки, – до 1,2.
Для ДОУ всех видов, оснащенных высокотехнологичным оборудованием: компьютерным, медицинским, спортивно-оздоровительным, требующим обслуживания высококвалифицированными специалистами, – до 1,2.
Для ДОУ всех видов, имеющих в своем составе структурные подразделения: лекотека, служба ранней помощи, – до 1,4.
Для ДОУ всех видов, имеющих в своем составе структурные подразделения: центр игровой поддержки, «Домашний детский сад», «Семейный детский сад», консультативный пункт и др., – до 1,3.
Для ДОУ всех видов, имеющих на своей базе экспериментальную площадку, – до 1,2.
Для ДОУ всех видов, имеющих за предыдущий год показатель «число дней функционирования» свыше 170, – до 1,2.
Для ДОУ всех видов, в штате которых более 40 процентов педагогического состава имеют высшую квалификационную категорию, удостоены почетных званий, а также педагогические работники из числа молодых специалистов, совмещающие работу с обучением в вузах, – до 1,1.
Что все это значит? Прежде всего то, что для определения заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений должны применяться соответствующие коэффициенты. Базовая часть оплаты труда работников ДОУ рассчитывается на основании Единой тарифной сетки и тарифных коэффициентов. С 1 мая 2008 года приказом Департамента образования тарифная ставка первого разряда ЕТС была установлена в размере 4180 рублей. В результате картина заработной платы складывалась так: от ставки первого разряда в 4180 рублей оплата увеличивалась до 18810 к 18-му разряду. С 1 сентября ставки увеличились на 20 процентов, соответственно на 20 процентов увеличилась и зарплата.
Комментарии