“Пластилиновая война” – называли в войсках события на Северном Кавказе из-за непролазной грязи. “Туманная война” – это уже изречение вертолетчиков Объединенной группировки. Там погодные условия далеко не всегда способствовали, а если точнее, очень часто препятствовали выполнению и без того непростых боевых задач. Тем не менее не перевелись среди летающей братии “самородки”, способные, что называется на ощупь, в условиях нулевой видимости, выполнить любое задание.
Майор Александр Дзюба- вертолетчик от Бога. Налет часов такой, что его соратникам по профессии и не снился. Александр бороздил пятый океан в Афгане, Анголе. Все “горячие точки” страны воздушными маршрутами прошел вдоль и поперек вместе с экипажем и винтокрылым другом.
А какие только задачи ни приходилось выполнять! Участие в разведывательных и спецназовских операциях, сопровождение представителей миссий ООН, транспортировка высоких армейских комиссий и журналистов – таков их далеко не полный перечень.
Вот почему с начала этой “туманной войны” самые ответственные или опасные задачи поручали экипажу Дзюбы. Руководство учитывало его командирский первый класс, богатейший практический опыт вертолетовождения и великолепные знания возможностей своей машины. Реальности боевой работы подтверждали это.
…Когда группа спецназовцев во время ночного рейда наткнулась на раскинутый в ущелье бивуак бандитов, решение у ее командира созрело мгновенно. Используя внезапность, бойцы вмиг нейтрализовали всю шайку, хотя бой был довольно-таки жестким. Никто из “духов” так и не смог уйти. С нашей стороны был всего один “трехсотый” (раненый), которому требовалась незамедлительная помощь. Ситуация осложнялась еще и тем, что после схватки и победы в ней нашим ребятам надо было уходить. И чем быстрее, тем лучше. Ведь спецназ “засветился”. А ввязываться в бой с основными силами бандформирования – не прерогатива спецназа. Тем более задачи такой перед ними не ставили.
Сигнал руководителю полетов о срочном вылете экипажа Дзюбы не был для него неожиданным. Такое случается часто. Сомнения были в другом. Аэродром Моздока закрыла сплошная пелена дождя, а в горах, в точке приземления – непроглядный туман. Что делать? Решай, командир…
Дзюба не был бы Дзюбой, если б отказался от полета. Решение принято. Отрыв от полосы, набор высоты сквозь густую облачность, и через полчаса полета в кромешной тьме вертолет Александра Дзюбы уже висел над одним из хребтов Аргунского ущелья, где их ожидали бойцы и раненый.
Вот тут-то и началась настоящая ювелирная работа вертолетчиков. Темнота да еще эта проклятая, обволакивающая со всех сторон кабину молочная пелена не оставляли командиру и “праваку” (правому летчику) никаких шансов на точное приземление.
Винты со свистом рубили в клочья ненавистный туман, раскачивая из стороны в сторону и без того трясущийся вертолет. Ревущую от напряжения машину вместе c правым летчиком “глиссадили” буквально по сантиметрам. Как могли с земли помогали корректировать посадку спецназовцы.
Касания о грунт никто из экипажа не заметил – так филигранно “притер” вертолет майор Дзюба. Бойцы с “двухсотым” загрузились в транспортное чрево машины за считанные минуты. Пока двигатель набирал обороты, Александр успел переброситься парой-тройкой слов с командиром группы. Оказалось, на выручку разгромленной банде ринулись другие “духи”, находящиеся неподалеку, и спецназовцы уже готовились их достойно встречать. В подтверждение этих слов – хлопки выстрелов, которые Дзюба скорей почувствовал, чем услышал, когда, отрываясь от земли, пошли “в набор”. Туман, смертельно “шутивший” с вертолетчиками при посадке, сейчас оказался им на руку.
К аэродрому Моздока подходили вслепую, по приборам. Александр Дзюба заходил на посадку и сажал вертолет по-самолетному, пройдя сигналы дальнего и ближнего привода. Наизусть изученная глиссада снижения вывела машину прямехонько на взлетно-посадочную полосу.
Вот так все вроде буднично, просто. Обычный рядовой вылет в район боевых действий, “немного” усложненный метеоусловиями. И таких “рядовых” вылетов у Александра столько, что можно уже сейчас преспокойно уходить на пенсию и писать мемуары. Но Александр Дзюба не из таких. Нужно готовить новые экипажи для полетов в сложной обстановке. Поэтому майор-вертолетчик и сам летает, и обучает. И как только языки тумана накроют горы, заморосит дождь, снова поднимает в воздух вертолет…
Сергей Балаклеев
Комментарии