Эта история началась почти полвека назад. В 1957 году некто Джеймс Вайкери (по одним источникам, владелец небольшой маркетинговой фирмы и не слишком успешный консультант по рекламе, по другим – член Американской ассоциации психологов и Американской ассоциации по изучению рынка) в одном из кинотеатров Нью-Йорка провел над зрителями эксперимент. С помощью дополнительного проектора он пускал на экран фразы “Вы голодны? Ешьте поп-корн” и “Пейте кока-колу” длительностью 1/300 доли секунды. Ничего не подозревающая публика продолжала спокойно смотреть фильм: на такой большой скорости человеческий глаз не может сознательно улавливать информацию. Зато, по мнению Вайкери, она закладывается в подсознание. Как бы то ни было, маркетинговое агентство, разработавшее эксперимент, заявило, что во время антракта продажа кукурузы возросла на 50%, а прохладительных напитков – на 18%.
Маска смерти под поп-корн
После публикаций в прессе в обществе разразился грандиозный скандал. Еще бы: кто-то посмел вмешаться в глубины неразгаданного – в подсознание, кто-то осмелился манипулировать людьми! Государственные чиновники и ученые потребовали от Джеймса Вайкери объяснений, а в 1958 году Фонд исследований рекламы официально запросил экспериментальные данные и подробное описание технологий эксперимента. Но, как они ни старались, Вайкери ничего путного представить не мог. В конце концов в 1962 году виновник шумихи фактически признался в научном подлоге. И хотя последующие многочисленные эксперименты не дали никаких результатов, в США был введен запрет на использование неосознаваемых стимулов в рекламной продукции. Однако легче и спокойней от этого никому не стало, а возможность воздействия на подсознание будоражит общественность и по сей день.
Понятие “25-го кадра” появилось в середине 70-х годов прошлого века. Режиссер ужастика “Экзорцист” для пущего испуга вставил в фильм мелькающую маску смерти. Неизвестно, какой эффект произвела на зрителей эта картина, зато примеру кинотворца стали следовать многие. Ведь, как оказалось, вклеить дополнительные кадры в кинопленку не составляет особого труда.
– Физиологически мозг осмысленно принимает визуальную информацию со скоростью 24 кадра в секунду – именно с такой скоростью и показывают фильмы. Длина каждого кадра – 40 милисекунд. Для понимания информации человеку необходимы 120 милисекунд, или три кадра. Информацию меньше 120 милисекунд глаз осознанно не воспринимает, не успевает увидеть. Но в “25-м кадре” используется метод субсенсорного восприятия: если по длительности и яркости сигнал будет ниже порога восприятия, то он все равно будет воздействовать на мозг и отложится на уровне подсознания, – объяснил Грант Демирчоглян, профессор, руководитель Центра спортивного зрения НИИ физкультуры и спорта.
Грант Гургенович уверен, что отложенное в подсознание при возвратном повторении может выйти в сознание и воздействовать на поведение. С ним согласилась старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радиовещания Галина Фокина. По ее мнению, даже производственный брак на пленке, даже самые незначительные раздражители могут вызвать головокружение, тошноту и беспричинную неприязнь у зрителя к происходящему на экране. В таком случае дополнительные вставки, специально созданные для воздействия на человека, могут нанести значительный ущерб психике. И этому есть доказательства: в Японии 800 детей после просмотра мультфильма про покемонов попали в больницу с эпилептическим припадком. Автор сюжета ради сильного воздействия на зрителя ввел мелькание, к которому организм относится крайне недружелюбно. Эти дополнительные частоты, попав в резонанс с нейронами мозга, вызвали резкое перевозбуждение. Если присмотреться, то можно найти массу передач, изобилующих мельканием. Правда, на телевидении технология создания дополнительных вставок отличается от кинопроизводства.
Детектор лжи для телевизора
С помощью специального монтажного видеооборудования поверх готового сюжета телепередачи или рекламы накладывается дополнительный кадр, совпадающий по цветовым, звуковым и другим параметрам. Российские телекомпании быстро освоили и взяли в оборот этот нехитрый трюк. Не остановили их и законы РФ “О средствах массовой информации” (статья 4: “…Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих влияние на их здоровье”) и “О рекламе” (статья 10: “…Использование в радио-, теле-, аудио- и кинопродукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает неосознаваемое воздействие на его (потребителя) восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускается”). До последнего времени поймать за руку нарушителей не удавалось: по требованию они предъявляли “чистые” пленки. Тогда Министерство печати обратилось к ВНИИТР с просьбой создать специальную машину, способную выявлять все незаконные вставки. И недавно ведомство ее получило.
Специалисты института разработали настоящий миноискатель – опытный детектор скрытых вставок (ОДСВ). Прибор, управляемый процессором и регистрирующий текущую интегральную яркость, довольно прост в управлении: достаточно записать на видеомагнитофон передачу, измерить интегральную яркость последовательности записанных кадров, выделить и распечатать вставки. Видеозапись, яркостная характеристика и распечатки – веская улика, при предъявлении которой вряд ли отвертишься. Например, не удалось уйти от ответственности Екатеринбургской телерадиокомпании АТН.
В 2000 году программа “Авторские телевизионные новости” рекламировала проект “Азарт”. В ролике были обнаружены пять однокадровых вставок с надписью: “Сиди, смотри только АТН”. Замминистра печати Михаил Сеславинский посчитал, что это “является серьезной опасностью для телезрителей” и что “подобные эксперименты описаны во всех учебниках как стандартные методы психологической войны”, и подписал приказ о лишении программы “Авторские телевизионные новости” лицензии, а лицензия ТРК АТН была приостановлена на два месяца. Вдобавок на телекомпанию был наложен штраф. Справедливые на первый взгляд меры оказались неэффективными: “Авторские телевизионные новости” вышли в эфир через четыре дня. Нет, АТН не пощадили. Просто в России пока еще не разработана четкая нормативная база ответственности за дополнительные вставки, а Закон о СМИ грешит дырами. Но если “25-й кадр” нельзя использовать в корыстных целях, значит, он может пригодиться в благих целях. Например, в обучении. Ученые до сих пор надеются, что дополнительные вставки могут положительно повлиять на учебный процесс. Ведь таблица умножения, правило русского языка “жи, ши пиши с буквой и” или таблица Менделеева висят перед школьниками постоянно, однако не всем удается их выучить. А после окончания учебного заведения многие уверены, что 6х7 будет 47. Чтобы раз и навсегда все усвоили, что 6х7=42, ученые проводят многочисленные эксперименты для проверки эффективности технологий “25-го кадра”.
Учение – труд
Суммировав выводы большинства исследований по применению дополнительных вставок в обучении, было установлено, что неосознаваемое воздействие эффективно лишь в отношении простых сенсорных заданий. Также было доказано, что “25-й кадр” может благоприятно настроить детей на учебу. Но выучить физические формулы или таблицу умножения с его помощью невозможно. То же касается и разных аудиокурсов иностранных языков. Можно сутками слушать экспресс-курс английского Илоны Давыдовой, но толку от него будет чуть. Загадка кроется в подаче информации: подсознание реагирует только на зрительные стимулы. В отличие от глаза, который получает информацию одновременно из различных областей поля зрения и обрабатывает их параллельно, уши реагируют на сигналы последовательно. Если же они предъявляются одновременно, то сливаются либо в музыкальный аккорд, либо в нечленораздельный рев.
Так что стоит не увлекаться экспериментами с подсознанием, а оставаться верным традиционной системе обучения. Ведь лучше учебника может быть только хороший учебник.
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии