search
main
0

Не ЗУНами едиными… Навыки XXI века. Какие они?

Чем отличается современный педагог от безнадежно отсталого учителя? В первую очередь тем, что последний до сих пор оперирует замшелыми понятиями «знания, умения и навыки», в то время как первый мыслит передовыми категориями компетентностного подхода. Проблема, правда, в том, что многие до сих пор так и не до конца осознали, а чем же, собственно, ЗУНы отличаются от компетенций, какие вообще компетенции бывают, и так далее. Собственно, поэтому коллектив Высшей школы экономики совместно с представителями фонда Сбербанка России «Вклад в будущее» решили организовать конкурс для педагогов «Школа навыков XXI века», чтобы понять, какова она, новая реальность в образовании, и чем она принципиально отличается от старой.

– Мир становится более сложным, технологичным, нестабильным, изменчивым, и дети должны быть к этому готовы, – сказала исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Юлия Чечет. – Вопрос в том, что мы сначала должны понять, каких навыков нам не хватает, чтобы быть успешным в этом мире. На сегодня уже все понимают, что необходимо развивать системное мышление, учить управлять результатом, работать в команде, уметь выстраивать собственную траекторию обучения, заниматься самоанализом и так далее. И конкурс как раз должен помочь нам выяснить, какие компетенции отвечают духу времени. По словам научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, сотрудничество Вышки с такой солидной организацией, как Сбербанк, очень полезно, причем отнюдь не в плане финансирования той или иной образовательной инициативы. – Любой вуз, даже очень успешный, рано или поздно внутри себя «закисает», и нам необходимо посмотреть на ситуацию со стороны людей, не относящихся к системе образования, но при этом представляющих стабильно развивающуюся организацию с очень большим опытом работы и устоявшимися традициями, – отметил Исак Давидович. – 30 лет назад «Учительская газета» объявила на своих страницах конкурс «Авторская школа», который стал стимулом для профессионального роста и развития огромного количества педагогов. Если бы не он, моя собственная жизнь сложилась совершенно иначе. И я уверен, что наш новый конкурс «Школа навыков XXI века» также поможет многим людям совершенствоваться, сделать нашу систему образования более конкурентоспособной. К тому же любой конкурс – это не только соревнование, но и общение, что крайне важно для обмена опытом. Одним из главных итогов двух столь солидных организаций стало то, что Сбербанк предложил Высшей школе экономики собрать лучших специалистов мира и наконец определиться, какие же компетенции следует отнести к ключевым. Ибо, говорит Исак Фрумин, за последние десятилетия издано огромное количество работ, в которых перечислены сотни самых разных компетенции, и бесконечно раздувать этот список не стоит, хорошо бы очертить хотя бы их ядро. При этом нашей стране сам Бог велел развивать компетентностный подход, ибо о системности мышления, необходимости укреплять связь школы с жизнью, важности творчества и коллективизма писали Павел Блонский, Станислав Шацкий, Исаак Лернер, Володар Краевский, Михаил Скаткин, Даниил Эльконин, Василий Давыдов и многие другие российские педагоги и психологи.  Заслуженный учитель РФ, профессор Института образования ВШЭ, научный руководитель Центра развития лидерства в образовании Анатолий Каспржак считает, что конкурс призван выявить, обобщить и переосмыслить уже существующий опыт, что по определению лучше, чем сначала создать какие-то теоретические схемы и потом пытаться их внедрить на практике. – Лучшие педагоги – Януш Корчак, Антон Макаренко, Шалва Амонашвили и сотни их коллег сначала что-то делали, а уже потом осмысливали сделанное, – сказал Анатолий Георгиевич. – И все мы очень четко представляем разницу между замыслом и его реализацией. Поэтому участники конкурса в нашем представлении – это как раз те люди, которые смогли реализовать на практике свои идеи, а не только выдумать что-то интересное и предложить это другим. Так что же, собственно, было предложено участниками?На первый этап заочного круга было подано 208 заявок из 39 регионов страны. До второго этапа дошли 12 команд. Анализируя представленные проекты, Анатолий Каспржак отметил, что налицо весьма явная тенденция: некоторые школы разработали некую универсальную заявку на все случаи жизни и подают ее на самые разные испытания – авось примут. Некоторая часть заявок показывает, что учителя довольно слабо понимают, о чем вообще идет речь, а потому излагают идеи крайне сомнительного качества. Однако к финалу все-таки пришли те, кто показал по-настоящему интересные проекты.Так, коллектив московской школы №2093 имени А.Н.Савельева представил модель организации «Живая школа & Живая образовательная программа». Авторы исходили из того, что школе, как и живому организму, свойственны признаки живого. А потому в «Живой школе» каждый ребенок рождается изо дня в день, пробует новые роли, ищет, учится, ошибается, снова встает и идет дальше. Авторский коллектив ООО «Пункт Б Новосибирской области» рассказал о проекте, который так и называется – «Пункт Б». В нем изложена концепция работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Подросткам помогают сделать осознанный и самостоятельный выбор будущей профессии с учетом не только их индивидуальных особенностей, но и актуальных тенденций рынка труда.Инициативная группа педагогов из Всероссийского детского центра «Океан», что во Владивостоке, разработала и реализовала проект «УМы для страны». Учитывая специфику дополнительного образования на основе интеграции с общим образованием, они постарались включить проектную деятельность в пространство реальной практики. Так называемые учебные модули (УМы) распределяются по метапредметным областям «Природа», «Искусство», «Человек», «Техника», «Знаковые системы», «Общество». Выбирая их, участник программы строит индивидуальный образовательный маршрут и фиксирует свою деятельность в специальных рабочих тетрадях-навигаторах. И это далеко не все примеры интересных и успешных разработок!Кто же стал лучшим из лучших в этом конкурсе?В номинации «Модель организации (идея/проект)» лучшим стал авторский коллектив АНО «Парк открытых студий» из Санкт-Петербурга с проектом «Петербургская школа-парк» – альтернативой современной системе общего образования. Фактически это технопарк, структура которого представлена как открытая образовательная экосистема, инновационный образовательный комплекс. По мнению разработчиков, «главная компетенция XXI века – это желание и умение приобретать компетенции». В номинации «Модель организации (реализованный проект)» победил авторский коллектив ООО «Мобильное электронное образование» из Москвы с комплексной системой управления качеством образования «Мобильная электронная школа». Это единая дидактическая, интегрированная, многокомпонентная система, обеспечивающая реализацию учебной, внеучебной, проектной и исследовательской деятельности каждого учащегося. В номинации «Образовательная программа (идея/проект)» первое место досталось авторскому коллективу московского центра разработки образовательных систем «Умная школа» за проект «Типология жизненного проектирования». Чтобы уметь ответственно распоряжаться собственной жизнью, нужно обладать проектным мышлением, считают разработчики. Поэтому они создали программу формирования такого мышления для учеников 9-11-х классов, чтобы помочь им управлять своим развитием и ответственно распоряжаться собственной жизнью.Наконец, в номинации «Образовательная программа (реализованный проект)» вне конкуренции оказался авторский коллектив пермской гимназии №5 с проектом «Технологическая сессия». Педагоги проанализировали образовательные программы по предмету «Технология» в 8-х классах и решили раз в три четверти проводить тематическую неделю. В этот период классы разбиваются на микрогруппы и работают в одном из семи предложенных направлений, используя материальные и кадровые ресурсы социальных партнеров, знакомясь с различными видами профессиональной деятельности. – Может быть, это покажется странным, но на сегодняшний день во всем мире до сих пор не создана школа XXI века, – сказал на церемонии торжественного награждения победителей конкурса председатель правления Сбербанка России Герман Греф. – Есть множество идей, и пока мы пытаемся отобрать самые лучшие из них. Этот конкурс очень важен, поскольку помогает выявить самые передовые и наиболее интересные проекты и программы. Поэтому наша задача – сделать его массовым, чтобы в нем приняли участие как можно больше школ из всех регионов страны. В завершение церемонии ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов в который раз предсказал крах школы, основанной на элементарном заучивании материала, и пророчил светлое будущее тем образовательным организациям, в которых сделан упор на развитие компетенций. В том числе тех, которые помог выявить конкурс «Школа навыков XXI века». Европейская рамка ключевых компетенций (2006):     коммуникация на родном и иностранных языках;     математическая грамотность;     базовая научно-техническая грамотность;     горизонтальные навыки, относящиеся ко всей школьной программе (в частности, цифровая грамотность);     умение учиться;     социальная и гражданская компетентность;     инициатива и предпринимательские навыки;     культурная осознанность и способность к самовыражению.В 2016-2017 годах добавлены:    мультилингвальность:    культурное многообразие и различные способы коммуникации;    миграция;    гражданство;    устойчивое развитие.Подробнее о финале конкурса читайте на нашем сайте http://ug.ru/article/986.«Учительская газета» – партнер конкурса «Школа навыков XXI века». Команды-победители получили от нашего издания ценные подарки, электронную подписку на наше издание и возможность вести специальную колонку в газете. фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте