search
main
0

“Нецензурная” музыка в Америке – миф или реальность?

Трудно найти слово, вызывающее у американских музыкантов большее раздражение, чем “музыкальная цензура”. Юридически в США вообще не существует такого понятия. И в то же время многие исполнители на каждом углу вопят о нарушении своих конституционных прав, заявляя, что подвергаются цензуре со стороны радиостанций, различных общественных и религиозных организаций, магазинов и даже звукозаписывающих компаний. В чем разгадка этого парадокса?
Действительно, первая поправка к конституции США запрещает препятствовать свободному выражению мнения по любому поводу: “Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб”. Однако речь в ней идет именно о вмешательстве со стороны государственных чиновников или государственных служб, и ни слова не говорится об общественных и религиозных организациях, цензурная деятельность которых является абсолютно не противоречащей основному закону страны. Впрочем, там, где дело касается соблюдения принятых в обществе норм приличия, вмешательство государственной цензуры вполне допустимо.
То, что в Америке обычно называется “музыкальной цензурой”, имеет отношение не к качеству музыкального материала, иначе группы типа Bon Jovi давно исчезли бы с музыкального небосвода, а к содержанию текстов песен и художественному оформлению пластинок. Ни правительство, ни суды не могут заставить магазины не торговать теми или иными записями, торговцы сами вырабатывают некие критерии “приличия”, которым и стараются следовать. В такой ситуации цензор, естественно, руководствуется только своими собственными понятиями допустимого и при этом оправдывает свою деятельность тем, что право общества на самозащиту является несравненно более важным, чем право певца на самовыражение. Цензор борется с непристойностью, а отнюдь не с музыкой.
Начиная с 50-х годов музыкальная цензура эволюционировала вместе с рок-н-роллом. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько музыкантов, начиная от Билли Холидея и Элвиса Пресли до группы The Beatles и Rolling Stones и, далее, до Осборна и Керта Кобейна прошли через ее безжалостные жернова. Приведенный ниже список наиболее громких “побед”, одержанных музыкальной цензурой в Америке, дает возможность составить хотя бы примерное представление о ее деятельности…

1954
Руфь Томпсон, член конгресса, представила законопроект, согласно которому распространение песен порнографического содержания, каралось пятью годами тюрьмы и штрафом в 5000 долларов.

1955
Чикагская радиостанция получила 15 тысяч писем, авторами которых были в основном подростки, выражавшие негодование появлением в ее передачах записей “черной” музыки. Руководство станции пообещало подвергать строгой цензуре всю “сомнительную” музыку, особенно написанную в стиле ритм-энд-блюз.

1956
Радио АВС запретило всем своим станциям передавать песню Билли Холидея “Love For Sale” (“Любовь на продажу”) из-за ее “неприличной” тематики. Та же радиостанция заставила Кола Портера заменить строчку одной из его песен “Я не получаю удовольствия от кокаина” на более нейтральное “Мне прислали из Испании духи”.
1957
Продюсеры шоу Эда Салливэна предупредили съемочную группу, что Элвиса Пресли можно снимать только выше талии – исполняемый им танец был сочтен непристойным.
Рок-н-ролл запрещен для прослушивания во всех католических школах Чикагской епархии под тем предлогом, что “первобытные ритмы” побуждают молодежь “вести себя легкомысленно”.

1965
Многие радиостанции прекратили передачу песни группы “Роллинг Стоунз” “I Can Get No Satisfaction” после многочисленных жалоб, что песня является “сексуально агрессивной”.

1966
В марте Джон Леннон заявил, что группа The Beatles более популярна среди подростков, чем Иисус Христос. В ответ по всей Америке прокатилась волна уничтожения пластинок группы, радиостанции одна за другой прекращали передачу ее записей. В июне The Beatles выпустила альбом “Yesterday and Today”, на обложке которого участники группы были сфотографированы среди кусков мяса и обезглавленных кукол. Звукозаписывающая компания спешно изъяла пластинку из продажи и заменила ее провокационную обложку невинным снимком группы.

1967
Группа “Роллинг Стоунз” была “допущена” к участию в шоу Эда Салливэна лишь только после того, как Мик Джаггер согласился изменить строчку песни “Let▓s Spend the Night Together” (проведем ночь вдвоем) на менее откровенное “проведем время вместе”. Впрочем, впоследствии Джаггер утверждал, что не дал окончательно “наступить на горло” своей песне и всего лишь неразборчиво промямлил первоначальный текст. К подобной “партизанщине” прибегла группа The Doors, лидер которой, Джимми Моррисон, согласился было убрать из исполняемой ими песни слова “О, выше кайфа не бывает”, однако во время шоу пропел все как есть.

1968
Техасская радиостанция города Эль-Пасо запретила все песни Боба Дилана под предлогом того, что их тексты слишком непонятны. Дирекция испугалась, что в них могут содержаться оскорбительные или непристойные намеки.
В том же году, во время съезда демократической партии в Чикаго, мэр города Ричард Дэли, опасаясь беспорядков, запретил передачу по радио песни группы “Роллинг Стоунз” “Street Fighting Man” (“Уличный драчун”).

1969
Ньюаркская полиция арестовала в аэропорту города 30 тысяч копий альбома Джона Леннона и Йоко Оно “Two Virqins”, на обложке которых исполнители красовались в обнаженном виде. В Чикаго по указанию полиции нравов был закрыт магазин, где была обнаружена эта пластинка. В том же году было задержано распространение альбома “The Volunteers” группы The Jefferson Airplain, поскольку в текстах на обложке альбома пропагандировалось употребление наркотиков и сексуальные излишества.
Более половины американских радиостанций отказались передавать песню “Баллада о Джоне и Йоко”, несмотря на ее статус “сингла номер один”. В тексте песни содержались неподобающие намеки на Иисуса Христа.

1970
Американский президент Ричард Никсон посоветовал радиостанциям хорошенько вчитываться в тексты рок-композиций. По его мнению, все песни, в которых присутствовали хотя бы малейшие намеки на употребление наркотиков, подлежали немедленному запрету.

1971
Власти штата Иллинойс опубликовали список произведений поп-музыки, в которых содержались намеки на употребление наркотиков. В него попали популярная песенка “Puff The Magic Dragon” и композиция группы The Beatles “Yellow Submarine”.

1975
Чарльз Бойкин, баптистский проповедник из Флориды, организовал сожжение пластинок с записями рок-музыки. По его словам, рок-н-ролл являлся “дьявольской музыкой”.

1976
Вслед за серией инцидентов в Англии у группы Sex Pistols возникли проблемы с получением разрешения на проведение турне по США, поскольку чиновники засомневались в эстетической ценности музыки, исполняемой группой. В конце концов Sex Pistols пришлось удовлетвориться кратким турне по стране.

1985
В Вашингтоне была образована самая влиятельная организация, когда-либо занимавшаяся музыкальной цензурой в Америке, – PMRG, позднее переименованная в PMRC. Одним из ее создателей была Типпер Гор, жена Альберта Гора, бывшего в то время сенатором страны. PMRG ставила своей целью заставить звукозаписывающие компании применять при оценке музыкальных произведений систему, аналогичную системе MPAA в кинобизнесе, которая определяла, какой возрастной группе мог быть показан тот или иной фильм.
В результате деятельности организации типа PMRG в Америке создана и по сей день существует система наклеек. Ими отмечается всякая музыкальная продукция, в текстовом материале которой встречаются упоминания о сексе, наркотиках, насилии и прочих сомнительных темах. Хотя изобретатели системы утверждали, что ее использование вовсе не означает введения музыкальной цензуры, “эффект наклейки” сказался почти сразу. Опасаясь обвинений в распространении непристойностей, крупные магазины либо отказывались от пластинок с наклейками, либо запрещали продавать их лицам моложе 18 лет. Целые музыкальные направления, например хэви-метал и рэп, вообще исчезли с прилавков многих магазинов. Некоторые звукозаписывающие компании выпускали две версии пластинок с наклейками: одну в авторском варианте, другую – в “скорректированном” виде или даже с купюрами.

1987
Родители покончившего с собой 19-летнего юноши подали в суд на “звезду” хэви-метал Осборна. Они считали, что именно песня “Suicide Solution” (“Самоубийственное решение”), которую их сын слушал незадолго перед тем, как совершить самоубийство, подтолкнула его к роковому шагу. Суд, однако, не признал Осборна виновным.

1989
Городской совет Новой Иберии, штат Луизиана, принял решение, согласно которому запрещалось продавать пластинки, попадавшие в категорию “порнографическая музыка”, лицам моложе 17 лет. Нарушение каралось двухмесячным штрафом в 500 долларов.
После того как американский певец Кэт Стивенс одобрил вынесенный Ираном смертный приговор писателю Салману Рушди, многие радиостанции отказались передавать его песни. Ведущий ток-шоу телеканала KFI Том Лейкис публично сжег пластинку с его записями.

1990
Члены рэп-группы N.W.A получили от ФБР письмо, где говорилось о недопустимости появления песен вроде “Fuck The Police”. Обращение было поддержано многочисленными общественными группами по всей стране.
В том же году большое жюри (расширенная коллегия присяжных) штата Флорида издало вердикт, согласно которому тексты четырех рэп-альбомов являлись непристойными. Записи были спешно изъяты из продажи.
Родственники двух молодых людей подали в суд на “металлическую” группу Judas Priest. По их мнению, некое “зашифрованное сообщение”, содержавшееся в песне “Stained Class”, побудило юношей избить и задушить мать одного из них, в обнаженном виде разгуливать по городу и грабить прохожих.
В середине 90-х годов в Америке появились сети крупных “семейных” магазинов, которые стали главными распространителями продукции звукозаписывающих компаний. Если дирекция этих магазинов считала, что тексты или оформление какого-либо альбома попадают в разряд “неподобающих”, это фактически перечеркивало все надежды его создателей на успех. Группы вроде Nirvana, Jane▓s Addiction, Beck, White Zombie и другие нередко меняли оформление альбома ради того лишь, чтобы угодить вкусам владельцев “семейных” магазинов. Когда же этого казалось мало, магазины просто отказывались продавать те или иные записи.

1997
Джон Грант, один из законодателей штата Флорида, добился сокращения финансирования общественной радиостанции WMNF на 104 тыс.долларов. По мнению Гранта, некоторые заявления радиостанции не соответствовали ее статусу общественной. “Крамолой”, в частности, оказались похвалы в адрес Керта Кобейна и передача песни протеста “Wasteland”, исполненной “металлистом” Айрисом ДеМентом (в ней, в частности, были такие слова: “Начальство гребет в 200 раз больше простых работяг/Но попробуй прищучить их – сразу получишь под зад”).
В том же году законодатели Техаса издали закон, запрещающий государственным пенсионным фондам вкладывать деньги в компании звукозаписи, в чьей музыке “пропагандируется, смакуется или подробно описывается” насилие, жестокость или унижение женщин. Причиной тому стало то, что пенсионный фонд штата Техас вложил в звукозаписывающую фирму Seagram свыше 7 млн.долларов.
Группа Prodigy, играющая техно-рок, с удивлением обнаружила, что ее новый сингл “Smack My Bitch Up” отвергнут сетями магазинов K-Mart и Wal-Mart. За полгода до выхода сингла альбом, в который вошла эта песня, те же магазины успели продать в количестве 150 тыс. экземпляров, не получив при этом ни одной жалобы.

1998
Арестован рэппер Шоун Томас, более известный как Си-Бо. В начале 1997 года он был отпущен под честное слово после того, как провел девять месяцев в тюрьме за нарушение закона об огнестрельном оружии. Одним из условий освобождения Си-Бо явилось его обещание “не предпринимать каких-либо действий, посредством которых воспевается образ жизни в банде, преступное поведение и/или насилие, направленное против сил правопорядка”. Через несколько месяцев после выхода на свободу Си-Бо выпустил новый альбом, в одной из песен которого высказывалось более чем критическое отношение к системе исправительных учреждений штата Калифорния. Буквально через несколько дней после выхода альбома Си-Бо был арестован и обвинен в нарушении условий досрочного освобождения. А чтобы окончательно упечь Си-Бо за решетку, власти добавили ему обвинение еще по девяти пунктам.
Итак, музыкальная цензура в США не только существует, но и, как видно из вышеприведенного списка, весьма активна. Более того, она безжалостно применяется при всякой угрозе нравственным и социальным устоям американского общества и способна мобилизовать широкие общественные слои в свою поддержку. Остается лишь мечтать о том времени, когда и наши общественные деятели станут не только радеть о свободе слова в России, но и о том, чтобы эта свобода не трактовалась как вседозволенность. Какими качествами необходимо обладать, чтобы уметь отличать одно от другого да еще учитывать при этом культурные и исторические особенности – это уже другая тема.

Андрей КУЗЬМЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте