search
main
0

Небо в чашечке цветка

«Мы рады вам всегда!» На большом снимке – улыбающиеся лица сотрудников детского сада №1775. Так вот как, оказывается, выглядят победители городского конкурса «Детский сад года-2005». Впрочем, к этому званию они шли долгие годы. Представьте, вы открываете калитку и попадаете в сказку. Даже несмотря на хмурую позднюю осень, которая загостилась в столице, разноцветье территории впечатляет. Радует глаз зеленая лужайка с ухоженной травой, причудливо свисают вишневые плети какого-то экзотического растения. На асфальте – желтая цепочка детских следов. Она ведет прямо к порогу.

Поднимаюсь на второй этаж. Хозяйка этого радушного дома – Людмила Михайловна Сафро. В кабинете не одна.

– У меня день рождения, – объясняет кроха с бантом на голове. – Праздник будет. Пойдемте.

Но на праздник мы не успели. Экскурсия по зданию заняла немало времени. Людмила Михайловна Сафро, отличник просвещения, заслуженный учитель РФ, о каждом из встреченных сотрудников рассказывала подробно, увлеченно. Да и мне самой многое было в диковинку.

– Это лаборатория, где проводятся исследовательские работы, – серьезно поясняет Людмила Михайловна. – Какая у вас была тема?

– Вода и ее свойства, – отвечает Людмила Павловна Ладёхина, педагог дополнительного образования. Она ведет у малышей экологию. На столиках пробирки, стаканы с водой. Юные исследователи выясняли, растворяются ли в воде соль, сахар, песок.

– А это мы оставили на следующее занятие. – Людмила Павловна показывает стакан с веткой в соленом растворе. – Видите, уже кристаллики образуются. Будем делать выводы.

Надо же, все взрослые в чем-то очень похожи на детей. Умеют удивляться, восхищаться и радоваться самым простым открытиям. Наверное, так и должно быть в детском саду, где приоритетом стало интеллектуальное развитие дошкольников. Говорят, талант – это способность сохранять детство, детскую интуицию. Значит, мне повезло – вокруг одни таланты. И уже меня не удивляет малыш, не желающий уходить домой. «Ну еще маленечко побуду», – уговаривает он маму. Да что малыш. Бывает, что сюда заглядывают частенько ученики начальных классов, бывшие выпускники. «Можно поработать с материалом?» – просятся они.

Уже 14 лет детский сад работает по методике Монтессори. В каждой группе есть соответствующий класс. «Учительская газета» в свое время много рассказывала об этой удивительной методике, направленной на развитие творческих способностей и возможностей каждого ребенка. Однако несмотря на все достоинства этой методики, она не становится массовой. «Почему?» – поинтересовалась я у Сафро. Людмила Михайловна пожала плечами: «Материал-то дорогостоящий, когда мы начинали, то все «оборудование» стоило шесть тысяч долларов. А сейчас даже не знаю…»

А может, причина не только в дороговизне? Во всяком случае, этот вопрос так и вертелся у меня на языке, когда я знакомилась с увлеченными педагогами этого необычного дома Детства. Не в каждом учреждении взрослые готовы «перестроить» себя.

– Мы идем за ребенком, у нас прежде всего его интересы, – говорила мне методист Надежда Васильевна Жирякова. – Было сложно это принять, ведь нас учили иначе. Авторитет педагога, дисциплина и так далее… Но как это прекрасно, что ребенок учится с радостью, с увлечением добывая все знания из окружающей среды. А наша задача – создать развивающую среду.

– Недавно я услышала от одного папы такое признание, – подхватывает Людмила Михайловна. – Он был поражен, откуда их Катюша знает многие флаги зарубежных стран. «Я сам, бывало, путаю, вспоминаю, – признавался отец, – а Катюшка без запинки тараторит – это итальянский, это французский, польский…

Еще бы Катюшке не знать, коль с детьми занимаются страноведением. А флаги, вот они, правда, маленькие на подставках, стоят в просторном классе.

– Уже стало традицией в коллективе, что из каждой поездки взрослые обязательно что-нибудь да привезут и добавят к той самой «развивающей среде». Пример берут со своего лидера.

Людмила Михайловна умудрилась из Франции вывезти Эйфелеву башню, из Италии – Пизанскую башню, из Англии – Биг-Бен… Правда, все сувенирные изделия невелики, уместились на стеллажах. А вот большой флюгер, приглянувшийся Сафро в одной из поездок, пришлось разместить на участке.

– А домашние вас не укоряют, мол, такую тяжесть, как флюгер, везете? – не выдержала я. – Да что вы? – рассмеялась озорно Людмила Михайловна. – Они меня понимают, разделяют мои восторги и радости. А меня греет ребячья радость. Как они довольны бывают! В радость Людмиле Михайловне и занятия в русской избе. (Детский сад взял «на вооружение» программу «Истоки».) У каждого предмета в горнице своя особая история, которая хозяйке хорошо знакома. Как и секреты многих рукоделий. Еще Людмила Михайловна – мастерица на выдумки. С ее легкой руки прижились различные конкурсы, в которые вовлечены и дети, и родители.

В русской избе в ряд выстроились куклы в нарядных народных костюмах.

– Я побывала на Вологодчине и влюбилась в их куклы, – рассказывает Людмила Михайловна. – Делают их из льна. Я привезла его целый тюк. И началось у нас состязание, чья кукла будет лучше. Знаете, как все увлеклись, столько создали красавиц. Пришлось выбирать. А как это мы делали? Каждому ребенку дали по три бумажных цветка. Красный положить в конвертик кукле, которая больше понравится, синий – той, которая просто симпатична, а зеленым отметить ту, что чем-то приглянулась. Вот так и выбрали…

Конкурс на лучшую летнюю шляпку, состязание «Игрушки из пластиковых бутылок», игрушки-погремушки… Да каких только состязаний не придумают здесь! Все-то делают с задором, с удовольствием.

– А как же! – удивляется хозяйка. – Коллектив отзывчив на любую инициативу. Нужно, к примеру, две с половиной тысячи тюльпанов высадить – все идем копать. Зато участком нашем все жители Ясенева любуются. Работаем по программе «Наш дом – природа».

Научить «видеть небо в чашечке цветка» можно каждого. Но начинать надо с детства. Я побывала вместе с детьми в Оптическом театре. (Никогда не знала, что существует такой.) Благодаря хорошей оптике можно увеличить на весь экран росинку, стекающую по былинке, заглянуть в глаза муравью. Представляете, под музыку, сидя на мягких подушках, мы вглядывались в красоту окружающего мира. И это в наш век клипов и мельтешения!

Кстати, выпускников детского сада замечают во всех школах. У них красивый почерк, абсолютно у всех, сказываются регулярные занятия, развивающие моторику пальцев. Во-вторых, питомцы сада-лауреата умеют доводить любое начатое дело до конца. А это, согласитесь, – залог успеха.

NB!

Адрес ГОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1775»: 117588, Москва,

ул. Тарусская, д. 6, корпус 2. Телефон: 425-92-00.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте