Москва стала своеобразным центром проведения тематических массовых мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Несколько мероприятий состоялось при поддержке региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников».
В школе №1251 с углубленным изучением французского языка имени генерала Шарля де Голля силами учителей-словесников и школьных библиотекарей состоялась неделя литературы «Недаром помнит вся Россия…», посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Прекрасно подобрано название недели, ибо исподволь оно готовит будущих выпускников к декабрьскому сочинению (напомним, что одно из тематических направлений на предстоящем сочинении будет звучать именно так). Не менее значим и девиз предметной недели: «От Года культуры – к Году литературы». В рамках недели прошли мероприятия, в которых могли принять участие ребята всех возрастных групп, а также их родители, что немаловажно в современном образовательном процессе. Особенно отмечу открытые уроки внеклассного чтения, внутришкольный конкурс сочинений-эссе «Мой Лермонтов», книжную выставку «Перечитывая Лермонтова», библиотечный конкурс художественного чтения, инсценировок стихотворений и отрывков из произведений Лермонтова, музыкальных номеров «Нам дороги его творенья…», викторину «Что мы знаем о Лермонтове?», межведомственный конкурс иллюстраций к произведениям Лермонтова, торжественную костюмированную встречу учащихся и учителей в день рождения поэта (каждый класс принес один цветок в вазу перед портретом поэта, в фойе звучала классическая музыка), флешмобы «Три минуты для любимых строк…» (чтение любимых стихов в начале каждого урока в течение дня), «Танцуем вальс» (под музыку А. Хачатуряна из к/ф «Маскарад»). Готовясь к Лермонтовским чтениям «К нам Лермонтов сходит, презрев времена…», учащиеся 9-11-х классов самостоятельно выбирали темы для выступлений, формировали оргкомитет будущей ученической конференции, занимались тиражированием печатной продукции, созданием макетов, всех презентационных материалов. Учителю отвели миссию консультанта, дистанцированного от деятельности как таковой. Доверие к ученикам, их самостоятельность и самодеятельность педагогический коллектив школы поставил во главу угла и тем самым в полной мере продемонстрировал реализацию системно-деятельностного подхода, заявленного в новых стандартах образования. Одни учащиеся углубились в факты биографии поэта, загадки его неординарной и очень противоречивой личности, другие с интересом анализировали творческое наследие художника слова в том или ином аспекте. Независимыми экспертами на Лермонтовских чтениях стали известные лермонтоведы – Александр Галкин, Антонина Грек. По итогам недели состоялся финальный гала-концерт, на котором были отмечены победители конкурсов и активные участники мероприятий. Кроме того, был показан фильм о проведении общешкольной недели литературы, посвященной М.Ю.Лермонтову, а также презентован альманах «Наш Лермонтов» (по материалам недели).Другим значимым событием стал литературный квест по лермонтовским местам Москвы, базовой образовательной организацией для проведения квеста стал московский лицей №1524. Литературный квест был задуман как своеобразная прогулка по лермонтовской Москве, по основным местам, имеющим прямое или косвенное отношение к биографии автора. Еще одна важная тема квеста – Москва в произведениях писателя: Лермонтов не случайно сделал Первопрестольную местом действия ряда своих поэм и романов.Предварительно школы – участницы квеста должны были выполнить проектные работы по теме «Виртуальная экскурсия «Лермонтовские места России». Таким образом, движение тематики от заочного тура к очному было в направлении от общего к частному (от лермонтовской России к лермонтовской Москве). Жюри определило те образовательные организации, которые могут принять участие в очном состязании, например, в квесте, прошедшем в лицее №1524, приняли участие шесть школьных команд. Каждая команда включала в свой состав по шесть учащихся (8-10-е классы). После приветственного слова ведущей команды должны были в течение 60 минут пройти через 6 станций: «Архив», «Галерея», «Москва», «Тарханы», «Кавказ», «Тамань», расположенных в разных уголках школьного здания. На каждой остановке школьников ожидали разные учебные задания: «Восстановите тест школьного сочинения Лермонтова, используя приведенные ниже названия значимых мест и сооружений Москвы»; «Установите соответствие между фотографией и фрагментом из романа «Герой нашего времени»; «Представлены фотографии, сделанные в музее М.Ю.Лермонтова в Тамани. Какие фотографии попали в этот набор ошибочно? Объясните ваш выбор». Ребята достойно прошли через испытания, много нового узнали о жизни и творчестве великого российского поэта, приобрели то, что в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и называется универсальными учебными действиями. Победу в игре одержала команда лицея № 1524 (I корпус) в следующем составе: Кривоносова Дарья (10-й «А») – капитан команды, Становенков Алексей (8-й «А»), Замятина Виктория (8-й «В»), Афонина Александра (9-й «Б»), Останина Анна (9-й «Г»), Прохина Анна (10-й «Г»). Поздравляем победителей – юных лермонтоведов!Выражаем искреннюю признательность директору лицея № 1524 Хромовой Татьяне Владимировне за помощь в организации и проведении мероприятия, а также за подготовку команды победителей.Полагаем, что игра состоялась в полном смысле этого слова. Технология ее проведения будет представлена для широкого круга учителей на сайте Всероссийской ассоциации учителей-словесников учитель-словесник.рф.Итак, юбилей М.Ю. Лермонтова уже позади. Это печально. Но отрадно то, что благодаря юбилейным мероприятиям методическая копилка московского учительства пополнилась новыми организационными формами, которые Ассоциация учителей русского языка и литературы рекомендует коллегам взять на вооружение в своей педагогической деятельности.Роман ДОЩИНСКИЙ, председатель РОО НАС, член Общественной палаты РФ
Комментарии