Три года школа №816 сотрудничает с Везувийским институтом по программе дополнительного образования детей «Юный археолог». Помимо изучения древнеримской истории в стенах родной школы эта программа дает возможность получить практические навыки и теоретические знания на итальянской земле. В этом году группа в составе 10 человек побывала в Италии на неаполитанских каникулах.
Подлетая к Риму, мы успели полюбоваться достопримечательностями, даже Колизей увидели. Небольшая передышка в аэропорту Вечного города, и сорокаминутный перелет до Неаполя. Виды уже открывались удивительные, острова Искья, Прочида и Капри, кратер Везувия сверху очертаниями – разинутый рот. В аэропорту Неаполя нас ждал автобус. В левых окнах автобуса – величественный Везувий, в правых – дома радостного солнечного цвета, терракота повсюду – стены, горшки, камни, апельсины с мандаринами, которые валяются на дорогах, как у нас каштаны осенью, зеленые пальмы, сосны, у которых крона похожа на капусту брокколи.Вечером гуляли по Кастелламмаре-ди-Стабия. Этот городок совершенная итальянская провинция – узкие улочки, поднимающиеся высоко в горы, по сторонам, вплотную к стенам домов, припаркованы автомобили, кое-где фонари, белье на балконах и разговоры громко, азартно – балкон в балкон или вниз, с продавцом. Дома старые, облезлые, граффити на стенках, под ногами булыжная мостовая. Тирренское море у набережной неприветливое своим оттенком серого, будто краску с кисточки смыли. Береговая линия состоит из пепельной породы разродившегося в 79 году нашей эры Везувия, мрачной, серой и вязкой. На берегу терракотовые камни оплавленного вида, тростниковые стебли – готовые удочки, полусгнившие апельсины, лимоны, мандарины. На набережной пальмы, сосны-«брокколи» и лавочки из вулканической породы – пемзы, светлые, легкие и всегда теплые.В кампусах скромно, аккуратно, тепло. Одни комнаты с видом на Апеннинские горы, из-за них и выглядывает утром солнце – красиво! Противоположные имеют вид на Тирренское море и Везувий. Нам предстоит совершить восхождение на Везувий. Половину пути по серпантину ехали на автобусе. Высота Везувия 1281 метр. Забравшись примерно на 200 метров, увидели застывшую лавовую реку. По направлению реки угадали, что она текла на Геркуланум. Спустя 30 минут были у цели. Виды открывались великолепные – на Неаполь, окружающие горы и огромный кратер диаметром в 1 км. Везувий – действующий вулкан. После исторического разрушительного извержения в 79 году н. э. этот монстр извергался около восьмидесяти раз. Последнее, довольно сильное извержение произошло в 1944 году. Пока он спит, опутанный датчиками, но после каждого землетрясения, а они в Италии не редкость, итальянцы заходят в Интернет, чтобы справиться о самочувствии вулкана, уважают и, конечно, боятся. За полчаса обошли кратер, вдоволь нафотографировались, прокричали по-итальянски «Vivo Vezuvio!». В магазинчиках накупили сувениров – минералы с глубины извержения, украшения из кусочков лавы. Карманы набили характерной породой.Во второй половине дня отправились на мастер-класс в мастерскую института. Преподавал искусство профессор археологии Пауло Горделли, Из голубой глины мы вручную лепили амфоры, и дети, и взрослые на 2,5 часа стали учениками. Глину надо было мять в руках, потом как тесто раскатать скалкой, а получившуюся лепешку уложить в заготовки, затем обе части соединить по контуру, прижать и подождать несколько минут, чтобы части слиплись, мы отсоединили заготовки и, вырезав по краю, получили почти готовую амфору. Лишнюю глину убрали скребком, придали сосуду более изящную форму с помощью воды, пальцами сглаживали потрескавшуюся поверхность, затем уплотнили горлышко. Чтобы узнать свое изделие, нанесли на амфору узоры с помощью скребка. Кто-то выгравировал свои инициалы, кто-то выполнил графические рисунки, растительные фантазии. Из оставшейся глины мы налепили животных и сердечки с признанием в любви Италии. Наши работы отправили на обжиг в специальную печь.Помпеи… Сколько раз мы думали об этом потерянном городе, погребенном под облаком пепла. История, изобразительное искусство, архитектура и археология – науки, которые были бы бедны без Помпей. Скольким потомкам он обеспечил работу, славу, хобби и смысл жизни. «Современный» город встречает ступенчатым садом, огромными соснами и запахами… смерти. Замшелость, лишайники и бродячие собаки – вот жители некогда развитой цивилизации. Потрясающий город. Улочки такие же, как и сейчас в Неаполе или Сорренто. Ничего не изменилось, те же булыжные мостовые, те же торговые улочки, фастфуд да реклама на стенах в период выборов: «Выбирайте Пино, потому что он любит свою жену!». Внутреннее убранство дома, склонное к излишнему украшательству. Город засыпало пеплом в 79 г. н. э., и он оставался нетронутым несколько сотен лет. В XVI веке этот город нашли рабочие, которые прокладывали здесь трубы для отвода реки, но по-настоящему для научных целей город начали раскапывать только в XX веке.Помпеи были одним из самых процветающих городов Римской империи. Жили в нем очень богатые горожане и торговцы. Когда началось извержение, большинство людей смогли уйти. Другие либо не могли, либо не успели или не хотели покидать дома, оставлять золото и богатство. Люди погибали от удушливого газа, потом их засыпало лапилли и пеплом. От погибших людей к моменту раскопок в слежавшемся пепле остались только пустоты. Археологи, определив такую пустоту, делали отверстие и заливали ее гипсом, потом откапывали и получали человеческую фигуру в позе, в которой настигла смерть. К сожалению, время и погодные условия не пощадили откопанные с 20-метровой глубины здания. И теперь археологи всего мира разрабатывают свои проекты по спасению Помпей.Во второй половине дня мастер-класс «Один день из жизни древнего римлянина». Наша экскурсия по миру и жизни римлян началась с ознакомительных короткометражных фильмов, содержание которых в полной мере раскрыло, чем занимались люди в свободное время, как жили и работали. Каждый человек всегда был чем-то занят, в том числе богатые руководили хозяйством, отдавали распоряжения, писали книги, устраивали банкеты, пиршества. Скучно им точно не было. После просмотра и нас развеселили маскарадом – выдали костюмы римлян. Мы предстали перед аудиторией и рыбаками, и богами. Особенно ярко выглядели девятиклассники император Павел и сенатор Алексей, но не менее сногсшибательно прошли по подиуму и наши девушки. Закончился мастер-класс фото-сессией для модного журнала «Неаполитанская древность».В Неаполе – третьем по величине городе Италии (более 1 млн человек) мы два часа провели с нашим экскурсоводом Бруно в археологическом музее, где увидели изъятое после раскопок в Помпеях и виллах Стабии – фрески, скульптуры, бытовые предметы, коллекцию мозаики, рассмотрели различные фрески, бытовые, строительные и различные культурные предметы. Множество статуй из археологических находок находятся в музее, но, к сожалению, многие из них только копии утраченных греческих статуй. После музея – экскурсия по городу. Анжуйская крепость, когда-то стоявшая посреди моря, поразила великолепием своих пяти мощных башен. Мы вволю ею налюбовались во время нашего импровизированного обеда около ее стен.Стабии – еще один потерянный город, закиданный жестоким Везувием бомбами (камнями), состоявший когда-то из нескольких богатейших вилл. Вилла св. Марка – одна из полураскопанных, другие не раскопаны вовсе – мешают современные жилые постройки, договориться о переселении не представляется возможным, жителям выплачивали деньги, чтобы те покинули свои жилища и построили дома в другом месте, но предприимчивые итальянцы деньги прожили и с насиженных мест не уехали. Ученые уверены, что виллой св. Марка владел свободный раб, который разбогател путем предпринимательства, скорее всего – торговлей, вовсю показушничал, доказывая всем и вся свою значимость (ну ничего не изменилось!): статуя Меркурия, покровителя предпринимательства; сундук с драгоценностями в комнате ожидания, который демонстрировал свое нутро; черного цвета (самая дорогая краска) фрески на стенах; мельчайшая мозаика на полу; личный бассейн; внутренние дворики; комнаты релакса; рабы; рабы рабов. Есть еще одно любопытное место раскопок – Геркуланум, третий город, погубленный лавой Везувия, так же, как и Стабии, раскопан очень мало. Но зато то, что раскопано, неплохо сохранилось, даже деревянные перегородки! Лава помогла законсервировать историю города, под воздействием высоких температур вода испарилась, а поэтому сохранились даже свитки папирусов! Дальше раскопки продолжить совершенно невозможно, границы современного города Эрколано накладываются на древний Геркуланум. Считается, что где-то там скрыта библиотека папирусов. 20 минут на электричке – и мы в одном из сказочных городков Италии Сорренто, идем по узеньким улочкам этого камерного городка, аккуратным и чистеньким, пешеходным.Предпоследний день нашего пребывания подарил нам чудесную прогулку по Амальфитанскому побережью. Чтобы добраться до Амальфи, автобусу пришлось полтора часа рисковать – ползти на полусогнутых по серпантину, сигналя на каждом повороте. Дорога проложена по отвесным скалам, на большой высоте над морем и бесконечно петляет. Побережье необыкновенно красивое, с ним связано очень много легенд. Именно здесь жили на островах сирены, очаровавшие Одиссея. По левой стороне высятся Апеннинские горы. Во многих местах от возможного камнепада натянута металлическая сетка, стянутая толстыми тросами. Несмотря на камень и гранит, деревьям и кустарникам это не мешает жить и тянуться к свету. На скалах растут метровые кактусы, целые кусты крупных ромашек. На довольно крутых горах стоят дома, видны лестницы, тропинки. На самом верху древнее сооружение – заброшенная древнеримская башня, поросшая мхом. Вдоль дороги кое-где скучают одинокие итальянские сосны с густой шапкой-кроной («брокколи»), свечки-кипарисы, лимонные и апельсиновые деревья, усыпанные маленькими солнышками-плодами. Среди базальтовых разломов показался красочный водопад, чуть в стороне старинный акведук, созданный еще рабами Рима, а туннели – изобретение современности. Часто встречаются оливковые рощи. Неожиданность: у дороги на боку возлежат две большие древние амфоры. Богатые виллы политических деятелей, артистов, художников отлично вписываются в окружающую природу. Чуть дальше от дороги идет резкий обрыв, и только легкий самшитовый палисадник отделяет от моря – яркого и теплого.Вечером мы были на концерте в актовом зале института. Это был самый необычный, самый удивительный концерт! «Синаулия» – группа «древних римлян» в соответствующих одеяниях. На женщине длинная белая (признак состоятельности, высокородия) туника (или стола, с короткими рукавами) с поясочком. Двое мужчин в туниках темного цвета (крестьяне, рабы, ремесленники) также подпоясаны, сандалии на ногах. На голове – венки. У одного артиста – красивое современное лицо. А вот другой – ну есть точная копия Луция Цецилия Метелла, древнеримского политика, который был избран великим понтификом, конечно, если сравнивать с бюстом. И рост, и форма ушей, носа, впалость щек – именно так мы представляли себе и любого другого древнего римлянина. Эти удивительные люди занимаются удивительным делом – они по фрескам изучают музыкальные инструменты и танцы древних предков. На фресках часто изображали танцующих девушек и юношей с музыкальными инструментами. Конечно, доподлинно нельзя воспроизвести те мелодии и танцы, которые радовали слух и зрение римлян. Но вот извлекать звуки из собственноручно воссозданных инструментов да подражать неким танцевальным позам – почему нет? Сила искусства этого коллектива в том, что они играют и танцуют, а зритель верит в то, что это было именно так. Верит, что именно так и звучали древние инструменты, так и танцевал давно исчезнувший люд. И это прекрасно. Танец с бубном заставил впасть в оцепенение – мурашки побежали по телу со скоростью электрического разряда. Глубокий голос ракушки моллюска брюхоногого, розеточки – ударные, перезвон колокольчиков и разных видов кастаньет, ложек. Брависсимо! В фильме «Гладиатор» звучит музыка, которую сочинил и исполнил этот уникальный коллектив. Слушать и видеть их искусство было честью.На следующий день мы получили свои амфоры, закаленные в печи, а также именные сертификаты за активное участие в работе мастер-классов и за большой интерес к истории древнего Рима – колыбели европейской цивилизации. Как не хотелось улетать! Но самолет, не спрашивая, поднял нас в нежно-голубое итальянское небо, а через 4 часа, уже из серого, опустил в родную Москву.О.ЖДАНОВА,Е.ЖУРАВЛЕВА,Г.ХОБОТОВ
Комментарии