search
main
0

Небесный тихоход

В редком селе есть свой самолет

К винтокрылой машине подбежал мальчишка, и пилоты усадили его в кабину. На свою, как оказалось, беду! Потому что потом никак выцарапать его оттуда не могли.

Вот так, наверное, и зародилась у Петра Дьяченко страсть к небу и полетам. Сейчас ему сорок шесть, живет он в дальнем степном селе Селивановке, преподает в местной малокомплектной школе-восьмилетке труд и черчение. Одновременно является владельцем и пилотом собственного самолета ЯК-12, по нашим безденежным временам это иначе как чудом из чудес и назвать трудно. Особенно если учесть, что Петр Витальевич, вовсе не богач и что в названной Селивановке едва ли наберется тысяча жителей. Однако факт остается фактом. Так откуда же он взялся, этот самолет?

…Поскольку упрямая мечта о небе и полетах мальчишку никак не хотела оставлять, он, окончив школу, поступил в военное авиационное училище, окончить которое, однако, ему не довелось по не зависящим, как говорится, от самого человека обстоятельствам. Потом – автодорожный институт. Стал солидным специалистом по двигателям внутреннего сгорания. Обосновался на жительство в небольшом ставропольском райцентре Зеленокумске и… соорудил самолет! Представьте, собственными руками, в примитивном сарайчике соорудил. Правда, был тот самолет ╚прост, как правда╩ – даже пилотская кабина отсутствовала, а мотоциклетный мотор стоял над самой головой летчика.

К сожалению, ╚Буратино╩ – так назвал свое тканево-деревянное создание Дьяченко – прожил недолго. Один восхищенный его внешним видом знакомый попросил разрешения прокатиться по полю импровизированного аэродрома. Пришлось скрепя сердце дать согласие, строго-настрого предупредив, что нельзя развивать скорость свыше сорока километров – машина взлетит. Усевшись на место пилота, донельзя довольный знакомый нажал на газ и… скорость взлета была достигнута, самолет поднялся и тут же врезался в одиноко стоящий тополь. Горе-пилот отделался легким испугом и синяками, а ╚Буратино╩ прекратил свое существование. Его владелец зато понял: надо строить другой самолет – красивый, надежный и прочный. Надо – и весь разговор! И вот тут – пусть простит автора Петр Витальевич за столь важную подробность из его биографии – произошел в его жизни крутой поворот. А именно: жена произнесла всем известное женское ╚или-или╩. Выбирай, дескать, или я, или твои сумасшедшие самолеты, на которые ты тратишь силы, время и, самое главное, деньги! Дьяченко выбрал самолеты. Пришлось, оставив все добро и квартиру жене, перебираться на житье в Селивановку, долго обустраиваться на новом месте. Только много позже создал он там курсы любителей авиации, на которых среди восторженных поклонников всего, что только летает, встретил Светлану. Сейчас она – в той же школе библиотекарь, дочери восемь лет и, слава Богу, живут дружно.

Но, кажется, мы ушли от самих самолетов несколько в сторону. Второй под умелыми руками Петра тоже появился на свет. Вместе с появившимся энтузиастом и помощником, преподавателем все той же сельской школы Альбертом Вартаняном. Последний руководит в школе авиамодельным кружком, в котором занимаются 77 мальчишек и девчонок, что составляет ровно половину всего ее ╚наличного состава╩. Вот вечерами и ночами, опять-таки в сарае, с помощью школьников и создавали они самолет собственной конструкции. Но полетать на нем так и не пришлось – не нашли подходящего двигателя: за него требовали разного рода ╚темные╩ личности огромные деньги.

И опять пошло время. Как-то, съездив в отпуск к родным в один из городов нынешнего ╚ближнего зарубежья╩, Альберт привез потрясающую весть: под забором местного аэроклуба валяется самолет ЯК-12, который можно взять и восстановить. Петр уже на следующий день – на поезд и в дорогу. До пункта назначения пришлось добираться еще и на попутной машине. По дороге два ╚милых водителя╩, приставив к голове пассажира пистолет, забрали у него все, что могли, – деньги, паспорт, даже шарф и шапку, несмотря на суровую и метельную зиму. Но, разумеется, все это – лишь детали, не имеющие прямого отношения к делу.

Зато самое прямое к нему отношение имеют те железки, рваные куски гнилого перкаля, которые когда-то и вправду были самолетом, а теперь скорбно валялись под аэроклубовским забором. Выкапывать их из мерзлой земли пришлось с помощью лопаты и лома. Многих деталей не оказалось вовсе. О характере груза свидетельствует хотя бы такой случай. По дороге на Ставрополь машину остановил гаишник. Заглянул в кузов – и глаза вытаращил:

– Что это ты за барахло такое везешь, дорогой?

– …Вообще-то я сам – профессиональный военный летчик, – рассказывает сегодня директор Зеленокумского маслосырзавода, майор в отставке, летавший в небе не только России, но Европы и Арабского Востока, Владимир Васильевич Разгуляев, – но когда увидел то, что привез Дьяченко, только засмеялся: неужели, думаю, этот наивный человек надеется сделать из этого бесформенного груза не только самолет, а хотя бы простую сенокосилку? Но, как сами видите, я ошибся…

Между прочим, это как раз Разгуляев дал тогда Петру машину для того, чтобы привезти самолет, вернее, скорбные его останки. А сегодня он стал главным консультантом Дьяченко в делах воздушных. Еще раньше помог раздобыть кое-какие чертежи, по которым вручную, опять-таки в сарае, изготовили Петр с Альбертом великое множество недостающих деталей. Склепали даже крылья (без малого полторы тысячи заклепок поставили на каждое!). А сколько пришлось помучиться с двигателем!

Но как бы то ни было, а два года почти что каторжных работ все-таки увенчались успехом – самолет полетел! И исправно летает, когда в том возникает необходимость. Потолок полета – до 5000 метров, дальность – до 500 километров, скорость – до 150 километров в час, размах крыльев – 12,6 метра. Периодически самолет ╚выполняет╩ задания районных властей – разбрасывает листовки в праздничные дни над Зеленокумском.

– Вообще-то мы с Альбертом на Северном Кавказе в своем увлечении не одиноки, – говорит Петр Витальевич. – Я лично знаю больше двадцати человек, создающих своими руками летательные аппараты. Многие из них приезжали смотреть и на нашу работу, удивлялись. А односельчане наконец перестали называть меня чудаком да крутить пальцами у виска, показывая на меня прохожим…

Юрий ХРИСТИНИН

Ставропольский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте