search
main
0

Небедные. Потому что умные. Школа – не проситель, а полноправный партнер

Иногда школы рождаются не потому, что издан такой приказ, а потому, что возникло предчувствие, перешедшее в уверенность: школа нужна именно сегодня и именно здесь. Наверное, поэтому такие школы недолго пребывают в новичках, разрабатывая свою стратегию и тактику, они практически сразу выбиваются в лидеры, продвигаясь вперед, увлекая за собой все новых и новых последователей. К таким школам, без сомнения, относится гимназия №1518 Северо-Восточного округа Москвы.

Гимназиями становятся разными путями, но чаще всего им торят путь школы с углубленным изучением предметов. Наверное, поэтому в Москве много гуманитарных гимназий, за плечами которых уютно располагаются былые спецшколы. 1518-я гимназия – удивительное исключение из общих правил. Во-первых, она, когда-то простая 284-я, стала гимназией, потому что решила директор Марина Михайловна Фирсова со своим замечательным коллективом, что будет школа гимназией. Впрочем, тот, кто когда-нибудь проходил через преобразования, знает, чего стоит эта простота. И эти мучительные «роды», когда нужно поднимать себя все выше и выше, и соответствовать этой высоте, и удерживать ее, несмотря ни на что, и предлагать все новое и новое, и не давать этому новому похоронить старое, и, захлебываясь от свежего ветра перемен и экспериментов, все же сохранять дыхание ровным. Ведь предстоит еще и забег на длинные жизненные дистанции, и нужно все выдержать, какой бы долгой ни была эта дорога, какими трудными ни были все эти испытания. 1518-я выдерживает все, поэтому и остается в последние годы в несомненных лидерах московского образования.

После знакомства с гимназией можно рассказывать о многом: и о том, как она победила на конкурсе «Лучшие школы», и о том, каким замечательным был этот конкурсный проект, и о том, что был он не чем-то искусственным, специально подготовленным к конкурсу, а итогом многолетней опытно-экспериментальной работы по совершенствованию модели гимназического образования, не архаичной, а самым решительным образом отвечающей требованиям даже не сегодняшнего, а завтрашнего и послезавтрашнего дня. Сначала в гимназии царствовало слово, потом оно продолжало царствовать, а рядом с ним встало и другое – рынок. Но между ними не было пропасти, в которую обычно падают субтильные интеллигенты, не умеющие применять свои великолепные фундаментальные знания, чтобы сделать вполне успешной свою жизнь. Гимназия перекинула от теории к практике мостик успешности, подставив под него прочные опоры: «социальное» и «партнерство».

Само по себе понятие социального партнерства поначалу казалось неуместным, это привычнее где-то там, в профсоюзной стороне, где идут переговоры работников и работодателей, где выбиваются повышения зарплат и где есть нечто унизительное для работников в том, что работодатели дают им по крохе в год на то, чтобы не умерли от бедности.

В гимназии №1518 этой парочке слов нашли совсем иное и очень уместное (в смысле – имеющее свое место) содержание во всем цикле работы, занялись, так сказать, превентивной обработкой работодателей, которой те поддавались с удовольствием. В самом деле разве работодателям не нужны умные и образованные, разве для них не важна уверенность, что именно такие придут к ним в фирмы, в банки, на предприятия? А гимназия разве не готовит таких образованных для вузов, чтобы потом они с красными дипломами пришли к этим работодателям, как к старым знакомым, и имели хорошую работу, достойную зарплату, нормальные материальные условия жизни? Словом, умные должны найти богатых и в совместной работе с ними стать такими же. Ведь ум и образование нынче тот же капитал, с которого при здравом подходе можно иметь еще немалые проценты.

Конечно (наверное, это большой секрет для социальных партнеров), гимназия думает прежде всего о своих питомцах: чтобы, выбрав вуз, не ошиблись, чтобы понимали, чему нужно уделять внимание в старших классах. Если бы гимназия работала только для того, чтобы выпустить своих учеников с хорошими знаниями и прицельной профориентацией, это тоже было бы хорошо. Однако она выстроила свою деятельность так, чтобы выполнить социальный заказ: государства, общества, конкретной компании. Это во многом определило успешность формулы, которая во многих случаях не срабатывает. Мы ведь часто говорим, что богатые люди должны, ну просто обязаны помогать образованию. А они – деловые люди просто так кому-то отдавать свои деньги не хотят, ведь их они сами когда-то заработали. Оставим в стороне то, как и на чем заработали, но все же заработали, и потому отдавать свои деньги они тоже будут только тем, кто их заработал и зарабатывает. Простенькая такая формула, вот только граничные условия для ее наполнения конкретными данными частенько не соблюдаются.

Фирсова, между прочим, математик, и очень хороший математик, считать и просчитывать ходы умеет. Вот и тут все рассчитала со скрупулезной точностью. Не случайно в гимназии частая гостья другая умная женщина, у которой со счетом дела тоже обстоят отменно, – ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Алла Георгиевна Грязнова. Академия и гимназия давно стали социальными партнерами, понимающими, что сотрудничество им нужно, но они понимают и другое. Если не будет в их компании еще других важных и заинтересованных в сотрудничестве партнеров, ничего не получится. Ведь у учебных заведений нет денег на разные проекты и программы, зато они есть у деловых людей, например у банкиров. Поэтому сегодня у гимназии есть договоры о социальном партнерстве с несколькими успешными банками.

Что предполагают такие договоры? То, что социальные партнеры гибко включаются в образовательную сеть гимназии, что гимназисты проходят через так называемые профильные пробы в форме банковских и производственных практик, участвуют в индивидуальных образовательных программах по профильному обучению.

Интерес гимназии понятен, но вот я все думала, а что заставляет социальных партнеров завязывать такие плотные контакты с гимназией. В конце концов поняла: все идет прежде всего от того чувства уважения, которое партнеры питают к педагогическому коллективу. Коллектив дает будущим работодателям настоящих «звезд», но ведь он умеет таких «звезд» воспитывать и обучать… И не просто учителя работают в таком коллективе, а уже педагоги-исследователи, менеджеры проектной и исследовательской деятельности учащихся, консультанты индивидуальной образовательной программы ученика по профильному обучению. Думаю, социальным партнерам, наверное, приятно вручать гранты умным и талантливым педагогам, потому что тут и в помине нет иждивенчества. Ну о каком иждивенчестве можно даже заикаться, если Фирсова с коллективом уже имеет программу развития гимназии до 2010 года, если они убеждены, что гимназия может и должна стать тем учреждением, где почетно и престижно работать, где каждый учитель может сделать профессиональную карьеру, они знают, что гимназия может и должна быть тем учреждением, где готовят конкурентоспособного выпускника, способного сделать в будущем блестящую карьеру. Ну о каком иждивенчестве можно говорить, если питомцы гимназии лидируют на олимпиадах экономического, математического и другого профилей, и то, что в договоре о социальном партнерстве есть пункт о поощрении лучших, – просто необходимое условие сотрудничества. С этого момента начинает выстраиваться карьерная лестница от гимназии через Финансовую академию в корпорацию, или в банк, или на госслужбу, все равно, куда она будет устремлена, главное, что предполагает рост, развитие, достижение каких-то значимых целей и результатов. Иными словами, сотрудничество взаимовыгодное и интересное, выходящее все на новые и новые содержательные и организационные формы обучения. Причем не только для гимназии, но и для социальных партнеров, поскольку в результате научной работы, которую она ведет, появляются элективные курсы, используемые для повышения квалификации взрослых работников фирм, банков и корпораций.

А что же город, а что же Северо-Восточный округ, в чем их интерес? Он есть, и немалый – ведь результаты школьных исследований, которые ведут ученики, учителя, выпускники и даже родители по совершенно конкретным и актуальным для города и округа проблемам, гимназия передает в учреждения и службы, а те используют их в своей работе. Самое парадоксальное, что исследователей часто приглашают в учреждения и службы с тем, чтобы продолжить плодотворное сотрудничество. Уже вошла в историю социального партнерства карьера Дмитрия Яшникова, который выполнил анализ авиаперевозок, предпринимаемых новыми авиакомпаниями на российском рынке, и был приглашен для сотрудничества в «Трансаэро». Нормально воспринимается выделение Мосводоканалом гранта на проведение исследования, посвященного экологии водных ресурсов Северо-Восточного округа Москвы.

Стоп, скажете вы, а не сводится ли все к очень узкому и очень конкретному обучению ребят, и если это так, то как же быть с тем, что гимназическое образование по традиции в России всегда было широким и фундаментальным? На это Марина Михайловна Фирсова отвечает так: «Универсальное образование – база профильного, и мы называем свой профиль универсально-экономическим, потому что в основе лежит универсальное образование. Экономика сама по себе наука очень неопределенная, ее трудно отнести к какому-то – гуманитарному или естественному – виду наук. Поэтому в нашей гимназии экономическое образование – широкое, универсальное, не зацикливающееся на специализациях и узких направлениях». С таким образованием питомцы гимназии и уходят во взрослую жизнь, отличаясь от своих сверстников точным знанием того, чего они хотят для себя в этой жизни.

Задачка на хозяйственную тему

В здании гимназии №1518 располагаются два учебных заведения: начальная школа и гимназия, одному официально выделено 300 квадратных метров, но оно пользуется фактически всем зданием, второму принадлежит все остальное. У каждого учебного заведения – свой директор, но все финансовые и хозяйственные вопросы решает директор гимназии. Например, директор гимназии с огромным трудом достала мебель для начальной школы, но передать на баланс она ее не может, ведь у начальной школы официально нет своего здания. Спрашивается, как будет рассчитан норматив подушевого финансирования для двух учебных заведений, как при строгом и объективном подсчете средств сведет концы с концами директор начальной школы и сможет ли директор гимназии и дальше тратить заработанные деньги на содержание своих соседей по зданию?

Финансовые заметки по поводу

У гимназии №1518 сегодня есть: 12,5 тысячи квадратных метров площадей, 6 компьютерных классов, локальная сеть, два спортивных и тренажерный зал, лекционный и актовый залы, издательский центр, библиотека с медиатекой. Все это должно работать, все это нужно содержать, а значит, иметь на это деньги. Откуда они берутся, как расходуются и выгодно ли экономически социальное партнерство?

Учебное заведение находится на самостоятельном балансе, его бюджет формируется, исходя из того, какое количество учеников и какое количество классов у него есть. В гимназию № 1518 из бюджета поступают средства в объеме, явно недостаточном, чтобы содержать такое учебное заведение, поэтому приходится деньги зарабатывать, обращаться в поисках средств к социальным партнерам, выстраивая с ними взаимовыгодное сотрудничество.

В гимназии есть система оказания платных образовательных услуг, это дает 47% от объема бюджетных средств. За счет этих денег (поступающих на расчетный счет школы, сейчас же счет в казначействе) удается обеспечивать учителям достойную зарплату, вкладывать значительные средства в проведение экскурсий, на подготовку методических пособий для детей, оплату коммунальных платежей, хозяйственных расходов по содержанию здания и так далее. Поборов в школе нет, родители, которые тоже причисляются к особой категории социальных партнеров, понимают, что все идет на учебу их детей, очень хорошо осведомлены о нуждах гимназии, поэтому у них не возникает вопросов, на что могут быть собраны и потрачены их деньги. А тратятся они на канцелярские товары, на медикаменты, на обслуживание школьных систем видеонаблюдения, на привлечение специалистов-высотников для мытья окон, на закупку ламп, производственных инструментов, расходных материалов для техники, на обслуживание компьютерной и иной техники специалистами различных специализированных фирм, на закупку зеленых насаждений, на проведение мелкого и текущего ремонта. На все это и многое другое (например, на обеспечение работы системы вентиляции и других систем жизнедеятельности) из бюджета предусмотрено в год всего 22 тысячи рублей, и их просто физически не хватит на то, чтобы удовлетворить потребности гимназии в достойном содержании здания.

Средства, полученные от социальных партнеров – юридических лиц, идут на научную деятельность гимназии, на грантовую поддержку учителей и учеников, на экскурсионную деятельность и так далее. Скажем, на средства «Уралсиба» создается «Школа молодого банкира», будут опубликованы работы детей и педагогов, осуществляться грантовая поддержка выпускников, учеников – победителей олимпиад и так далее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте