search
main
0

Не ждите взвешенных решений. Школы сдают не статистические отчеты, а отписки

Осенью Саратовский парламент решил не повышать учителям зарплату, потому что она уже и так, судя по отчетам, выше средней по экономике. Саратовские учителя, узнав о решении депутатов, долго горевали. Потом поняли: сами виноваты. Не надо было приписками в отчетах заниматься. Теперь решили исправляться, писать только правду. А еще раньше, летом, в Нижегородской области выяснилось, что средняя зарплата учителей превысила 35 тысяч. Разумеется, такая сумма тоже возникла не в кошельках учителей, а на бумаге.

В такую сумму не поверил никто, даже специалисты регионального министерства. Стали перепроверять отчеты с мест и увидели: многие школы и даже целые районы брали суммы с потолка… Пересчитывали, исправляли задним числом. Сегодня, по официальным обнародованным данным, средняя зарплата по региону составляет 26 с лишним тысяч. На самом деле суммы учительских зарплат колеблются в разных школах от 11 до 28 тысяч (столько получают учителя за две ставки). А в школах при исправительных колониях начисленная зарплата доходит до 70 тысяч. Словом, у всех все по-разному…Но давайте тем не менее поговорим об отчетности. А взглянуть на сбор данных я хочу с другой стороны. Учителя и директора в один голос жалуются на излишнюю бюрократизацию образования – везде звучит одна и та же тема: «мониторинги замучили, спасения от них нет». Но, несмотря на единодушные стоны, ничего не меняется, данные продолжают спрашивать. Некоторые склонны видеть в невнимании к мнению педагогов проявление чиновничьей спеси и глупости: «Им же надо чем-то заниматься, вот они и придумали себе статистику собирать…» – такое объяснение мне приходилось слышать не раз. Если же отвлечься от «классовой неприязни» и подойти к вопросу без предвзятости, можно предположить, что статистика для чего-то нужна. Причем подлинная, а не вымышленная и тем более не взятая с потолка. В каждом большом городе и малом поселке расходы на образование съедают три четверти муниципального бюджета. Сегодня львиная доля этой суммы идет на зарплату учителям и воспитателям, поэтому, когда мэр города говорит с трибуны «дорогие мои учителя», он не шутит и не льстит – учителя сегодня стали для казны действительно дорогими – не каждый в отдельности, а в общей массе. Так вот, продолжая свою мысль, замечу – должен ли тот, кто тратит деньги налогоплательщиков, следить за расходами? Просто обязан. Должен ли он грамотно выстраивать свою кадровую и финансовую политику? Разумеется. Как это сделать? Отслеживая ситуацию на разных уровнях и анализируя показатели с разных позиций. Только так можно принять взвешенное системное решение. Именно с этой целью проводятся мониторинги в образовании. Они должны помогать образовательным чиновникам не только в центре, но и на местах системно мыслить, не тратить попусту деньги и человеческие ресурсы.Но, увы, директорам, а тем более учителям, выполняющим операторские функции, не объяснили, для чего ежемесячно сдаются данные, поэтому школьные работники воспринимают этот процесс как лишнюю нагрузку, относятся к ней без должного внимания – так троечник сдает отписки вместо домашних заданий, потому что не видит в них никакого смысла. Вот и школы, не все, но многие, сдают вместо отчетов самые настоящие отписки. Не придавая значения тому, что сдается, не вникая, не читая инструкции, не пользуясь встроенным в программу для облегчения расчетов калькулятором, школьные «операторы» вносят в графы что угодно, лишь бы успеть к сроку и вздохнуть свободно. Вас удивляют средние зарплаты, которые намного превосходят суммы, получаемые вами и вашими коллегами? Меня – нет.А руководство управлений образования чаще всего тоже не смотрит на данные (за редким исключением). И не делает никаких выводов, потому что само целыми днями занимается отписками и, что особенно удручает, приписками, стараясь сбросить с плеч долой лишнюю отчетность, чтобы начальство не ругало и вовремя платило зарплату, своевременно ее индексируя. И так по всей стране – каждый на своем месте не хочет думать, вникать. Никто не старается отразить в мониторинге истинное положение вещей. Круговорот лжи в образовании не остановить. Поэтому не ждите в скором будущем стратегически верных и взвешенных решений. Их не будет, потому что данные вы представили искаженные.Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте