Современный школьник имеет ряд преимуществ перед предыдущими поколениями. Среди них возможность получить профильное образование и сделать осознанный предпрофессиональный выбор со школьной скамьи. На примере проекта «Кадетский класс в московской школе» в направлении «Государственное и муниципальное управление» Президентской академии можно отследить важные этапы предпрофессиональных проб, проанализировать процесс включения в академический формат подготовки. О том, как происходит важный процесс выбора, рассказывает доцент кафедры государственного управления и национальной безопасности ИПиНБ РАНХиГС кандидат исторических наук, доцент Андрей КУКАРЕКА.
– Андрей Николаевич, каковы преимущества профильного кадетского образования при выборе профессиональной деятельности, в частности в области государственного и муниципального управления?
– Следует отметить, что школьникам мы даем объяснение таких важных общественных институтов, как государство, страна, власть. Слова всем известны, но многие понимают их по-разному. Важно остановиться на их интерпретации, адаптировав для подросткового понимания. Мы даем объяснение данных понятий, чтобы у школьника сформировалось представление о государственной деятельности. В настоящий момент, когда в профильных кадетских классах вводятся основы государственного и муниципального управления, мы стараемся, чтобы ученики таких классов видели перспективу образования для себя. Осознавая себя как часть большой государственной системы, школьник уже по-иному видит свою роль и результаты деятельности. Он понимает, что любой проект должен иметь социально значимый результат не только для профессионала, но и для окружающих людей. Речь идет о государственном мышлении, о месте различных профессий в общем глобальном устройстве. Это нечто большее, чем только отдельно взятое дело. Мы ориентируем ребят представлять частное в масштабах государства, выбирая дело своей жизни.
– В истории кадетского образования есть система подготовки, комплекс предметов, берущий начало с античного образования как синтез наук и искусств. Например, иностранные языки, история, география, математические дисциплины и обязательно эстетический цикл. Какие предметы, как вам видится, важны сегодня?
– В любом военном образовании одним из основных направлений является физическая подготовка (такие дисциплины, как бег, легкая атлетика, лыжи). Кроме того, существуют виды спорта, которые по-своему формируют реакцию, ловкость, смелость, смекалку. К ним, например, относится фехтование.
Еще в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона мы находим описание процесса и роли фехтования. Оно предполагает владение холодным оружием, умение наносить удар, но по джентельменским правилам. Сегодня чаще встречается стрельба, но не всегда школьник осознает ответственность, знает оружие. Конный спорт, к сожалению, не востребован. А вот хореографические занятия необходимы. Они развивают в духовном и эстетическом направлениях. Умение управлять телом, изящество движений в сочетании с правилами хорошего тона, знанием этикета, уважением и чувством такта – очень важный элемент общего развития. Значима и музыкальная подготовка. Очень полезными были бы и музыкальные занятия, в первую очередь пение хором. Музыкально-хоровые упражнения учат не только слушать и слышать друг друга, но и слаженно взаимодействовать в группе (коллективе), дают ощущение понимания места, своей роли (исполняемой партии) в общем звучании. Единение – особое сплачивающее чувство. Кроме того, хоровое исполнение дает возможность проявлять себя на публике, то есть в обществе. Если говорить о школьных предметах, то я бы выделил особую роль физики. Физика – это не просто набор сухих формул. Это инструмент представления о движении окружающего мира. Велико также значение логики в практическом ее применении. Если физика показывает, то логика выстраивает.
– Профильные кадетские классы РАНХиГС могут дать представление о профессии будущего? Государственная служба – это романтика или ремесло?
– Сложно разделить понятия романтики и ремесла. Ремесло в переносном смысле – обыденное, повседневное и рутинное дело, которое дает впоследствии мастерство. Без него не действует романтика. Чтобы осуществить свою романтическую мечту, нужно системно учиться, работать каждый день.
– Тезис «Я хочу быть…» должен быть осознанным. Когда этот вопрос актуален?
– Тогда, когда с ребенком занимаются этим вопросом. Говорят, обсуждают, дают попробовать, посмотреть. Как у Владимира Маяковского в стихотворении «Кем быть?» – «пусть меня научат». Думаю, что выбор можно осуществлять уже в среднем школьном возрасте, в 7‑м или 8‑м классе, а думать об этом стоит с 1‑го класса.
– Важна ли мечта в выборе будущей профессии? Как это понять школьнику?
– Обязательно. Мечта не просто возникает. Появляется образ ранее неизвестного, но интересного. В зависимости от кругозора ребенок видит себя кем-либо, у него складывается представление о себе в мире. А вот интерес появляется уже позже появившегося образа (мечты). Образ можно стимулировать, показывая успешных людей – профессионалов, сам процесс деятельности. Например, образ Юрия Гагарина был притягателен для многих поколений.
– Можно ли говорить о призвании в области управления в школьном возрасте? На ваш взгляд, когда и как оно зарождается?
– Склонности мы видим даже в детском саду, в дальнейшем лидерские качества развиваются в поручениях, спортивной деятельности и преобразуются в организаторские способности, а энергичность и ответственность порождают управленческие достижения.
– Государственная служба и военное образование. Мы знаем примеры известных государственных деятелей. С чего начать карьеру ученику кадетского класса?
– Начинать следует с военного образования. Военная карьера с самого начала формирует умение выполнять поставленные задачи, работать по правилам, брать на себя ответственность. Когда человек отслужил, то идет переквалификация (чаще государственного характера).
– Стоит ли выбрать профессию на всю жизнь и развиваться в ней? Или следует менять траекторию профессионального движения в зависимости от жизненной ситуации?
– Оба варианта работают. Все зависит от человека, его окружения, желания проявить себя. Например, военнослужащий заканчивает службу и может переквалифицироваться в государственного служащего.
– Какими личными качествами необходимо обладать, чтобы быть государственным деятелем? Важнее личные качества или жизненный опыт?
– И то и другое. Например, сентиментальный и чувствительный человек вряд ли сможет руководить, это человек искусства. Для управления (тем более на государственном уровне) необходимы такие компетенции, как умения четко формулировать задачи, потребовать их выполнения, разумно поощрить за выполненную работу, а иногда и правильно взыскать за нарушение. Кроме того, государственный деятель сталкивается с ситуациями, когда нужно переступить через себя ради дела. Важны авторитет, способность брать на себя ответственность и, конечно же, образованность и стремление обучаться в течение всей жизни.
– Кого вы ждете у себя на программах обучения?
– Целеустремленных и трудолюбивых людей, стремящихся преобразовать этот мир к лучшему.
Елена УЛУНЯН, ведущий сотрудник Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС, победитель гранта Москвы 2008, психолог-эксперт
Комментарии