Недавно главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов пообещал: «К концу 2006 года в российские ВВС поступит первая партия новых серийных фронтовых бомбардировщиков Су-34». Его слова подтвердили в Новосибирском авиационно-производственном объединении имени Чкалова, которое выпускает эту машину. И в объединенном конструкторском бюро имени Сухого, создавшем ее. У военных летчиков будет праздник. «Тридцатьчетверку» давно заждались в войсках.
Впервые эта машина поднялась в небо еще в апреле 1990-го. Пилотировали ее заслуженные летчики-испытатели Игорь Вотинцев и Евгений Ревунов. Тогда она называлась Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик) и представляла собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя завоевания господства в воздухе Су-27. Предназначалась в первую очередь для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе малоразмерных и подвижных, в тактической и оперативной глубине боевых порядков противника в любых погодных и климатических условиях, днем и ночью. Хотя борьба с воздушными целями новому боевому самолету не возбранялась, это для него должно было стать хобби, а не основной работой на поле боя, как для Су-27.
«Вели» машину главные конструкторы Роллан Мартиросов и Олег Соболев. Генеральный конструктор ОКБ Сухого и руководитель проекта Су-34 Михаил Симонов в то время рассказывали, что новый самолет создавался для отражения нападения на территорию России вражеских войск. Он должен заменить летающие уже около двух десятков лет фронтовые бомбардировщики Су-24, Су-24М, но может также решать другие задачи, в том числе и дальней авиации, для чего в его конструкцию заложены богатейшие возможности.
Какие именно?
Во-первых, у Су-34 неограниченная дальность полета. Естественно, при дозаправке в воздухе. Но даже без нее и без применения дополнительных подвесных топливных баков он пролетает более четырех тысяч км. Ни один аналогичный бомбардировщик на такое не способен. Поэтому «тридцатьчетверку» в считанные часы легко перебросить с одного конца России в другой. Туда, где на границе возникнет критическая ситуация.
Обычно, говорил Симонов, боевой самолет с Дальнего Востока, например, в Таджикистан летит почти неделю. То промежуточный аэродром закрыт из-за непогоды, то топливо не подвезли вовремя, то летчикам не дали возможности отдохнуть, как следует. А теперь все эти трудности никак не повлияют на продолжительность и скорость перелета. Главное достоинство Су-34 – комфортные условия для работы экипажа. Да и отдыха тоже, хотя слово «отдых» во фронтовом бомбардировщике режет ухо знатокам. Тем не менее отдыхать в самолете можно.
Кресла в бронированной кабине летчиков, понятно, катапультные, марки К-36ДМ – стоят не одно за другим, как на других самолетах марки «Су», тем более учебно-боевых «спарках», а тандемом – параллельно друг другу, как в салоне пассажирского Ил-96 или аэробуса А-310. Пилоты (летчик и штурман-оператор) могут встать со своих кресел, размяться, а если захочется, и лечь в проходе между сиденьями, поспать часок-другой, пока бомбардировщик летит на автопилоте и под контролем напарника. Можно налить из термоса борщ или подогреть мясо в микроволновке. Есть в кабине и такое невиданное в подобных самолетах приспособление, как туалет. Словом, не бомбардировщик, а лайнер повышенной комфортности.
Зачем все это?
– Во время испытаний Су-27УБ, – вспоминает Михаил Симонов, – экипаж под командованием Николая Садовникова впервые выполнил экспериментальный беспересадочный перелет по маршруту Москва – Охотское море – Москва, совершил четыре дозаправки в воздухе. Все 16 часов над землей техника работала безотказно, но выбрались летчики из машины с улыбками «квашеного теста». Лица у них были подстать комбинезонам – серо-зелеными. Конечно, воевать после такой дороги они вряд ли смогли бы.
На Су-34 сделано все, чтобы и после многотысячекилометровых перелетов летчики не устали и могли работать над полем боя так, как будто сели в кабину машины всего несколько минут назад. А для эффективной работы в бою у них есть принципиально новая бортовая цифровая ЭВМ, управляющая оружием, другое радиоэлектронное оборудование, кстати, многократно дублированное. Несмотря ни на какие погодные условия, оно точно выведет бомбардировщик в указанный район с точностью до нескольких метров. А 8 тонн самонаводящегося и корректируемого ракетного и бомбового оружия, в том числе и сверхзвукового, способны поразить даже самую хорошо защищенную цель на расстоянии от 250 км до нуля.
Новая машина, которая вскоре поступит в войска, оснащена системой активной безопасности, или, как ее еще называют, системой искусственного интеллекта. Она позволяет совершать боевые маневры и фигуры высшего пилотажа, летать на максимальной скорости у земли (1400 км в час) и на предельно малых высотах, безошибочно следовать рельефу местности, огибать внезапно появляющиеся препятствия, а также достаточно легко преодолевать зоны, защищенные средствами противовоздушной обороны сухопутных войск. Им засечь Су-34 так же сложно, как и сверхзвуковую крылатую ракету, уверен Симонов.
На определенной высоте у земли самолет «держат» не только цифровая ЭВМ и система активной безопасности, но и переднее горизонтальное оперение, установленное на фюзеляже сразу же за кабиной, которое хорошо видно на фотографии бомбардировщика. Оно не только парирует вертикальные порывы воздуха, но и подавляет «болтанку», возникающую у любых скоростных летательных аппаратов на предельно малых высотах, создает летчику и штурману-оператору дополнительные возможности для эффективного прицельного бомбометания, маневрирования под огнем противника, подавления его огневых средств, ухода от вражеских ракет и уклонения от зенитных снарядов.
Для защиты летчиков на Су-34 впервые в мире, кроме, пожалуй, штурмовика Су-25, установлена бронированная кабина. Толщина ее брони 17 мм. Она надежно прикрывает людей и приборы от пуль, малокалиберных снарядов и осколков ракет. А катапульта, если потребуется, сработает в любую секунду как в воздухе, так и на стоянке, как говорят пилоты, во всем диапазоне скоростей и высот, даже если они будут равны нулю.
Подсчеты специалистов, опирающиеся на статистический анализ локальных войн и вооруженных конфликтов с применением сверхзвуковой авиации, средств радиоэлектронной борьбы, ракет с тепловыми, радиолокационными и комбинированными головками самонаведения, а также на изучение причин аварий и катастроф, показывают, что интегрированные системы защиты человека на Су-34 в 5 раз эффективнее, чем других машин такого же типа. А это значит, что «тридцатьчетверка» в 5 раз эффективнее и безопаснее в бою, чем ее аналоги.
Скорость у сверхзвукового фронтового бомбардировщика Су-34 сравнительно небольшая. Меньше, чем, к примеру, у Су-30МКИ. Всего 1,8 маха (скорости звука). Это не случайно. Напомним: эта машина не предназначена для перехвата чужих истребителей и штурмовиков. Большая скорость требует не только нецелесообразно больших расходов топлива, но и дополнительного оборудования, что в конце концов выливается в повышенные финансовые затраты авиастроителей, заказчиков и эксплуатационников. А «тридцатьчетверка» с этой точки зрения очень экономична.
Ее задача – поднять в небо достаточно большой боевой груз, гарантированно доставить его в заданную точку, безошибочно поразить цель и затем изящным, неожиданным маневром уйти от преследователей. Для этого ей вполне достаточно диапазона скоростей, которые предоставляет двигатель АЛ-31Ф-М1 производства московской фирмы «Салют». У него очень высокая тяга (до 13,5 тонны), и межремонтный ресурс – 1000 часов. Это для подобных машин тоже своеобразное достижение.
Тем солдатам и офицерам, над головами которых пронесется на «небольшой» скорости с подвешенными под крыльями и фюзеляжем бомбами и ракетами наша «сушка», говорит Симонов, не позавидуешь. Психологический шок от этого полета, не говоря об огневом ударе, будет, пожалуй, сильнее, чем от зрелища атакующего танка, под которым гудит и сотрясается земля.
– Помните, у Твардовского, – говорит генеральный конструктор, – «с пушкой, в душу наведенной, страшен танк, идущий в бой»? Это и про нашу машину. Она похожа на летающий танк. Такая же лобастая, мощная, маневренная и грозная.
С генеральным конструктором трудно не согласиться. Весит Су-34 с полной заправкой, оружием и топливом 45,1 тонны. Примерно столько же, как российский средний танк Т-90С или Т-80У.
Михаил Симонов рассказал: если Су-24 был создан в ответ на американский F-111 и чем-то напоминал его внешние черты, имел «какой-то прозападный имидж», то Су-34 не похож ни на кого. У него свое лицо, своя стать, своя удаль, своя чисто русская непредсказуемость. Он – наш отечественный самолет, который никому не угрожает и создан только для обеспечения обороноспособности России.
Кстати, в отличие от многих других самолетов фирмы Сухого Су-34 за рубеж не продается. Даже не предлагается и не рекламируется там.
Комментарии