Прогулки на природе, собирание и составление гербария, претворение формы в образ формируют ассоциативное мышление, связывают представления и ощущения. Такие занятия развивают наблюдательность, воображение, способность видеть красоту в природе, в доме. Просматривая работы детей, анализирую, возникла ли эта связь между детьми, природой и искусством народного мастера, развивающего художественный вкус…
Цветы
и травы Жостова
Мы рассматриваем цветы и травы на расписном подносе из подмосковного села Жостово.
Красиво, пышно, празднично, нарядно… Так украшает дом, что он весь светится красотой и становится оттого легко и приятно.
Среди крупных цветов узнаем, конечно, розы. Они – композиционное ядро росписи. Далее – мелкие цветы, вид которых определить затрудняемся. Мастер использует игру цвета, очерчивая лепесток цветка ярким контуром или накладывая на его выпуклости светлый блик. Кончики листьев постепенно теряют цвет. Тонкие усики травки, обычно окружающие букет на подносе дробным мерцающим узором, связывают яркую роспись с фоном, украшают его. Замечаем, как противопоставлены друг другу цветы – яркие и блеклые, крупные и мелкие, затененные и освещенные. Этих контрастов очень много. Обрамляют всю композицию легкие, почти прозрачные травы, которым вторит золотой графический узор по краю подноса… Цветы и травы земли и плоды ее – вот из чего составляют свои композиции жостовские мастера.
Эти наблюдения помогут нам позже составлять свои композиции из цветов и трав, собрать которые можно во дворе, на дачном участке.
Сейчас в школе в учебниках по изобразительному искусству, да и в пособиях для детского сада достаточно полно рассказано о народных промыслах: Жостове, Хохломе, Гжели. И все же, готовясь к занятию с детьми, приходится добавлять к конкретным знаниям, как расписать жостовский поднос, хохломскую чашу, гжельский чайник. Мы не ставим задачу подготовить мастеров для этих промыслов. Много важнее показать детям художественное мышление русского искусства, развить в них способность к созиданию, к гармонии. Ведь и композиционно-художественное мышление детей, и колористическое, как показано практикой, лучше всего начинать воспитывать в общении с памятниками отечественной культуры. Вот этим естественным связям Мастера с природой следует учить детей, когда мы говорим о системе занятий “Учимся у народных мастеров”.
* * *
Дети вырастают неожиданно быстро. Казалось, совсем недавно пеленала Ксюшу, старшую внучку. Через полтора года появилась Юленька. А сейчас обе как бы сравнялись.
В каком же возрасте лучше начинать заниматься искусством?
Вспоминаю, что рисовать они начали рано. Рисование – одна из радостей, которыми так наполнено детство. Но главными нашими занятиями стали гулянья на природе. Девочки собирают букет для мамы, плетут венки из одуванчиков, ромашек. А дома пытаемся понять, увидеть, как же Мастер переносит эту зримую красоту на вещи, которые радуют нас, украшают наш дом; дает нам возможность по-новому взглянуть на знакомые образы.
Мы живем на высоком берегу реки. Здесь каждый может выбрать для игры “свой домик”, свою заросшую цветущими травами зеленую полянку.
Сколько же здесь, в каждом “домике”, оттенков зеленого: холодных и теплых, тяжелых и легких, светлых и темных!
Попробуем расположить их на своем листе, чтобы под каждым появился соответствующий ему мазок краски, цвет которой составить поначалу так непросто.
Но мы будем заниматься этим часто и постепенно научимся легко составлять нужный цвет.
Мастеру необходимо знать, какие краски и как можно смешивать, чтобы получить нужный цвет, как быстро они сохнут, какие из них ложатся прозрачным, а какие плотным слоем. Ведь если он ошибется, масляные краски быстро не сотрешь и не перекроешь другим цветом. Нужен верный глаз.
Расписывая поднос, Мастер творит из своих впечатлений, красок и мастерства. Перед ним нет натуры. Листья он может нарисовать длинные и короткие, узкие и широкие. Часто один листок написан тремя цветами: зеленым, желтым и голубым.
А цветы он пишет удивительно быстро. Во время работы поднос постоянно вращает на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон. Кисть будто танцует у него в руках – столь музыкальны и ритмичны его движения.
Дети останавливают свое внимание на круглящихся лепестках розы. Они, как воронкой, уходят в глубь цветка, а у мака лепестки веером стремятся к затененному донышку, откуда поднимается к свету зеленая головка – пестик. Но это кажущаяся глубина. Даже самые простые по мотивам жостовские букеты вовлекают нас в свою игру, в веселую затею – сопоставление похожего и непохожего, объемного и плоского, естественного и придуманного.
На прогулке сегодня мы собираем растения на полянке по всем правилам сбора гербария. Цветы и травы помещаем между страниц старых журналов. Дома расправляем листочки, проглаживаем утюгом через газету.
Роль семьи здесь невозможно переоценить. Задача педагога и родителей – сохранить и развить в ребенке подаренное ему природой в детстве умение радоваться и удивляться увиденному, наблюдать и познавать окружающий мир. С малых лет научить любить и понимать искусство.
Практическое задание
Ц Разбери растения по цвету: холодные – теплые, тяжелые – легкие, насыщенные – блеклые.
Ц Выбери себе фигуру листа (овал, квадрат, прямоугольник). Составь красивую композицию.
Ц Сделай наброски цветом с растений. Найди нужный цвет.
Ц Выбери понравившийся цветок из росписи на подносе. Какие краски ты возьмешь для его изображения?
Ц Одному цветку скучно. Найди растение, которое будет жить с ним в гармонии.
Ц А теперь укрась свою маленькую композицию листочками и тоненькой травкой.
Ц Придумай маленькое стихотворение. Твоя открытка с пожеланием готова.
А теперь поможем ребенку оформить его работы. В дальнейшем он это сделает сам. Наклеим рисунок на плотный лист бумаги нейтрального цвета – серого или бежевого. Важно, чтобы цвет рамки не мешал и не забивал рисунок.
Золотые
травы Хохломы
Кто не видел хохломскую чашу! Лучистые цветы и ягоды оплетают ее единой ветвью. Свободно раскинувшиеся листья, из-под которых рассыпаются травы. Плавный волнистый стебелек унизан бусинками-ягодками, а тонкая кудрявая линия усиков как бы завершает композицию. Такое чудо в давние времена творили всей семьей и верили, что с этой красотой поселялись в доме радость и счастье, добро и достаток.
…У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Совершенство форм простых и сложных, изящество линий, игра цвета и тени, прячущейся в изгибах лепестков, разнообразие красок, то ярких, то приглушенных и тающих, – эти свойства живых цветов и трав дарят нам наслаждение и радость, говорят о богатстве вечно меняющейся природы. Издавна цветами и травами украшали дома, нарядные уборы, посуду, ткани, платки. Вместе с ними приходил в дом, в семью праздник.
Рассматривая чашу, дети замечают, что цветы и растения, которые они собирают, вроде похожи на рисунок художника и в то же время совсем другие.
Это сказочное превращение трав и цветов, красивые изгибы стеблей – творческая переработка Мастера. Он немного изменяет форму, подчеркивает главную особенность цветка. Продлить цветение, остановить миг расцвета пытается Мастер, создать особый человеческий мир, его непосредственное окружение – “вторую природу”. Так появляются изображения цветов и трав на жостовском подносе, который мы рассматривали; на хохломской чаше, которой сейчас любуемся; на белоснежной поверхности гжельской посуды и на многих других вещах, которые окружают человека.
На шелка легли узоры
Всей земли:
Небеса, поля и горы
Зацвели.
Яркой выдумкой, и цветом,
И каймой
Ткань соперничает с летом
И зимой.
И равнины из сатина
Напоказ,
Пламя клена и рябины
Манит глаз.
Если мы платок расстелем
На поля,
То еще красивей станет
Вся земля…
Так, прочитывая с детьми стихотворение Бориса Дубровина, еще раз, уже словом, любуемся цветами и травами, собранными нами на прогулке.
На чаше роспись следует форме, объему. На жостовском подносе – плоскости. Мотивы для народного искусства Мастер черпает из природы, но передает их в образах, выраженных языком своего искусства. Поэтому и говорят: “Учится Мастер у Природы, а цветы пишет свои”.
Вечером на прогулке наблюдаем с высокого берега закат солнца. Оно медленно опускается за высокие башни Староголутвинского монастыря, покрывая золотым блеском облака, верхушки деревьев, купол храма Святой Троицы.
– Как наша Хохлома, – замечают дети. Молча, прижав к груди собранные букетики, смотрят они на картину вечного движения светила.
Дома, бережно расправляя лепестки, помещаем травы и цветы в развороты газет, помня правила сбора гербария из наших первых уроков, полученных в общении с жостовским подносом. А через неделю начнем выклеивать красивые композиции и рисовать свои праздничные пожелания.
Полезные игры
“Красивые композиции” из живых трав и цветов. Повторяя прежние занятия по Жостову, в прямоугольнике, овале, квадрате, заготовленных из бумаги разных цветов, выкладываем из собранных растений “красивые композиции”.
Из плотной бумаги (обложка альбома для рисования) вырезаем форму деревянной ложки. Плавная изогнутая веточка на ее овальной поверхности, покрытой золотом (желтой гуашью). Все травинки, малые и большие, собираются к одному общему “корешку” – плавной линии. От нее в разные стороны ответвляются цветы, листья.
На полоске из половинки формата А4, после загрунтовки, рисуем орнамент, затем, высушив, сворачиваем ее в цилиндрическую карандашницу. Склеиваем края. Приклеиваем донышко.
Ребенок сам вырезает интересную форму. Расписывает ее ягодами или цветами. Веточкой рябины. Ягодки делаются пальчиком. Приписываются кудреватая травка, тонкая осочка.
Свободное рисование по заданной теме. Форма открытки – пожелания.
Наклеиваем рисунки и композиции на паспарту.
Аминат КАПИТУНОВА,
педагог
Москва
Комментарии